Два взгляда на одну Ночь

Стихотворение Наталии Ивановой "Ночь"

http://www.stihi.ru/2007/07/30-134

Полнился старый сад запахами сирени,
Лист за рекой шуршал эхом шагов ежа,
Ранили комары жалами откровений,
Кольцами мишуры свет на земле лежал.

Пели лягушки в лад лунные серенады,
Слёзы застывших звёзд капали в старый пруд,
Духи лесных монад с Богом играли в нарды,
Глядя, как небеса воспоминанья жгут.

Ночь соткала рядно и, натянув канвою,
Вышила гладью дом, где мы могли бы жить,
Лунный клубок смотав, сломанною иглою
Тщетно пыталась нас снова соединить.

Пенился Млечный путь хлопьями грязной ваты,
Нотами соловья в роще звенел фальцет.
Кутались наши сны в траурные халаты.
В доме погас очаг. И наступил рассвет.


ЗЛОЙ КРИТИК.

Стихотворение посвящено, как я понимаю, ночи. Не сказать, что пейзажная зарисовка в чистом виде, но и не любовная лирика. Нечто среднее.
Справедливости ради надо отметить, что автор довольно умело использует рифмы, техникой владеет, что уже говорит о небезнадежности перспектив.
Конечно, грамматические рифмы третьего катрена значительно слабее всех остальных: «канвою – иглою», «жить – соединить» - это слабо.
Фонетически не очень гладко звучит фраза «где мы могли бы жить». Ну а все остальное по технике – нормально. Пусть живет.

Теперь перейдем к содержанию стиха. Попробуем пробиться через поток образов и понять, о чем это стихотворение.
«Полнился старый сад запахами сирени» - ну да, пожалуй. Можно придраться к множественному числу. Запахи сирени – несколько загадочно. У сирени один запах.
Или так много сирени, что и запаха становится много? Ладно, оставим это на совести автора.
В каждом катрене однозначно понятной является только одна строка. Остальное – сплошной символизм и пиитические навороты, уходящие то в пафосность («жала откровений»), то в полную абстракцию («Духи лесных монад с Богом играли в нарды», «кутались наши сны в траурные халаты»), то в некую эпатажность («пенился Млечный путь хлопьями грязной ваты»), причем автор предоставляет читатель искать трактовку этих образов самостоятельно, не предпринимая попытки внести ясность, а наоборот, напуская загадочности и туману.
Совершенно непонятной является строка «Глядя, как небеса воспоминанья жгут.». Остается невыясненным: то ли небеса оказываются сожженными, то ли это они сами вынуждены зачем-то сжигать воспоминания.
Лунный клубок – банальность и совершенно затасканный образ. Впрочем, и Млечный путь – тоже. К сожалению, автор не сумел избежать этого.
Ноты соловья тоже вызывают сомнения. Скорее, это должны были быть звуки, а не ноты.
Автор прибегает к множественной инверсии и без того сложного образа. Должно было быть так: Соловей звучал фальцетом. А здесь ФАЛЬЦЕТ не просто звучит, а звенит соловьем. Все перевернулось – ехала деревня мимо мужика! Как литературный прием – возможно, но уж стишком гружёно. Читатель вынужден напрягать мозг в попытках разобраться в этой головоломке.
Траурные халаты – апогей всего. Они вызывают какое-то гнетущее ощущение, недоумение и неприятие. Что нам хотел сказать автор – так и остается невыясненным. В доме погас очаг – было бы все ничего, но тут мы вспоминаем, что дом-то не настоящий, а вышитый. И очаг, само собой тоже – вещь довольно абстрактная. Рассвет наступает, а яснее от этого не становится. Автор тщетно пытался сказать нам что-то. Читатель не понял и уходит разочарованным.
Стихотворение очень эклектично. Здесь намешано всего – романтизма, символизма, готики. И лишь разбавлено малой каплей реализма. Может быть, стоило остановиться на чем-то одном? Не создавать столь чудовищный коктейль, вызывающий головную боль в тот момент, когда рассвет все-таки наступает? Кстати, что значит «наступил»? Перешел в наступление? Опустил ногу на голову ЛГ (и читателя!) Или просто взошло солнце?
Ну, это уже, я, конечно, ёрничаю…
Что хочется пожелать автору? Быть проще, понятнее, естественнее. Не гнаться за надуманными и слишком насыщенными образами. Не пытаться скрыть смысл за завесой символов и абстракций. Может быть, тогда не эхо шагов ежа будет слышаться «там вдали, за рекой», а одобрительные возгласы читателей.


ДОБРЫЙ КРИТИК.

Стихотворение с технической точки зрения не вызывает никаких придирок. Размер – ну, это вообще не предмет для разговора, тут все чисто, так же как и рифмовка. Чередование женских и мужских рифм делает стих менее жестким, чем если бы использовались только мужские, но и не столь приторным, если пользоваться только женскими. В общем, всего в меру. Придирчивым глазом можно заметить пресловутую глагольную рифму. Но, во-первых, ее никто не запрещал, а во-вторых, если она органична и незаметна, значит, на месте и проблем нет.
Стихотворение насыщено образами, которые в совокупности позволяют читателю, не лишенному фантазии, нарисовать в своем воображении не просто цельную картину, но и понять внутренние переживания героя(героев) стихотворения.
Каждая строка открывает нам новую грань в этом разнообразии ощущений и впечатлений.
Автор как бы призывает на помощь и другие органы чувств, делая это очень ненавязчиво:
Обоняние:
Полнился старый сад запахами сирени, - ОБОНЯНИЕ
Лист за рекой шуршал эхом шагов ежа,- СЛУХ
Ранили комары жалами откровений, - ОСЯЗАНИЕ
Кольцами мишуры свет на земле лежал.- ЗРЕНИЕ

Нет только вкуса. Но если бы мы представили, что именно должен был бы ощутить читатель, то становится ясно, что вкус – это легкая горечь. Весь стих пропитан этой горечью переживаний. Но это становится понятно несколько позже.

Заметьте, как автор пользуется различными изобразительными средствами:
Тут и аллитерация, и метафоры, и аллегории…
Автор вроде бы рисует (или вышивает?) картину ночи, но внезапно обнаруживается «двойное дно». Стих-то не о том! Стих о боли, о горечи расставания, о невозможности «склеить разбитую чашку».
Намеком это возникает в словах «ранили комары жалами откровений» - да, именно откровения причиняют страдания, а не тривиальные насекомые.
Но все совершенно ясно становится после слов « вышила гладью дом, где мы могли бы жить». Дом – несуществующий в реальности – не может быть прибежищем для двоих. Его нет, как уже нет – но ведь могла бы быть! Была! – любви. Отсюда – и игла сломана, и тщета соединения очевидна. Именно поэтому возникает образ Млечного пути – не привычно яркого и ясного, а с грязными хлопьями. То ли слезы героя вызывают такую метаморфозу, то ли облака, закрывающие надежду – так или иначе, в данном контексте это воспринимается как новый оттенок переживаний ЛГ.
Из этого же образного ряда и двусмысленность фразы «глядя, как небеса воспоминанья жгут». С одной стороны, воспоминания столь болезненны (вспомним «жала откровений»), что вызывают ожог самого неба. С другой стороны, небо (небеса) сжигает все воспоминания ЛГ, пытаясь повернуть его к новой жизни, к ожиданию новой любви (А ведь в конце наступающий рассвет – уж не результат ли сожжения небесами последних обрывков воспоминаний героя?)Вот она - горечь, о которой мы упоминали выше.
Нотами соловья звучит фальцет – смысловая инверсия, которая усиливает болезненность ощущений, все в мире переворачивается с ног на голову, герой чувсвует и воспринимает мир искаженным. И хотя бывшая возлюбленная (или возлюбленный) пока еще рядом, но все уже безнадежно: « кутались НАШИ сны в ТРАУРНЫЕ халаты». Рядом – но не вместе. Любовь умерла. Очаг – пусть и в нарисованном мире – погас. Надежды не осталось.
«И наступил рассвет». И опять читателю предоставляется право самому решить, что стоит за этими словами: надежда или безнадежность. «Очаг погас, но рассвет все-таки наступил и жизнь продолжается!». Или так: «Очаг погас. Рассвет наступил. Но с рассветом умерла любовь и ничего уже не вернуть» А может, и так: « Очаг погас и прошлое в нем превратилось в пепел. Рассвет наступил и нужно начинать жизнь с чистого листа.»
Автор дает возможность читатель стать соавтором, воспринять историю через призму своих собственных ассоциаций, сложить свой узор калейдоскопа.
А потом, повернув трубку, увидеть, как перемещаются стеклышки, складываясь в иную картину. Значит, в стихе есть еще что-то, чего не было раньше? Значит, это не пейзаж, как казалось сначала, не грустная лавстори, как оказалось потом, а что-то иное? Возможно, возможно.
В общем, автор полностью доверяет читателю. И спасибо ему за это.


Здесь приведены два взгляда на одно и то же произведение, которое опубликовано на странице Садов Лицея с согласия Н.Ивановой.

Администрация Садов Лицея и Учебная часть не претендуют на полноту и объективность представленных здесь образцов критики.


Рецензии
Ну что сказать об этом стихе.
Прежде всего обращает на себя внимание незатасканная ритмика
Что-то не припомню стихов с таким ритмом.
С одной стороны - хорошо.
С другой - читателю надо въезжать в непривычный ритм.
А здесь автор явно недоработал.
Во-первых - неясно то ли местами лишние ударения, то ли местами их недостает.
(расписать ритмическую схему стиха несложно).
И это создает ощущение ритмической грязи.
Нарушено общее правило - чем непривычнее ритм, тем более четко его надо соблюдать.
Второе по ритму - такие ритмы для приличного звучания требуют доплнительной звуковой аранжировки.
А именно - хотя бы не очень ярких внутренних рифм, обозначающих границы ритмических единиц.
А с этим здесь плохо.
Далее, следовало бы поработать и с грамматическими способами подчеркивания ритма и семантическими.
А здесь с этим тоже не очень.
(так скажем 1 и 3 строка - норм. а 2 и 4 - плохо)

"И" в последней строке стоит в неудачной позиции.
Из-за чего плохо звучит фраза "И наступил рассвет"

Третье по ритму - неясна его связь с содержанием.
Судя по первым двум строкам - тишь да гладь,
аж поступь йожыка слышно.
А ритм - неровный. Сечется одно с другим.

По содержанию.
С сюжетом - проблемы.
Видимо, надо понимать, так называемое стихо настроения.
Но ни содержание ни настроение не выстроено.
В первых двух строках, как говорилось - тишь да гладю
в третьей - вдруг комары, да еще с жалами.
Сюр какой-то ни с того ни с сего.
Далее пошла-поехала - развесистая клюква.
комары с жалами свет кольцами мишуры(?)
Лягушки поющие "в лад" (что бы это значило).
Слезы застывших звезд...
Духи, не уважающие Бога. (играют с ним, а пялятся по сторонам)
И что за ежики такие - духи лесных монад....

В общем, как понесло - так аж до Бога добрались.
А зачем весь этот навал?
Так, на всякий случай?

В третьей строфе наконец-то начинает брезжить что-то.
Правда опять - очень приблизительно.
Первые две строки - развесисто - но очень и очень произвольно. вместо "ночь" подставь туда что угодно" - и ничего не изменится.
Можно и так
"йожык соткал рядно..."
Куча слов - но совершенно не обязательных.
Про лунный клубок - вообще не понял, к чему это.
Не сматывая клубка нельзя было?
сломанною - и звучит не очень хорошо в данном месте, и по смыслу - опять "крутая загадка".
Сломала пока гладью вышивала?
Или из садистских соображений, заменила на сломанную.

Снова - надо понимать и раньше сломанной иглой соединяла.
Но видно больно было, и сейчас герои на сломанную иглу уже категорически не согласны.
И почему соединять стали иглами, а не скажем, нитками?

Про млечный путь - развесистость.
А зачем?
Ну "пенился" (а это к чему?) ну не пенился.
Ну грязной, ну не грязной. Да и зачем он здесь вообще.

Далее фальцет - это человеческий голос.
Что за певцы там под словьев косили...
Да и видимо не о нотах речь.
(какие еще "ноты соловья"...)
скорее - трелями..

"траурные халаты" - это круто!
Ну почти как траурные презервативы.

Последняя строка - загадочна.
В вышивке гладью погасло что-то?
И связь погасания очага и наступления рассвета ну никак не очевидна.

В целом - могу сказать.
Явный переизбыток ничего не значащей для стиха в целом, и совершенно необязательной мишуры.
И к сожалению - чисто словесных конструкций.
Бумага все терпит. Поэтому можно громоздить любые сочетания слов.
Но можно ли так вдохнуть жизнь в стих?

Как можно смутно понять из стиха, кто-то там с кем-то расстался.
Кто-то кого-то как-то (все неясно!) пытался соединить.
Зато навалена гора ненужных для данной канвы и уводящих черт знает куда деталей.
В результате общий смысл ускользает, и стих превращается в навал деталей.
Можно конечно начать обсуждать детали сами по себе.
Но стих в целом - не получился.
Не собрались эти детали в единое целое.

При желании можно написать и так.

Полнился старый сад запахами сирени,
Слёзы застывших звёзд капали в старый пруд,
Ранили комары жалами откровений,
Глядя, как небеса воспоминанья жгут.

Пели лягушки в лад лунные серенады,
Лист за рекой шуршал эхом шагов ежа,
Духи лесных монад с Богом играли в нарды,
Кольцами мишуры свет на земле лежал

или так

Пенился Млечный путь хлопьями грязной ваты,
Лист за рекой шуршал эхом шагов ежа
Кутались наши сны в траурные халаты.
Кольцами мишуры свет на земле лежал....

Фактически связно изложенной оказалась только третья строфа.

С уважением
п.с.
писал, специально не читая ничего из критики.
сейчас посмотрю....

Тимофей Бондаренко   02.11.2007 04:21     Заявить о нарушении
Тимофей, вы здесь уже можете писать все что угодно. Мне Ваше мнение неинтересно.

Что касается стиха, я его несколько исправила (уже давно), с ритмом все в порядке, все ударные стоят на местах, поэтому не заморачивайтесь и зря времени не теряйте. Идите и пишите свои шедевры, а мы уж тут как-нибудь... по-свему, по-простому.

Ёжик-В-Тумане   02.11.2007 07:17   Заявить о нарушении
сама Вежливость и Гостеприимность однако.

итак, 'ценность' для Садов Лицея уважаемого Тимофея Бондаренко администрацией взвешена и измеряна. на весах личного отношения к нелицеприятной критике.

просто супер!

Очаровательная Коброчка   02.11.2007 14:58   Заявить о нарушении
Коброчка, позвольте мне самой определять ценность критики. Тем более, что вы мое отношение к критике знаете. Если нужно просто ецку в садах оставить, считайте, что дело сделано. Я, заметьте, к Вашему Тотализатору вполне толерантна и йаду не пускала, хотя было за что.

В Садах прошу ползать осторожно, потому что у нас не только бобры с енотами и белочками встречаются, но еше и всякие мангусты водятся. Им Ваше очарование по фаренгейту.
Это я на всякий случай предупредила. Не забудьте ссылку сохранить, года через три авось сгодится.

От имени и по поручению Ивы

Ёжик-В-Тумане   02.11.2007 15:40   Заявить о нарушении
госпожа администраторша

не нужно передёргивать мои слова.
'ценность' критики для себя лично - Вы можете определять как Вам заблагорассудится.
что же касается заявленного Вами измерения 'ценности' Автора для Вашей страницы 'Сады Лицея' (которую Вы при этом пытаетесь позиционировать как страницу общественную) - то будьте любезны для начала предъявить соответствующий аттестат от Высшей Инстанции, который уполномочивает Вас к произведению указанного действия.
ссылочку привести на ВАШИ самоличные слова?

Очаровательная Коброчка   02.11.2007 15:55   Заявить о нарушении
Ваше отношение к критике - да, я-то как раз знаю Ваше истинное отношение к критике, а не то, которое Вы декларируете на каждом углу. можете не сомневаться.

Что касается оставить рецку на этой странице - извините, не знала, что для этого требуется Ваше разрешение. Данное условие не заявлено на титуле страницы 'Сады Лицея'.

Очаровательная Коброчка   02.11.2007 16:02   Заявить о нарушении
Нэйл, успокойтесь уже. Хватит шипеть. Хотите рецки оставлять - пожалуйста. Ну, не нравлюсь я Вам, так что с того. Живите себе спокойно. Хотите с миром в сады приходить, пожалуйста. Будем рады. А я имею право на свое собственное мнение. Равно как и Вы.

А вот давать оценки Вашим поступкам я не буду. Времени нет, да и желания. Так что ползайте, шипите сколько заблагорассудится, только про мангустов помните. Они у нас тренированные.

Больше я под этим сообщением на ваши выпады отвечать не буду. Так что не тратьте время зря. Это мой добрый вам совет, милочка.

Наталия Юрьевна Иванова   02.11.2007 16:34   Заявить о нарушении
Спасибо, Тимофей! :)
Очень убедительно, познавательно, спокойно и по-деловому. Лично для меня - весьма информативно!
А то я уж было закомплексовала, думала и сомневалась: у кого крыша съхала? - у меня (читателя) или у автора? Теперь, в свете разыгравшейся пикировки, разобралась и успокоилась... :))

Ещё раз, огромное спасибо!

С уважением, Наташа (Веденеева).

Наталия Веденеева   02.11.2007 17:30   Заявить о нарушении
Батюшки! Сама Веденева пожаловала? Неужели??? А ведь обещала ни ногой в Сады... Не выдержала, матушка!

Вот с Тимофеем вы точно общий язык найдете. Соффет та любоффф!

Ёжик-В-Тумане   02.11.2007 17:59   Заявить о нарушении
мда...
жаль, мало кто сейчас уже вспомнит, сколько вони было по поводу моего обращения 'милочка' в адрес Наталии Юрьевны Ивановой...
а вот я помню, Иванова.
и даже без ссылок. можете не сомневаться, милочка.

что ж, повторяйте и дальше за мной все мои фенечки.
мне ваше попугайство - ПО ФАРЕНГЕЙТУ.

кстати, Вы, милочка, очевидно, себе приписываете авторство фишки 'по фаренгейту', что не стесняетесь так тупо и так часто обезъянничать за Нэйл??? так это Вы зря, милочка.
как фишка (элемент сленга) это выражение принадлежит Нэйл.
это именно Нэйл простебалась над Вашей развесистой клюквой в тексте - 'по Фаренгейту в градус'.
в значении 'мне пофигу' или 'мне по барабану' это выражение использовала первой Нэйл. p.s. Да, вот ещё что, милочка Иванова, не забудьте своё обещание - НЕ ОТВЕЧАТЬ.

Очаровательная Коброчка   02.11.2007 19:25   Заявить о нарушении
мои извинения Тимофею за посторонние комменты на ленте.

простите, Тим, но когда эти бандерлоги, мнящие себя мангустами, сами тебе в рот готовы залезть - оччень трудно удержаться, чтобы не проглотить парочку-другую :))

больше пока не буду. пусть называют хоть земляным червяком.
фсё. уползла. сытая и довольная.
жизнь налаживается (с) :)

Очаровательная Коброчка   02.11.2007 19:34   Заявить о нарушении
Туманному Ёжику.

Я зашла не в Сады, а в ленту рецензий Тимофея.
Моя реплика адресована только ему, и я попросила бы Вас не вмешиваться с пошлыми комментами.

Наталия Веденеева   03.11.2007 11:24   Заявить о нарушении
На это произведение написано 13 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.