Кипарис. Поэма об одиночестве

                "Уж сколько их упало в эту бездну..."

                Марина Цветаева
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
               

Одиноким, заплутавшим семенем,
чудом зацепившись за откос
у вершины над скалистой пропастью
случай (в бурю) кипарис вознёс.


Нависая над седыми кручами
он парил, блуждая среди звёзд.
Целовался с грозовыми тучами.
Изменял им, доводя до слёз.


Поднимаясь с каждым годом выше,
становясь красивей и стройней,
раз весной он песнь в горах услышал -
пела мать, качая колыбель.


В чудных звуках нежности, покоя,
в теплоте мерцанья очага
жило счастье: в счастье было трое…
Боль закралась в душу гордеца.


Не прельщают юные забавы,
пробужденьем не манит восход:
с диких скал в тенистые дубравы
одиночества призывный рог влечёт.

*  *  *

В тихих чащах, как в шатре от зноя,
добрый путник набирался сил
и в ручье, спешащем к брегу моря,
жадными глотками воду пил.


Меж цветов - красавицы-купавы:
бродят девы - вишни на губах.
Им, счастливые, щекочут ноги травы...
Не бывать на месте этих трав.


Не склониться под порывом ветра,
ветви погружая в первоцвет:
лепестков стыдливая невеста
с плеч не сбросит перед ним в ответ.


*  *  *


Меланхолии глухой поддавшись,
                небо
тучами заполнено. Черно.
Не встречая отклика, ни эха
рвутся к скалам тучи всё равно.


Громыхают. Пышными грудями
оттеснить соперниц норовя.
Кружат, льнут кудряшками-клубами,
шёлк ветвей бесстыже теребя...


Равнодушен, мертвенно покоен,
безучастен к льющимся струям.
Под порывами безвольно, тихо стонет
и не слышит зов усталых дам.


Не внимает обещаньям грозным
в ревности разгневанных пифий.
Запоздало, безвозвратно поздно
слёзы с неба... глух и слеп «Орфей».


И сплочённые обидой женской общей,
с яростью отвергнутых невест,
искрой вздыбило сестёр-соперниц мощью
небывалой среди этих мест...


*  *  *


Плач... В долине женщина проснулась
и к груди ребёнка поднесла.
Грохот в стены! Твердь волной качнулась
и, в раскатах, в море замерла.


Среди неба, в маленьком окошке,
яркою свечой - сильней, сильней
разгоралось зарево... но крошке
с мамой мир покойней и теплей.


Рецензии
Сергей Привет!
Очень трудно уловить основную мысль. Как я понимаю, она в сравнении семечка кипариса и младенца. А между ними, какие-то не оправданные красивости. Ляпов многовато, почти в каждом четверостишии.
1 строфа: Деревья не отростают, а выростают. Отрос - убрать. Отростают ногти, волосы.
2 строфа: Идея 3 и 4 строчки видится интересной! Но: не по-детски, с губ пил дождь в засос. Не по-детски - просто не отсюда. Такое впечатление, что нечего было сказать и заполнил паузу. Когда "Не по-детски" уберёте, проблеммы останутся. Но тут хоть есть образное мышление.
3 строфа: Поднимаясь с каждым годом выше, А вы не пробовали заменить "поднимаясь". А то масло масленное. ТОлько не меняйте на: Опускаясь с каждым годом выше,!)))
4. жило счастье, в счастье было трое…" Второе счастье менять. Ну хотя бы: "в доме было трое"
Боль закралась в душу гордеца. - Совершенно не понял какая связь.
И т. д.
Поэма сыровата. ещё много работы. Но не это главное. Самое важное, что я не вижу идейного каркаса. Скелета, на который бы село мясо.
Побродил у вас на странице и мне понравилось про концлагерь. Правда, там можно поработать ещё. ПОжёсче бы надо!
Буду заходить. Если вы правильно понимаете критику и хотите ещё... Это больно, но по другому ходить не научиться.
Всех благ!

Симон Слуцкин   30.03.2008 00:55     Заявить о нарушении
Совершенно нормальный деловой подход. С чем-то из критики согласен, с чем-то нет. Более подробно отвечу завтра (у нас скоро утро).

С уважением

Сергей Вотинцев   30.03.2008 03:33   Заявить о нарушении
Сергей, а где это у вас?
Вы не обиделись? Я просто отношусь, порой к людям, как к себе. Если меня ругают, я приображаюсь. Откуда силы берутся?

Симон Слуцкин   01.04.2008 00:43   Заявить о нарушении
Симон, не отвечал, так как «убил» кучу времени на чтение конкурсных стихов, а тут и работа навалилась.

Отвечаю по порядку:

1. «Очень трудно уловить основную мысль» - довольно удивительно было услышать от Вас данное утверждение, так как, с моей точки зрения, замысел поэмы предельно прозрачен:
Кипарис – это образ и судьба ЧЕЛОВЕКА, волей случая вырванного с малых лет из предназначенных ему природой условий существования и заброшенного на вершину социальной лестницы (проще говоря «Из грязи – в князи»). В наше бурное время подобных историй можно обнаружить десятками. Такой «дитя успеха» первоначально пускается во все тяжкие, восполняя свои убогие детские представления о счастье («…он парил, блуждая среди звёзд, целовался с грозовыми тучами…»). Но, взрослея, ЛГ всё сильнее осознаёт всю призрачность окружающих его «звёзд» и продажную доступность «грозовых туч». Спусковым крючком к осознанию никчёмности своего существования для ЛГ явилась услышанная колыбельная песня, в которой он сумел разглядеть вечные и истинные ценности (возможно в ЛГ просто заговорил инстинкт продолжения рода). Потеряв ощущение беззаботной радости от своей прежней жизни, ЛГ не имеет возможности отбросить и сменить её (как Кипарис не может вернуться в долину, так и Человек порой не может всё бросить [а часто это не только работа, достаток, но и семья, в которой ЛГ несчастен и, возможно, новая Родина…] и ринуться за «настоящим счастьем»).
В результате, всё, что остаётся ЛГ - это наблюдать с высоты своего положения за пролетающей мимо него жизнью: для Кипариса – это обыденная идиллическая жизнь в долине, в которой он (мечтая) мог бы найти свою «стыдливую невесту», сбросившую именно перед ним «лепестки своего первоцвета». Для Человека в его положении, фактически остаётся немногим большее: он впадает в меланхолию и теряет желание жить.
Однако окружение ЛГ не может простить ему «предательства», так как оно разрушает и их мирок, поэтому «тучи» находят повод и губят ЛГ.

Но в этой трагической истории всё же остаётся место для Happy End: сам ЛГ физически погибает, но его душа (за миг до гибели) успевает переселиться в новорождённого ребёнка (возможно именно в того, кому и пелась ранее колыбельная) и тем самым сохраняется возможность обретения счастья ЛГ, но уже в ином обличии.
=====================================================

P.S. Симон, стал ли Вам более понятен замысел поэмы?
Чтобы обсуждать поэму далее следует определиться с этим вопросом.

С уважением

Сергей Вотинцев   01.04.2008 04:58   Заявить о нарушении
Да. Сергей идея понятна!

Симон Слуцкин   01.04.2008 12:19   Заявить о нарушении
2. «Ляпов многовато, почти в каждом четверостишии»:
- 1 строфа: Именно с этим Вашим замечанием я совершенно согласен. Этот «отрос» меня самого страшно раздражает. В очередной раз пытался кардинально переписать вступление, но всё ерунда получается.
- 2 строфа: «Не по-детски - просто не отсюда». Вы – второй человек, который мне указал на это несоответствие…а это уже – система, что заставляет меня несколько усомниться в своей правоте. Рассматриваю как вариант:

Нависая над седыми кручами
Он парил, блуждая среди звёзд.
Целовался с грозовыми тучами
и, хмелея, пил с губ дождь в засос.

- 3 строфа: «Поднимаясь с каждым годом выше» - «масло-маслянное».
С данным утверждением не могу согласиться, так как «выше» в данном случае имеет двойной смысл: Кипарис не только элементарно взрослеет (становясь выше, как и соответствующий ему ЛГ), но и «поднимается выше по карьерной лестнице» (что, естественно относится только к ЛГ).
- 4 строфа: «Жило счастье: в счастье было трое…» - в строку внёс только одно изменение - двоеточие вместо запятой.
Данная строка заключает в себе (возможно длительные) размышления ЛГ: Ощущая первоначально лишь на чувственном уровне гармонию и атмосферу счастья, исходящую от чужого семейного очага, ЛГ пытается постичь разумом, что же является основой этого счастья, и почему он сам несчастен…и постепенно ЛГ понимает, что только наличие рядом близких и дорогих созданий («в счастье было трое…») является залогом счастья.
Но именно это пришедшее понимание и осознание того, что лично для ЛГ (по понятным причинам) путь к счастью закрыт, становятся для ЛГ началом его конца.
========================================

P.S. «про концлагерь. Правда, там можно поработать ещё. ПОжёсче бы надо!» - не очень понял почему и где не хватает жесткости. На мой взгляд и без того очень всё мрачно и обличительно (??).
=======================================

А критиковать обязательно заходите и не стесняйтесь в выражениях. Это всегда заставляет вновь задуматься и взглянуть на стихотворение с иного угла.

С уважением

Сергей Вотинцев   02.04.2008 07:16   Заявить о нарушении
Сергей, буду заходить, потому что вижу, что не напрасно. Вижу, что вы правильно понимаете критику. Насчёт концлагеря зайду поговорим, когда освобожусь чуть. В этой поэме вам нужно (имхо) выявлять сюжетную линию, делать её более понятной. )))
Всех благ!

Симон Слуцкин   02.04.2008 11:15   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.