Моя бабушка Евдокия Ивановна
К родной моей бабушке Евдокии Ивановне.
Такой непроизвольный и детский жест может показаться читателю наивным. Но каждый раз,
когда события ставят меня перед формальным духовным выбором, когда кто-то ближний предлагает мне свои изыскания, особенно когда ближний делает это с не совсем понятной настойчивостью, я на краткий миг чувствую себя ребенком, и почти невольно вырывается у меня: "А вот моя бабушка..."
И все сразу становится на свои места.
Едва ли не самое нежное и драгоценное, что есть, - эти детские воспоминания и позднее родившиеся (семейного сочинения) легенды, с ними связанные.Решившись поделиться с вами этим сокровищем, я расчитываю только на то, чтобы передать вам часть той чистой радости, простой веры и... наверное благодати, которую дает мне она, и будет давать всегда, покуда жива душа моя.
Когда я появлялась на свет, а было это 4 ноября, в день празднования Иконы Казанской Божьей матери, и то был престольный праздник, бабушка стояла у обедни.
Около семи утра местный юродивый подошел к ней и сказал
"Божья матерь кровью умывается..."
В то утро действительно был сказочно красивый рассвет.
И роды были очень тяжелыми.
О чем и как молилась тогда моя бабушка? Сие останется тайной между ней и небесами.
Но когда паче чаяния столь счастливо рожденная внучка начинает испытывать потребность в духовных размышлениях, лучшей темы для размышлений не придумаешь.
О чем просила она и что обещала?
Каким духовным и земным долгом обременила себя?
И каким меня?
Я принимаю этот долг, потому что люблю ее.
И верю ей беспрекословно.
Дело все происходило в России, в самой что ни на есть Рязанской области.
Родители, обучавшиеся тогда в престижнейших вузах Санкт-Петербурга, решили рожать меня в родовом гнезде:
"
Рязанская область. Спасский район. Село Кутуково".
Тот самый Спасск, что спасла Богородица от татар, укрыв под водой.
А Кутуково не спасла. Добрую сотню лет стояли гости в наших краях, и до сих пор половина родни зовется у нас татарами, под горячую руку и по чисто внешнему сходству, разумеется.
В годы застоя наша Арта жила спокойно, просто и даже счастливо. Жизнь бабушки состояла из трех основных компонентов: молитва, работа в огороде, сон. И так каждый день. Возьму на себя смелость утверждать, что и по времени эти компоненты были приблизительно равны:
восемь, восемь и восемь. Заимствования допускались только из двух последних. И так много-много лет подряд.
Какое духовное сокровище можно было стяжать таким постоянством?
Надо сказать, что бабушка Евдокия Ивановна была матерью моего отца. Три ее сына выросли хорошими людьми, выучились, обзавелись семьями и уехали в приглянувшиеся им большие и красивые города.
И как-то незаметно подраставшие внуки, приезжая на лето в любимый деревянный дом, стали примечать, что бабушку, то ли всерьез, то ли с иронией, на селе зовут монашкой.
Нет, не одна она была такая. Покуда из села до райцентра доедешь, а оттуда на автобусе до Рязани, раз десять, а то и больше они на пути твоем детском попадутся - эти самые бабушки в черном.
Может быть, они-то и "спасли Россию".
Может, они-то и спасают.
Полтора класса образования.
Полтора метра ростом.
Как понять мне теперь - ее этику, ее образ жизни, ее молчание, год от года все более глубокое и такое естественное, что было оно камертоном всего дома, и многочисленное потомство, которое, конечно, никак не хотело оставить ее в покое, успокаивалось и укрощалось только под этим простым кровом.
И в церковь-то конечно она нас водила. И молиться учила.
Но просто быть рядом с ней было даже лучше. Святее.
После смерти бабушки, которую мы почему-то не застали, я стала искать ее могилу. И не нашла. Кажется мне, что действительно была она много лет послушницей, каким-то особым образом, в миру, и знаю даже какое послушание несла.
А пострижена была перед смертью.
Схоронив перед тем своими руками приехавших к ней несмотря на полузапреты двоих своих сыновей. Среднего и младшего. Моего отца.
Друг за другом. Год за годом.
Потом умерла сама.
И тело ее видно увезли в монастырь.
Могилы нам не осталось.
Во избежание нарушения канонов напоминаю, что сие есть легенда. В том смысле, что доказательства ее пути и ее выбора найти сложно.
И дело собственно не в ней, не в легенде.
Я уверена, что помнят о бабушке мои сестры и братья, хорошие, добрые, порядочные люди.
Хочу, чтобы помнили правнуки.
И ведь знаете, кроме огромной любви и благодарности, тем более сильной, чем более бесформенной и нежитейской она становится, никаких-то особенных воспоминаний у нас нет.
Даже образ сливается с теми, другими.
Общими нашими рязанскими бабушками.
Помню глаза голубые и выгоревшие до какого-то точно уж нездешнего света.
На сколько хватит этого света для духовного покровительства роду нашему?
И чем дольше живу, тем чаще приходит в голову мысль:
А не мне ли завещала она стать - новой бабушкой Евдокией Ивановной?
Почему именно я так остро чувствую, что нет ничего важнее в жизни, чем т а к жить и
т а к молиться?
Помоги мне, бабушка.
Помоги нам, Господи.
Свидетельство о публикации №107083002649
К нам июнь забегал. И представь себе, ровно на тридцать,
Или только на тридцать. Кобенится - больше ни-ни.
На тебя ли, кума, на себя ли мне оборотиться -
Кто унёс петушка, где ты прячешь прошедшие дни?
Этот куст не полит. Этот единорог не подкован,
Вот и Эдгару ворон сказал - никогда.
К нам июнь забегал. Недообнят и недоцелован,
И трёхдневная скулы темнит борода.
Раньше он заходил. Наломает, бывало ,сирени,
Из колодца достанет котёнка, из кармана коньяк.
А потом говорил: «У меня озаренье».
И ноэли ходил сочинять на чердак.
Раньше были июни. Ночные ступени скрипели,
Бликовала луна на чухонском носу колуна.
Шашлыки на огне самодельном шипели,
Мать звала из окна своего шалуна.
Нет. Шалун в январе. Я же пел про июни,
Те, где белые ночи белее, чем кожа твоя.
Если кто-нибудь спросит «Кем растоптаны эти петуньи?».
«Отвечай - это он». Я с тобой соглашусь - «Это я».
Вадим Жук
Уменяимянету Этоправопоэта 24.07.2021 15:29 Заявить о нарушении
Наталия Свиркина 25.07.2021 15:11 Заявить о нарушении
«Пишу Вам из теплого и зеленого далека, где я уже водворился купно со своей фамилией. Живу я в усадьбе близ Сум на высоком берегу реки Псла (приток Днепра)... Вокруг в белых домах живут хохлы. Народ все сытый, веселый, разговорчивый, остроумный... Нищих нет. Пьяных я еще не видел, а матерщина слышится очень редко, да и то в форме более или менее художественной» (при случае замечу, что ни одного закона о запрете материться тогда украинцам не понадобилось.).
Уменяимянету Этоправопоэта 25.07.2021 15:20 Заявить о нарушении
Уменяимянету Этоправопоэта 25.07.2021 15:41 Заявить о нарушении
Наталия Свиркина 16.09.2021 12:25 Заявить о нарушении
Уменяимянету Этоправопоэта 16.09.2021 13:21 Заявить о нарушении
Наталия Свиркина 03.01.2022 11:19 Заявить о нарушении
Уменяимянету Этоправопоэта 03.01.2022 15:04 Заявить о нарушении