Рай и шалаш - проблема не жилплощади

Любовь. Бесконечно долго, бессмысленно много о ней можно говорить. Поэтому возьму один аспект: выбор в любви.
Любовь. Как описать то, что читается в глазах, прослеживается в поступках, бурлит тестостероном в голове? И как рассказать об этом неопределенном, сугубо личном чувстве, таком эгоистичном и толкающем на подвиги и самоотречение? И как, наконец, можно говорить о выборе: ум или сердце? Да конечно, сердце, какой здесь может быть расчет? - спросите вы. Пусть у любви бесплатна только луна, свет ее значительно выигрывает в сравнении с солнечными бликами на расчесанном песцовом воротнике. В конце концов, аморально вести себя по-другому: продажа - она и есть продажа, за кашемировое пальто или набор посуды фирмы Цептер. А ведь мы у мамы такие умницы, а у любимых вообще сверхчеловеки. И чувствуем мы сердцем. Какой расчет? - повторю уже я.
Но будем последовательны: любовь. Любовь - это зависимость от человека, заинтересованность в его присутствии, это плодотворное и легкое общение, да что общение - с любим и помолчать комфортно вместе. Любовь - это зубная щетка на двоих. Любовь - это бесконечный поиск дна в безбрежных океанах светлых глаз. С любимым концентрируешься на положительных чувствах и позиционируешь себя как человека доброго. Чувствовать начинают даже самые каменные (хотя Венере Милосской навряд ли что-то поможет).
У каждого по-своему прорисовывается слово "любовь" каллиграфическим почерком на финишной ленте стометровки нашей жизни.
И чем любить, вернее, как? Умом или сердцем?
И обвинять никого не хочется. Разве девушка на выданье сегодня пойдет за студента? Ей бы москвича подавай, хоть с милым рай и в шалаше. Выйти замуж за студента так ветренно, а хотелось бы без сквозняка и пол с подогревом.
И хочется заявить - у воспитанных нравственно людей никогда не возникнет вопрос о выборе в любви. Если любишь - люби, принимай, как есть. Люби не за что-то, а вопреки всему.
Он не выносит мусор? - люби, несмотря на это.
Храпит во сне? - а что делать?
Шепелявит и заикается? - но ведь ты его уже любишь, люби и заикающимся (хотя какие-то вопросы можно решить и со стоматологом).
Любить - без тени сомнения, когда падаешь в любовь - не замечаешь теней. Завтра можно и разочароваться в принятом решении, можно и разлюбить. Но выбор-то делаешь сегодня. И хочется сразу для себя решить: пусть он исходит от сердца. Милости просим к нашему шалашу.
И это идеальное духовное чувство воспето мировой литературой. Вспомните: Принц и Белоснежка, Тристан и Изольда, Ромео и Джульетта, Д`Артаньян и Констанция. Сильное чувство, настоящая любовь... Но утопичная!
Психолог Алексей Мигунов утверждает, что романтичная любовь изживает себя уже к 25 годам. А что дальше? Вспомните, как закончилась любовь у вышеприведенных (я не говорю о сказке). Трагизм, конечно, больше надуманный - если рассматривать уже жизнь. Но ведь хочется одного большого счастья в любви, а не колючих осколков разбитого сердца. И вообще, такую любовь считают "острой формой психоза", которая длится 3-4 года в максимальной своей продолжительности.
Любовь без разума - мелькнувший в небе метеорит. И если не останется расчет - дети, привязанности или неоплаченный кредит за посудомоечную машину - метеорит сожжет атмосферу духовной близости и исчезнет из поля зрения.
Современную любовь старшее поколение воспринимает как более прагматичную, да и статистические данные во всю кричат об увеличении браков по расчету (хотя и эти исследования можно поддать сомнению - раньше таких никто не проводил, вот данные и шокируют). Причины ясны, мне с детства твердили: пробиться, пробиться, место под солнцем. Да и стереотип, взрощенный на сказках, делает свое дело: ждем как-никак принца на белом коне, мерседесе, маршрутке, велосипеде - нужное подчеркнуть. И слышится уже новая интерпретация поговорки: с милым рай и в шалаше, если милый атташе. Отсутствие денег может убить любовь: семейное счастье разбилось о быт. Видимо, безденежный.
Расчет у каждого свой - не обязательно материальный. Кто-то ищет стабильного "папика", а кто-то газонокосильщика, цитирующего Блока, срезая ромашки в парке. Но в девочках, женщинах живет инстинкт материнства, и в идеале мы ищем достойного отца отпрыскам своим. И достойные условия им же. Шалаш как-то не вписывается в эту картинку идеального американского счастья с навесными потолками.
Рациональная любовь - не стихийна, не слишком чувственна или духовна, но она предъявляет конкретные требования к нормальной семейной жизни, рождает стабильные семейные отношения. Ссылаясь на Алексея Мигунова, могу говорить о прочности союза, в который вступают люди со зрелой жизненной позицией. Их отношения предсказуемы, но и обид в такой семье меньше, а замахи шипящей сковородой и вовсе отсутствуют.
Но и с ответственным вступлением в брак, и с безответственным может возникнуть одна проблема: люди либо притираются, либо нет. И чувство нежное, теплым шарфом не плечи падающее, и чувство нужное, правильным узлом галстука завязанное, изживаясь, вековым хомутом раздирает вкровь шею.
И какая разница - с чего начинать? С ума или сердца? И может, не так и аморальны англичане с их браком по расчету. Опротиветь может любой избранник - выбранный по уму или по сердцу.
Но любовь и расчет - понятия идеальные. Это крайние точки зрения. На практике их сложно разграничить, в жизни все смешено. Любовь - это быстрая интуитивная форма оценивания, при котором становится ясно, что ты готов вложить, а что можешь получить. Если процесс проходит быстро, кажется, что это порыв, а если медленно видится расчет. И когда баланс радует - возникают те самые позитивные чувства по отношению к другому, а когда они взаимны - союз.
Чтобы максимально объективно можно было судить о знаменитой до крылатости фразе о шалаше, необходимо заменить вышеуказанную жилплощадь на замок - это я про здание. А про людей: людей вам, думающие и чувствующие мои, каких желаете - на нелегком жизненном пути. И не верьте словам песни, любовь - не батарейка, любовь - вечный двигатель, другое дело - на глобусе красным сердцем производство таковых не обозначено. Так что ищите. И в поисках не отчаиваетесь.
А вообще - любите и рассчитывайте, лишь бы, как говорится - не было войны.


Рецензии