Вечер опустился на простор

Вечер опустился на простор,
Алой шалью нежного заката,
Приутих сосновый бор,
И разлилась душистая прохлада,
Заката бледно – розовый муар,
Я купил бы для своей любви,
Чтобы сшить волшебный пеньюар
И тебе его преподнести!


Рецензии
Очень красивый пейзаж, но! Верочка, позвольте сделать маленькое замечание, простив мне мою вреднючую натуру (образование, чёрт его подери, так и подталкивает вылепить то, о чём не просят): третья строка выпадает по ритму из общего риунка строфы (не хватает двух стоп); а в слове РАЗЛИЛАСЬ ударным является последний слог, так как глагол женского рода, и эти две погрешности весьма негативно сказываются на восприятии всей строфы.

Любовь Терехова   10.09.2007 03:51     Заявить о нарушении
Я всегда рада толковым грамотным замечаниям. Признаюсь, что я не имею специального образования. Пишу по наитию и не имею никакого понятия о строфах и др. литературных терминах, к своему стыду. Думаю, что если бы я думала о грамотном построении стихотворения, то никогда бы ничего не написала вообще. В данном случае я бы и рада исправить погрешности в стихотворении, но просто не понимаю, что такое стопы. С уважением, Вера

Вера Щербакова   10.09.2007 10:07   Заявить о нарушении
Верочка, на этом сервере есть азы поэтики, правда, точно сейчас не вспомню, на какой закладке я на них наткнулась. Если есть время и финансы - политсайте, пошастайте по серверу и найдёте.
Удач ВАМ!

Любовь Терехова   13.09.2007 03:09   Заявить о нарушении
Веруня, даю вам "вырезку" из своего урока школьникам. стопа - это метрический размер стихотворной строки (стиха) в строфе. читайте, надеюсь, всё разъяснила подробно.

Фоника – это звуковая организация речи, преимущественно стихотворной, особенно в тех её элементах, правила повтора которых не канонизированы (как в случае метричности или рифмы), а именно: звуковые повторы, звукоподражание, паронимы, стихотворная интонация.

Для боле чёткого уяснения сказанного, возьмём несколько известных стихотворений и сравним долготу звучания чётных и нечётных строк (а вернее – стихов) как в первой, так и в последующих строфах конкретного произведения.

Например, первая строфа стихотворения Пушкина.
«Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя.
То как зверь она завоет,
То заплачет, как дитя».

Стихотворение написано хореем (двухсложным размером с ударением на первом слоге) с использованием перекрёстной рифмы, то есть рифмуются чётный стих с чётным, нечётный – с нечётным; графически это выражается так: АВАВ. Все чётные стихи строфы имеют по 8 слогов, нечётные – по 7 слогов. При этом количество и местоположение безударных слогов между ударными слогами в каждой паре рифмованных стихов почти одинаково. Чтобы убедиться в этом, нарисуем графическую схему строфы, отмечая ударные слоги восклицательным знаком, а безударные – знаком тире:

! – ! – ! – ! – всего 8 слогов, ударных 4, безударных 4: по 1 безударному между ударными.
! – ! – – – ! всего 7 слогов, ударных 3, безударных 4 они чередуются между ударными 1, 3.
! ! ! – ! – ! – всего 8 слогов, ударных 4, безударных 4: по 1 безударному между ударными.
! – ! – ! – ! всего 7 слогов, ударных 4, безударных 3: по 1 безударному между ударными.

Если посмотрим вертикальное построение знаков, то увидим, что все ударные слоги образовали линейку. Теперь прочтём строфу вслух, чтобы интонацией выделить смысловое значение каждого стиха строфы. Слышите, как теряется, казалось бы, ударный второй слог в третьем стихе строфы? Почему? Да потому, что смысловая нагрузка здесь ложится на первый и третий ударные слоги, а второй лишь выполняет свою синтаксическую функцию: указывает на сравнение предмета, о котором идёт речь в строфе вообще. «Буря … воет подобно зверю: «ТО как ЗВЕРЬ ОНА ЗАВОЕТ…». Именно поэтому в графическом изображении второй слог третьей стопы не может считаться ударным: он не несёт смысловую нагрузку, а лишь указывает на неё. Такие слоги являются слабыми местами, не относящимися к ударным слогам, в то время как все ударные слоги являются сильными. (Более подробно о сильных и слабых слогах мы будем разбираться детально, но позже.)

Как думаете: что мы только что делали? Да соразмеряли и сопоставляли стихи строфы! И убедились, что каждую пару рифмованных стихов строфы можно сопоставить с другой парой, а стихи каждой пары между собой соизмерить. Затем таким же образом соизмеряем и сопоставляем данную первую строфу со второй и последующими строфами стихотворения «Зимний вечер». Вот эта соразмерность и есть ритмический рисунок, благодаря которому создаётся особая певучесть поэтической речи. Даже если стихотворные строки не будут рифмованы (а это не редкость, особенно для так называемых белых стихов), соразмерность стихов в строфе обязательна! Это – первый и главный закон стихосложения. О нём подробнее расскажу позже.

Любовь Терехова   13.09.2007 03:18   Заявить о нарушении
Уважаемая, Любовь, я благодарна Вам за урок. Буду признательна, если Вы найдёте время посмотреть несколько моих (любых) стихотворений, на предмет стихосложения. Насколько они безграмотны? Попытаюсь осмыслить, то что Вы мне преподали, но, сознаюсь, это для меня сложная задача, надеюсь, пока.
С уважением, Вера.

Вера Щербакова   13.09.2007 16:06   Заявить о нарушении
Веруня, отыскала-таки учебничек-то! Он, оказывается, на закладек СЕРВИСЫ запрятан. Зайдите - не пожалеете. Если что-то покажется сложным - пишите мне на почтовый ящик: senpoly (тут собака) bk.ru. А стихи... лучше выберите сами те, что считаете наиболее удачными и перешлите на мой ящик. Я с каждым стихотворением поработаю подробно, уккажу на недочёты и сильные места. Впрочем, на страничку вашу зайду.
С доброжелательством и наилучшими пожеланиями...

Любовь Терехова   15.09.2007 03:46   Заявить о нарушении