Русские логаэды

Теоретические основы использования логаэдов в русской поэзии восходят к середине XVIII века, а именно, к фундаментальным работам Ломоносова и Тредиаковского, которые осуществили реформу русского стихосложения и переход от силлабической системы к силлабо-тонической. Ломоносов в «Письме о правилах российского стихотворства» (1739) допускает, помимо использования пяти основных силлабо-тонических метров (хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест) сочетание в стихах стоп разных метров, особенно сочетание ямба и анапеста. Позднее, в статье «Мнение о начале поэзии и стихов вообще» (1752), Тредиаковский также полагает возможным смешанные размеры: сочетания хорея с дактилем, или ямба с анапестом, приводя в подтверждение примеры из народной поэзии:

У колодезя, у студеного
Добрый молодец сам коня поил (хорей + дактиль)

Не шуми, мати зелена дуброва,
Не мешай цвести лазореву цвету (ямб + анапест)

Отсюда легко вытекает следующий шаг – переход от случайного чередования стоп разных метров к закономерному, то есть, логаэду. Первый пример Тредиаковского уже является настоящим стопным логаэдом.

Был и другой источник логаэдов в русской поэзии, помимо народных стихов. Образование тогда было классическим и включало подробное изучение античных языков и античной литературы («читал охотно Апулея, а Цицерона не читал»). В поэзии греков и римлян логаэды распространены очень широко. Поэтому в творчестве русских поэтов XVIII века часто можно видеть логаэды, построенные по античным образцам, как, например, у Сумарокова в его «Гимне Венере», который является подражанием «Гимна к Афродите» Сапфо:

Не противься сильной, богиня, власти;
Отвращай лишь только любви напасти.
Взор прельстив, мой разум ты весь пленила,
Сердце склонила…

Это типичный строчный логаэд, подражание сапфической строфе. Подобные логаэды, порожденные античными образцами, дважды появлялись в русской поэзии: во второй половине XVIII века, когда господствовали принципы классицизма, и в начале ХХ века, когда интерес многих поэтов обратился к древним и сложным формам стихов. Однако это не стало традицией, поскольку слух русского читателя с трудом воспринимает сложный и прихотливый ритм таких строчных логаэдов.

Более распространенными оказались стопные логаэды, а также относительно простые варианты строчных логаэдов. Яркий пример из поэзии XVIII века – знаменитый «Снигирь» Державина (1800), написанный им на смерть Суворова:

Что ты заводишь песню военну
Флейте подобно, милый снигирь?
С кем мы пойдем войной на Гиену?
Кто теперь вождь наш? Кто богатырь?
Сильный где, храбрый, быстрый Суворов?
Северны громы в гробе лежат.

Здесь каждая строка шестистишия построена по единому образцу: дактиль, хорей, дактиль, хорей. Схема ее следующая:

+-- +- +-- +-, где + ударный слог, а – безударный.

Данный метр отлично передает ритм военного марша суворовских времен, исполняемого флейтой под барабан.

Вот несколько примеров из поэзии ХХ века:

Не ищу я больше земного клада,
Прохожу все мимо, не глядя в очи,
И равно встречаю своей прохладой
Молодых и старых, и дни, и ночи. (А.Герцык, 1910)

В этой строфе каждая строка построена следующим образом: хорей, хорей, дактиль, хорей, хорей, с общей схемой +- +- +-- +- +-

Пример строчного логаэда из стихотворения С.Парнок (1916):

Как в истерике, рука по гитаре
Заметалась, забилась, - и вот
О прославленном, дедовском Яре
Снова голос роковой поёт.

Первая строка представляет собой стопный логаэд: хорей, хорей, анапест, анапест и добавочный безударный слог в конце: +- +- --+ --+ -

Вторая и третья строки – трехстопный анапест, четвертая – пятистопный хорей. Так же построены и другие строфы стихотворения. Исходя из единого плана строения всех строф, это строчный логаэд, включающий в себя как составную часть логаэд стопный (первая строка).

Из русских поэтов наиболее часто использовала логаэды Марина Цветаева. Вот два типичных примера из ее стихов:

И засим, упредив заранее,
Что меж мной и тобою – мили,
Что себя причисляю к рвани,
Что честно моё место в мире. (Хвала богатым, 1922)

Схема: --+ --+ -+-
Здесь видим сочетание двух анапестов, за которыми следует амфибрахий.

Мой письменный верный стол!
Спасибо за то, что шел
Со мною по всем путям.
Меня охранял – как шрам. (Стол, 1933)

Здесь схема иная: -+ --+ -+
Ее можно описать как чередование ямб – анапест – ямб.

Представленные образцы русских логаэдов характеризуются отчетливым, твердым ритмом, для которого типична стабилизированность, полная выверенность положения ударных и безударных слогов и отсутствие сверхсхемных ударений или пропусков ударений. С этим, по-видимому, связано относительно редкое использование логаэдов в русской поэзии: с одной стороны, возникает дополнительная сложность строгого выдерживания метрической схемы, с другой стороны, ритмическое разнообразие внутри одного стихотворения очень сильно ограничено.

Эти недостатки, свойственные логаэдам, успешно преодолеваются при использовании родственных им метров – дольников. Они будут рассмотрены в следующем очерке.


Рецензии
В "Хвале богатым" сверсхемные ударения очень даже есть: "Сытость, питость - хочу, и трачу!" (с). Русский язык все-таки имеет несколько иную фонетическую основу, чем древнегреческий: тоновое ударение и силовое - две большие разницы:). Так что любой логаэд может обернуться дольником:). Вопрос что для автора важнее - безупречное соответствие звуковой схеме - или точное соответствие содержания замыслу...

Татьяна Воронова 6   05.06.2021 20:06     Заявить о нарушении
Иной логаэд даже силлабо-тоникой может обернуться. Например, каким-нибудь хориямбом (я до сих пор не могу решить, что это...)

Никита Брагин   05.06.2021 21:29   Заявить о нарушении
На это произведение написано 12 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.