Актёр нашего времени

Дома очень холодно. Сейчас налью себе горячего чая, обмотаюсь тёплым шарфом, почти бендеровским, и начну.
Главу я назвала так неслучайно. Тот, о ком пойдёт сейчас речь, известен и пользуется успехом. Кроме того, его герои, так же, как и лермонтовские, одиноки и противостоят всему миру. А сам он загадочен, неприступен и непонятен. Это Олег Меньшиков. И свои размышления хочется начать именно с него, потому как Меньшиков меня постоянно преследует. Так сказать, «хрустальная мечта моего детства». «Я люблю актёров бурно и откровенно», как Татьяна Москвина. И легко увлекаюсь. Увлечения могут длиться долго, а могут быстро улетучиться. Есть и многолетние привязанности, к которым Олег и относится. В любом случае – увлечения проходят, и я уже который раз возвращаюсь к Олегу Евгеньевичу. Вот ведь засада.
Меньшиков закончил Щепкинское училище как комедийный артист. Но, несмотря на это, трагических ролей у него довольно много, и поэтому он воспринимается многими как несчастный и всеми брошенный. А Олег Евгеньевич – жизнерадостный и весёлый человек. Оптимист. Авантюрист. Лидер. Этакий Остап Бендер, которого он, кстати, недавно сыграл. Но об этом – позже.
Олег стал известен после фильма «Покровские ворота», где явился зрителям в образе обаятельного и ироничного Костика. Такой солнечный персонаж. Он сразу полюбился народу. А через некоторое время был поставлен спектакль «Калигула», в котором Меньшиков этого самого Калигулу и сыграл. Понятно, что весёлого тут мало. И пошло-поехало… Есенин, Нижинский, позже, в «Театральном товариществе 814» - «Демон»… А в последних двух он был ещё и режиссёром.
Роль Мити в «Утомлённых солнцем»… Она писалась Михалковым специально для Меньшикова. Никита Сергеевич опекал Олега ещё с одного из его первых фильмов – «Родни». Сам Меньшиков признаётся, что большего актёрского счастья, чем с Михалковым, он никогда не испытывал. А Никита Сергеевич за этот фильм получил «Оскар» как режиссёр. Жаль, что «Оскара» дали только за режиссуру, потому что Меньшиков, гениально сыграв всех предавшего и всеми преданного, эту награду вполне заслужил…
А потом пришло время «Сибирского цирюльника». Михалков хотел, чтоб в главной роли был только Олег. И 38-летний Олег Евгеньевич 3 месяца жил в военном училище, перевоплощаясь в 20-летнего юнкера Андрея Толстого. Существуют разные мнения: кто-то считает, что ему это не удалось, вторые, соответственно, придерживаются противоположного мнения. Я отношусь ко вторым. Аргументы: мало того что я не знаю сколько раз пересматривала сей фильм, оценивая игру Олега Евгеньевича, я ещё видела съёмки. Меньшиков без грима. Сколько вам, мальчик, лет? Откровенно говорю, без лести: 20 бы и дала. Хорошо выглядит. Движения легки, как будто «сбросил с себя груз прожитых лет». Старательно и вместе с тем игриво репетирует сцену дуэли, заразительно улыбается. По-юношески искренне и выразительно читает Пушкина на экзамене. Влюблено смотрит на Джейн, смущается, не зная, что сказать… Смертельно обижается на своего друга, который просто с ней станцевал. Да, были некоторые моменты, неудавшиеся ему… Не во всех сценах он испытывает к Джейн чувства. Точнее, испытывает, но неубедительно. Ну вот, ещё не хватало, чтоб он отдал сердце какой-то американке! Надо же оставить надежду русским зрительницам!
А с момента отправления Толстого на каторгу Олег уже не скрывает своего возраста. В глазах появляется усталость – из жизни – и обречённость – по сюжету. Того, что было на самом деле, он всё равно не расскажет, ни за что. Он русский – это многое объясняет. Уж лучше признать то, чего не делал, и – на каторгу…
Но Меньшикову не всю жизнь везло с фильмами. К примеру, фильм «Поцелуй» по одноименному рассказу Чехова. Скучнее давно ничего не видела. Сюжет развивается вяло… И даже такие актёры, как Абдулов, Янковский и наш герой, фильм не спасли.
Не сложились у него и отношения с критиками, которые обругали его постановку «Горя от ума». Вообще «ГоУ» - первый спектакль, поставленный Меньшиковым в своём «Театральном Товариществе 814». Он набрал молодых неизвестных актёров, а чтоб люди шли на премьеру, взял на себя роль Чацкого. И ещё пригласил играть Екатерину Васильеву, Сергея Мигицко, Марата Башарова….
Мне вот «ГоУ» понравилось. Негромкая, немного сказочная музыка композитора Гаврилина, загадочная усмешка, ироничные интонации и чёрные пронзительные глаза Чацкого, подобострастный красавчик Молчалин… Именно в такого Софья по сюжету и влюбилась. Она вся в своих французских романах, она увлечена Молчалиным, и ей нет никакого дела до замужества. И всё тут. Фамусов озабочен миссией «быть взрослой дочери отцом», а остальное… Да наплевать. «С плеч долой». Репетилов очень хочет, чтоб его кто-нибудь выслушал, но никто не желает. Зато ему под руку попадается Чацкий. Репетилов по-наглому берёт у него деньги, приговаривая, что никогда у него не было друга «такого верного», и изливает ему душу…
А потом Чацкий узнаёт про отношения Софьи и Молчалина и благодаря кому он стал «безумным». Сначала приходит в себя: «Не образумлюсь… виноват. И слушаю... Не понимаю…». Потом осознаёт всё и кричит в исступлении: «С кем был! Куда меня закинула судьба! Все гонят! Все клянут! Мучителей толпа!» - со слезами на глазах. И, как человек, который только что пережил величайшую в своей жизни трагедию, говорит на выдохе, еле слышно: «Карету мне… карету».
А вторым спектаклем «ТТ814» была «Кухня». По пьесе Максима Курочкина. Красивые декорации, завораживающая музыка, написанная самим БГ. А сюжет очень странный. «Кухня» сюжетом напоминает чем-то «Мастера и Маргариту»: современных людей сменяют герои «Песни о Нибелунгах» и наоборот, и так – весь спектакль. А сам Олег играет злодея Гюнтера, владельца замка, который не понимает, «почему мечту всего человечества выполнить легче, чем мечту одного конкретного человека». Многие уходили после спектакля недоумевающие, т.к. вообще пьесы не поняли. А меньшиковская логика была такая: смотрите, думайте о своём, и вы всё поймёте. И вообще, задумайтесь о своей жизни!
Далее был спектакль «Игроки». Меньшиков и раньше играл в этом спектакле, но не в своём «ТТ», а в Англии и был Ихарёвым. А теперь он режиссёр, играет на русском, причём Утешительного. В спектакле принимали участие (потому как «Игроки» уже закрыты) Виктор Сухоруков, молодой, но уже подающий надежды Никита Татаренков, Александр Усов, Алексей Горбунов… Спектакль музыкален, динамичен, юмор имеет место быть. А перед сим действом один из персонажей угощает публику водкой, чему зрители в Германии (где спектакль прошёл на ура) были очень удивлены: «Мы же не на пьянку пришли!».
А недавно состоялась премьера спектакля «Сны Родиона Романовича» по «Преступлению и наказанию» Достоевского. Сам Меньшиков не принимает участия, зато в главной роли – Виктор Сухоруков. Зрители вроде довольны.
В 2004 году была снята программа «Первая ночь с Олегом Меньшиковым», где он выступил в новой для себя роли – роли ведущего. Эта программа резко отличалась от остальных новогодних: самые неожиданные песни исполнялись самыми неожиданными дуэтами. Тут были и не особо известные, но хорошие песни, и композиции из нашего старого кино, и современные в необычной аранжировке. Приходил Денис Мацуев, играл «В лесу родилась ёлочка» в стилях разных композиторов: от Моцарта до Чайковского. Олег пел то с «Дискотекой Авария», то с Лагутенко, то божественно играл на рояле, а то вообще всё совмещал. Новый 2005 год начался очень душевно…
2006 год порадовал нас сериалом «Золотой телёнок», где Меньшиков был самим Остапом Бендером. Все сразу кинулись сравнивать новый фильм со старым. И, если учесть, что раньше был культ Юрского, то многие (особенно старшее поколение) принялись новый сериал ругать. Да вы что, это же скукота. Да какой из Меньшикова Бендер! Извините, не могу согласиться. «Золотой телёнок» смотрелся мной на одном дыхании и не один раз. А Бендер (как и Чацкий, и Фигаро, и многие другие персонажи) у каждого поколения свой, и у Олега Евгеньевича, на мой взгляд, он получился замечательным. Я ни в коем случае не хочу сказать, что Юрский сыграл плохо. И старый фильм мне понравился, в некоторых моментах он лучше нового. Зато сериал может больше показать благодаря своему формату, например, семью Лоханкиных (Васисуалия на бис сыграл Михаил Ефремов, а его жену – Инга Оболдина). А Бендер Меньшикова мне просто ближе и понятнее. Вот после просмотра так и кажется, что сейчас откроется дверь, и войдет он. Кивнёт, улыбнётся, взмахнёт шарфом, обжигая глазами, сядет рядом и начнёт рассказывать про Рио-де-Жанейро. Его Остапу веришь, что это самая настоящая «хрустальная мечта». И он не гоняется за деньгами весь фильм, т.е. он их пытается отнять одним из своих честных способов, но и радуется при этом жизни. С неподдельной грустью в глазах прощается с друзьями, искренне любит Зосю, нежную и удивительную. А финал остаётся открытым: Остап идёт с ней в ЗАГС (согласно первому варианту окончания романа, который раньше был запрещён), а у дверей оборачивается, то ли прощаясь со зрителями, то ли… А вот думайте сами!
Одновременно со съёмками в «Телёнке» Олег снимается в сериале «Доктор Живаго» в роли Юрия Живаго. Его предшественник, Омар Шериф, сыграл просто красивого мужчину, любовника и доктора. А Олег Евгеньевич – один из немногих актёров, кто умеет на экране думать. И он думал. Любил жену и Лару, чем мучил обеих и сам мучался угрызениями совести. Лечил больных. Перенёс все тяготы войны. Это был наконец-то настоящий Юрий Живаго.
А этим летом в Сочи, Питере и Москве был показан документальный фильм «Игроки, или Сейчас выйдет Олег», режиссёром которого был Пётр Шепотинник. Это уже не первое его документальное кино. У Петра есть какой-то особый подход к известным людям. Они раскрываются перед ним и предстают такими, какие есть. Не стал исключением и наш Олег Евгеньевич, который вообще-то считается замкнутым человеком. Тут он изливает душу, рассказывая о жизни после спектакля, когда очень легко, «потому что ты выговорился», о профессии: «Я вообще не люблю артистов, которые на сцене изо всех сил делают вид, что им безумно сейчас тяжело и “посмотрите, как я работаю”. Потому что это вранье. И человек в зал пришел не для этого, чтоб посмотреть, “как я работаю”, а чтобы что-то понять, что-то услышать…», о Сергее Бодрове-младшем, который трезво относился к своей профессии и, наверно, был счастливым человеком, о возрасте, который Меньшикова не волнует, ведь главное то, как чувствуешь себя в душе, о молодых режиссёрах, которые с радостью поставили бы Гамлета, если бы им предложили, в то время как профессионалы не готовы к этому, о Михалкове, об отношениях Олега с которым я уже писала, о коллегах… Он то ходит по полям в костюме Остапа Бендера и репетирует: «Счастье ходит по стране в белых одеждах…», то он – Чацкий, то нервничает за кулисами: вот-вот на сцену должен выйти Сухоруков, а он взял и куда-то подевался. Но в результате он, конечно, пришёл и вовремя появился на сцене. То Олег на репетиции помогает молодым актёрам раскрыться, не без помощи мата – чтоб было убедительнее. А большую часть фильма Меньшиков сидит и рассказывает, рассказывает, рассказывает… Совершенно не стесняясь.
Сейчас ему 46 лет, он женат и является народным артистом России. Как всегда хорошо выглядит. Небрежно-элегантен и обезоруживающе обаятелен. Пишет эссе. Думает о новых спектаклях, мечтает сняться в комедии и оперетте. На вопрос «Какое самое правильное существование на Земле» отвечает, что взял бы пример с Бендера, «который декламировал жизнь как путь». «Как приключение, как бродяжничество».
А мы ждём его нового выхода на сцену.
Заседание продолжается!


Рецензии
Спасибо, Наташа! Узнал много нового. Многие из упомянутых фильмов я не видел, но теперь постараюсь посмотреть.

Владимир Корсак-3   31.08.2007 14:14     Заявить о нарушении
Влад, спасибо Вам за внимание! И очень рада, что этот артист Вас заинтересовал.

Наташа Киселёва   31.08.2007 16:22   Заявить о нарушении