Долги

Как часто люди, не задумываясь, берут или дают в долг! И речь идет не только о деньгах, о материальных ценностях, но и обо всем в жизни, о каждой ее мелочи. Хотя именно на примере материальных ценностей и можно объяснить эту идею. Представьте себе, что Вы что-то покупаете в магазине. Вы платите деньги и взамен получаете товар. Причем две эти операции не совершаются одновременно – либо Вы сначала отдаете деньги, а потом забираете товар, либо наоборот, то есть можно представить, что Вы даете деньги продавцу в долг и ждете возвращения этого долга выбранными Вами товарами, либо берете товар в долг, а затем возвращаете этот долг деньгами. Вспомните, разве с Вами происходит не так?

Теперь давайте применим этот пример к жизни, к взаимоотношениям между людьми. Обратите внимание – ведь всегда происходит именно так: один человек что-то дает другому в долг и ждет возвращения этого долга, а другой берет в долг, а потом этот долг возвращает. И если кредитор и дебитор довольны установленными сроками возврата и ценностью долгов, такие отношения будут прочными и приятными для обеих сторон, а иначе – сами понимаете, что происходит между людьми, один из которых что-то должен другому и отдавать вроде бы не собирается…

Так что же мы даем и берем в долг постоянно, ежедневно, часто не осознавая этого, но подсознательно подсчитывая баланс своих доходов и расходов? А это именно все те мелочи, на которые порой никто не обращает внимания. Поздоровавшись с кем-то, мы подсознательно ждем ответного приветствия или хотя бы признания того факта, что мы поздоровались, каким-либо знаком, жестом, выражением лица. Уступив кому-то дорогу, оказав кому-то помощь, часто мы неосознанно ждем благодарности. Совершив любое малейшее усилие, порой даже просто подумав о чем-то по отношению к какому-либо человеку, мы уже чего-то ждем взамен, мы уже считаем, что дали в долг, мы уже ждем возврата долга. И в то же время, когда для нас делают что-то полезное, приятное, мы благодарим, то есть что-то делаем взамен, отдаем долг, который невольно (или сознательно) у кого-то взяли. Таким образом, получается, что долговые отношения связывают нас не только с близким, знакомыми людьми, но и с любым человеком, хотя бы раз встреченным на нашем жизненном пути.

Чем же измерить то, что делают для нас и то, что мы делаем мы для других? Вот тут и возникают конфликты между людьми. Это конфликты систем ценностей различных людей. Почему кто-то не ценит того, что сделали для него? Почему кто-то готов совершать для окружающих хорошие, приятные, полезные поступки, не требуя ничего взамен? В чем же причина такого различного поведения, если никто не делает ничего бескорыстно, если любой поступок человек совершает за что-то, либо давая в долг, либо возвращая долг? При этом хочу напомнить, что с точки зрения психологии благородные мотивы преобладают в человеке: человек хочет, чтобы его поступки были благородными, даже все свои ошибки он оправдывает какими-то возвышенными мотивами, считает, что ошибся случайно, желая кому-то добра, и даже часто приходит к выводу, что в его неудачах виноват кто-то другой – еще бы, ведь он хотел как лучше, а получилось как всегда, причем сам он никак не может быть виноват в этом, с такими-то благими намерениями…

В общем, стоит понимать, что люди, не отдающие долги, не стремятся к этому изначально. Либо они считают, что этот долг уже отдан, либо, что кредитор уже был им что-то должен. Например, подумайте, что плохого сделали людям олигархи, за что их так не любят, почему радуются их неудачам? Вспомните несколько доводов, которые были бы направлены против олигархов. А теперь вдумайтесь – ведь все эти доводы сводятся к тому, что олигархи что-то должны народу. Причем сами они почему-то думают иначе…

Итак, все дело в различии систем ценностей разных людей. Допустим, один человек может сказать «спасибо» за самый незначительный поступок, другой же считает, что «спасибо» надо еще заработать. Опять же, как в магазине – человек смотрит на цену необходимого ему товара и решает, соответствует ли денежное выражение ценности товара той пользе, той совокупности чувств, испытываемых покупателем от обладания товаром. Если цена соответствует его представлениям о товаре, человек его покупает. А если не соответствует? Если она ниже, то человек считает, что надо не только отдать деньги за товар, но и сделать что-то еще – например, поблагодарить продавца, сделать кому-либо что-то приятное. Если цена выше, покупатель решает, может ли он за эти же деньги получить еще что-то, кроме требуемого товара – может быть, подарок, может быть, улыбку продавца, а может быть, чье-то испорченное настроение – бывает и такое. И если покупатель понимает, что за потраченные деньги он получит только требуемый товар или количество испытываемых эмоций, прилагаемых к товару, все-таки не компенсирует потраченные деньги, человек не покупает этот товар. Это, кстати, часто используют специалисты по маркетингу, занимаясь вопросами ценообразования производимого их компанией товара.

Что же делать, когда человек понимает, что взял у кого-то что-то в долг, отдать который не представится возможность? Например, если где-то в незнакомом городе в автобусе Вам уступил место человек, которого Вы скорее всего никогда в жизни больше не встретите. Вот в таких случаях необходимо вспомнить элементарные правила вежливости. Казалось бы, такие мелочи – «спасибо», «пожалуйста» - но ведь именно эти слова, которые вроде бы почти ничего не значат, часто компенсируют ту задолженность, которую Вы приобрели по воле человека, совершившего для Вас приятный поступок. Конечно, вспоминая приведенный пример, можно вспомнить и исключения – когда пожилой человек, которому уступили место, считает, что для него обязаны были это сделать, что все эти люди уже должны ему что-то, соответственно, ни о какой вежливости в этих случаях разговора обычно нет – разве что со стороны уступившего место.

Но ведь если системы ценностей разных людей различны, тогда получается, что конфликты между людьми неизбежны! Именно так! Если теоретически предположить, что кому-то удастся добиться, чтобы у всех людей, каждый из которых воспитывался в различных условиях, был окружен различными людьми, каждый прожил свою жизнь, пережил свои взлеты и падения, свои радости и печали, каждый сделал свои выводы из пережитого, если все эти люди будут иметь одинаковую систему ценностей – тогда мир станет бесконфликтным. К сожалению, это невозможно! Представьте себе, как разнообразны условия жизни различных людей, как часто претерпевает изменения система их ценностей, моральных, материальных, порой плавно, порой резко, но у всех по-разному, и иначе и быть не может.

В общем-то, можно бесконечно рассуждать о долговой системе жизни, о различии человеческих систем ценностей и о причинах возникновения конфликтов между людьми, однако, я думаю, что основные мысли озвучены, а выводы каждый сможет сделать сам.

И, несмотря на некоторую пессимистичность предложенной мною теории, очень надеюсь, что ее правильная оценка и адекватное восприятие, возможно, помогут кому-то сделать свою жизнь более приятной, бесконфликтной и счастливой!

© Дмитрий Нифонтов
© 2004


Рецензии
Мне никогда долгов не отдавали ,
Считали,что я всем должна сама,
При встречах улыбались и кивали,
Шептали в спину: "Дура от ума".

Я, в общем, никогда и не просила,
Мне было интересно наблюдать
Какую деньги обретают силу
Над тем,кто не способен их отдать.

Анна Лебедева 3   09.08.2016 18:34     Заявить о нарушении
Спасибо за отзыв

Дмитрий Нифонтов   22.11.2016 13:02   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.