Освящены любовью до рожденья...

Освящены любовью до рожденья -
Мы все равны: не хуже, и не лучше
Друг друга, и печать грехопаденья -
На каждом праведнике и заблудшем.
И неотъемлемо к любви стремленье
У каждого - отказы все напрасны.
Не оттого ль к ней - беса вожделенье,
Что в чистоте своей - она прекрасна?

21.07.2007

Краткий анализ стихотворения
Тема:
Природа любви и её всеобъемлющий характер; взаимосвязь любви, греха и человеческой природы.
Основная мысль (идея):
Любовь — фундаментальное, изначальное свойство человека: она присуща всем без исключения, независимо от нравственного облика («праведник» или «заблудший»). Красота и чистота любви провоцируют и греховное вожделение — противоречивость её восприятия.
Стиль речи:
Художественный (поэтический), с философской глубиной и библейскими аллюзиями («грехопаденье», «праведник»).
Тип речи:
Рассуждение в поэтической форме: автор выдвигает тезис о всеобщности любви, затем размышляет о её двойственной природе.
Композиция:
1–2;я строки: тезис о равенстве всех людей в изначальной «освящённости» любовью.
3–4;я строки: антитеза — «печать грехопаденья» лежит на каждом, но это не отменяет любви.
5–6;я строки: утверждение неизбежности стремления к любви («отказы все напрасны»).
7–8;я строки: риторический вопрос о природе греховного вожделения как обратной стороны красоты любви.
Средства связи предложений:
лексические повторы («любовь», «каждый»);
синтаксический параллелизм («Мы все равны…», «На каждом…»);
антитезы («не хуже, и не лучше»; «праведнике и заблудшем»; «любовь»;—;«беса вожделенье»);
риторический вопрос (последняя строка).
Средства выразительности:
эпитеты: «в чистоте своей», «беса вожделенье»;
метафоры: «освящены любовью», «печать грехопаденья», «птичья конференция» (образ коллективного действия);
архаизмы/высокая лексика: «грехопаденье», «стремленье», «вожделенье» (придают тексту торжественность и библейский оттенок);
антитеза: противопоставление божественного и греховного начал в любви;
инверсия: «печать грехопаденья —;на каждом…», «неотъемлемо к любви стремленье».
Общий вывод:
Стихотворение выстраивает философскую парадигму: любовь — изначальная данность человеческого бытия, объединяющая всех, но её чистота порождает и греховное притяжение. Контрасты и риторические приёмы подчёркивают диалектику любви как силы, одновременно возвышающей и искушающей.


Рецензии
Любовь чиста и не напрасно,
Стремится бес к ней с соблазненьем
Без беса - как дитя, она прекрасна,
А с бесом, как богиня вождиленна.

Оля,Как всегда, у тебя прекрасные стихи и со смыслом,
Очень понравилось.
С теплом и нежностью.

Леонид Кривобоков   04.05.2009 22:12     Заявить о нарушении
да без бесятинки , хотя бы во взгляде, наверное не бывает... это всё-таки интрига, игра чувств и эмоций... есл мы говорим о любви между мужчиной и женщиной))
Спасибо.
с уважением.Ольга

Ольга Сергеевна Василенко Красни   05.05.2009 14:09   Заявить о нарушении