Капризы модерна
Античное искусство не знает современного противоречия между физическим и духовным – через телесную оболочку в нем выражается духовная жизнь, а созерцание внешнего облика, как формы, ведет к познанию божественной идеи, как сущности.
Оно стремится к идеалу красоты, как к естественному результату гармонии, и доставляет человеку чувство глубокого эстетического наслаждения.
Против этого выступает модерн ( от фр. modern – новейший), который определяет максимальную выразительность произведения, как основную задачу искусства. Этот тезис выдвинул еще Делакруа , но окончательное развитие он получил у теоретика модернизма Арно Гольца в утверждении, что искусство стремится стать жизнью.
Все происходящие в жизни явления равноценны безотносительно к гармонии. Описать их абсолютно реалистично и максимально выразительно, отказавшись от готовых форм, философии , символики и приукрашивания – вот что предлагает модерн, как основную задачу современного искусства.
Если при этом страдает красота – ну что же, ею можно пожертвовать ради объективного отображения правды жизни. Модерн сам по себе беспристрастен – красоту он отображает красиво, а уродство – уродливо, не давая им никаких идейных оценок и преимуществ. Так же модерн поступает и с формой – он использует сочетания всех возможных форм в творчестве, руководствуясь тем же принципом достижения максимальной выразительности.Наглядный пример - картина Ренуара «Зонтики», где фигуры на левом плане изображены в классическом стиле: лаконично и четко, а на правом – мягкими размытыми тонами импрессионистов.
Модерн всеяден – как сама жизнь. Он все переварит, и в его чреве всему найдется место.
Что это значит для искусства? Прежде всего, отрицание любых устоявшихся форм, как несоответствующих духу времени. Для модерна это те этапы, которые преодолевает ребенок, учась ходить – они необходимы, но не являются самоцелью. Стоит заметить, что гений прежде всего новатор для своего времени, его искусство вместе с вневременным гуманистическим содержанием вносит в искусство изменение формы, как дань современности. Живи Шекспир в наше время – он бы писал иначе…
И то, что форма органически связана с содержанием, больше того – форма сама по себе содержательна, не изменяет задачи модерна.
Для современного человека характерен глубокий и драматичный разрыв между теорией и практикой, между поступками и убеждениями – сегодня эту пропасть пытается преодолеть модерн. Поэтому он, как современное искусство, является актуальным и востребованным.
Импрессионист Артур Шницлер писал : « Жизнь импровизируется, поэтому дозволено все». Вероятно, надо сначала принять это все, чтобы потом выбрать то, что действительно нужно.
Замыкаться в рамках готовых форм и стереотипных убеждений для автора значит одно –создавать декоративный муляж красоты, как нежизнеспособной иллюзии.
Можно, конечно, делать так для эстетического самоудовлетворения – но нельзя признавать это главной задачей искусства.
Свидетельство о публикации №107073101743
все-таки, Татьян, как ты так САМОВОСПИТАЛА себя и выудила все эту информацию об искусстве?
Манеев Ал 05.08.2007 01:28 Заявить о нарушении
КОЛЮСЬ :):):)+++)))
читала дневники модернистов,программы и манифесты, статьи в газетах...
если это действительно НОВЫЙ СТИЛЬ!!! а НЕ ВЫПЕНДРЕЖ____
за ним стоит огромная теоретическая база и осознание
СВОЕЙ роли в искусстве---
особенно наглядно это у художников - они РИСУЮТ новые эстетические
концепции, но и им нужно МНОГО СЛОВ*, чтобы их ОБЬЯСНИТЬ,,,
о чем пишу сейчас - модернизм попытался РАЗЬЯТЬ искусство на составляющие, каждую исследовать и довести до максимума===
помнишь "музЫку он разьял как труп"???
тело - это анатомия, тоесть ФОРМА, а СОДЕРЖАНИЕ - проявления ДУХА+)
основные направления модернизма - игра с ФОРМОЙ...
мне кажется , на СЕГОДНЯ она уже закончена===классик НОВОГО ВРЕМЕНИ ВСЕ достижения модернизма касательно формы обьединит НОВОЙ ИДЕЕЙ*
!!! НО !!!для этого надо ее СФОРМУЛИРОВАТЬ!!!
ТАК ЧТО ДЕРЗАЙ АЛ ЧЕРТ ПОБЕРИ!!!
все эти ПоП - АрТ - заморочки типа Уэльбека, Бегбедера и даже горячо любимого мною Паланика - это УЖЕ ОТЖИВШЕЕ ПРОШЛОЕ____
РЕЗЮМЕ : на сегодня место гения ВАКАНТНО+++)))***
П.С. мое письмо по мылу ты ПОЛУЧИЛ???
Татьяна Чечельницкая 05.08.2007 10:34 Заявить о нарушении
Но в свете выше сказанного у меня возник другой вопрос - мир сейчас далеко не таков, чтобы он мог удовлетвориться всего лишь ОДНОЙ идей, не война все-таки, чтобы одна на всех!
Думаю, что гений должен появиться такого масштаба, чтобы он нанизал на себя просто невообразимой количество пудов теоретической базы, особенно её деструктивные, ложныеэлементы..
а это мне кажется совсем нереальной вещью
Манеев Ал 05.08.2007 14:21 Заявить о нарушении
ГЛОБАЛЬНАЯ идея присутствует ВСЕГДА +)
в модерне это РАСЧЛЕНЕНИЕ в отличие от ЦЕЛЬНОСТИ в классике ===
другой вопрос, что они ПОСТОЯННО СМЕНЯЮТ друг друга ---
( время собирать и разбрасывать камни)
Знаешь, сколько существует разновидностей модерна?
с ходу могу насчитать как минимум десять ,
но на самом деле их ГОРАЗДО БОЛЬШЕ+++
из них можно сложить БЕСКОНЕЧНОЕ КОЛИЧЕСТВО разнообразных комбинаций с учетом авторской индивидуальности+)
" он нанизал на себя просто невообразимой количество пудов теоретической базы, особенно её деструктивные, ложныеэлементы..
а это мне кажется совсем нереальной вещью "
Когда СОЗИДАТЕЛЬНЫЙ период сменяется РАЗРУШИТЕЛЬНЫМ -
все отжившие элементы ОТБРАСЫВАЮТСЯ____
сохраняются КОНСТРУКТИВНЫЕ ктр можно ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПО - НОВОМУ+)
КАК - вопрос к автору===
на него и отвечает ИДЕЯ!
Татьяна Чечельницкая 05.08.2007 20:41 Заявить о нарушении
желательно из поэтов все-таки
Манеев Ал 06.08.2007 00:15 Заявить о нарушении
кто по - твоему ГОРЯЧО!!! любимый тобой Бодлер???
МОДЕРНИСТ!!! высшей пробы !!!
в основе "Цветов Зла" у него деструктивная ИДЕЯ
это ГОРАЗДО КРУЧЕ!!! чем форма____
Что читать из модерна?
сборник Аполлинера "алкоголи" 1913 - символизм & Sur-реализм
Бальмонта ,СтихО "Кто кого"1915г - эталон экспрессионизма ,
Брюсова "Конь Блед"1903 - футуризм ,
в конце концов МАЯКОВСКОГО!!!
особенно "Адище города" 1913 и "Мелкая философия на глубоких местах" 1925 - думаю это В САМУЮ ТОЧКУ+++)
П.С. знаешь, что Шекспир в переводе с англ. "потрясающий копьем",
а Бодлер в переводе с фр. "обоюдоострый нож"???
это их НАСТОЯЩИЕ фамилии НЕ псевдонимы ---
правда, заставляет ЗАДУМАТЬСЯ?
Татьяна Чечельницкая 06.08.2007 13:52 Заявить о нарушении
"обоюдоострый нож"? Вот уж точно не знал такого )))
Sweeeeeeeaaaat!
Манеев Ал 06.08.2007 15:40 Заявить о нарушении
хочешь МАЛОизвестных - Арно Гольц "Революция лирики"(теория) и "Фантазмы" (пр), Филипо Томмазо Маринетти "Манифест футуризма"(теория) и "Затмим сияние луны" (пр), обьединение "Мост" - экспрессионисты - художники Кирхнер , Хеккель,Шмидт и Блейль увлекались поэзией+++)
Татьяна Чечельницкая 06.08.2007 18:10 Заявить о нарушении
но в контексте происходящего возник другой вопрос - как не пересечь в футуризме/символизме/импрессионизме то тонкую грань, за которой расположена плоскость бреда или иными словами "земля полного читательского непонимания"?
Манеев Ал 06.08.2007 19:14 Заявить о нарушении
сейчас ты задал САМЫЙ ГЛАВНЫЙ вопрос+++)
все упирается в ИДЕЙНУЮ конструкцию СтихО ___
нужно тебе ОПИСАНИЕ природы - оно ВЕЛИКОЛЕПНО! у импрессионистов,
ДВИЖЕНИЕ - экспрессионисты тут как тут,
ЧУВСТВА, предчувствия - преррогатива символистов и sure - реалистов,
ЦИВИЛИЗАЦИЯ - футуристы и поп...
все они в своем творчестве пользуются определенными стилевыми приемами, но сложить их в цельную ГАРМОНИЧНУЮ конструкцию может только автор
!!! писать чистым стилем это НЕ самоцель,
произведение должно быть МАКСИМАЛЬНО ВЫРАЗИТЕЛЬНО!
но при этом ОДНОРОДНО - понимаешь, о чем я?
одно дело, когда ты из разных стилевых приемов СОЗНАТЕЛЬНО! формируешь собственный стиль, другое - когда просто пускаешься во все тяжкие ...
куски сами по себе могут быть красивые, но в КАРТИНУ они НЕ сложатся -
разобраться с этим ПРОСТО - напиши ЧИСТЫЙ, ПО ВСЕМ ЗАКОНАМ ЖАНРА символизм, sur, импрессионизм, экспрессионизм, футуризм, поп...
сразу увидишь, какие у них НЕдостатки и где их можно использовать+++)
Татьяна Чечельницкая 06.08.2007 22:22 Заявить о нарушении