Трон - черепами укрепляют...

     Над трупом вольности безглавой
     Палач уродливый возник.
                А.С. Пушкин
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~


Помалу! Вира!..
                Из сапог
тирана статуя (за шею)
над городом летит со строп.
Беснуется
               вся чернь под нею.


Распять!!! Вчерашнего "Христа",
пред коим взгляд поднять не смели?
Отца народов, мудреца...
И эхо гимнов... не допели.


Разжали хватку
                и с цепи
в голодной, подлой, дикой стае:
Громить! Крушить!
                Рвать на куски!..
Окалина. Не сыщешь стали.


Затопчут,
                полстраны сопрут
и в гнёздышко тайком утянут.
Пред мёртвым львом, глумясь,
                насрут!..
Но гогот свой
                стократ помянут.


Когда,
          стеная и скуля,
пред новым идолом предстанут -
cверкнёт секира палача!..
Трон -
         черепами
                укрепляют!



Дата  создания: осень 2003г.


P.S. Фрагмент мюзикла "Тираны, рабы и террор"
       Время действия: наши дни
       Место действия: СССР, Ирак, Египет, Ливия...


Рецензии
Данное стихотворение было представлено мной на "Втором этапе второго конкурса философской лирики" (Клуб Великого Предела).

Ниже приведено обсуждение и результаты данного участия:

Сергей Вотинцев   15.09.2007 15:33     Заявить о нарушении
Рог Судного Дня 14.08.2007 15:38 Мотивирую выбор:
Сергей Вотинцев "Трон - черепами укрепляют..." - блестящий стих о природе Власти и о смысле поклонения. Экспрессивный, яркий, образный. Кроме того, стих близок мне своей философией. Единственная мелкая помарка, на мой взгляд "свисает с строп..." - хочется (по правилам грамматики) прочитать СО СТРОП, а это ломает ритм.

**********

Ас Сенизатор 15.08.2007 13:22 «Трон - черепами укрепляют...». Вот только эту строчку и надо оставить. Всё остальное – неаккуратно и не слишком грамотно. Можно, конечно, додумывать, что хотел сказать автор, что прячется за обрывками фраз, но, ей-Богу, жаль времени.

***

Мой ответ Ас Сенизатору:

"Карфаген должен быть разрушен..."

В очередной раз убеждаюсь, что если мы сами не начнём (открыто, честно и до момента голосования) критиковать конкурсные стихотворения, то всегда найдётся некий говночерпий (анонимный и не достойный ответа), который это сделает за нас.
Срочно следует вводить обязательное рецензирование!

Сергей Вотинцев 15.08.2007 14:39
***

Сергею Вотинцеву.

Да, неплохо было бы вам самим критиковать конкурсные стихотворения, чтобы поменьше всякого разного попадало на конкурс.
Карфаген, говорите, должен быть разрушен? Ну, да, Высокопарность на пустом месте Вам определенно свойственна.
Насчет того самого …черпия (извините, не люблю подобных слов) – что предлагают черпать, то и черпаем.
А теперь о Вашем стихе.
«Помалу вира!» - понятно, команда «Вира помалу» (что правильно) в ритм не уложилась. Ну и ладно.
«Из сапог, тирана статуя за шею, над городом свисает с строп...». Это что ж за предложение такое? И «с строп» произнести невозможно.
«Беснуется вся чернь под нею.» Про статую к этому моменту уже и забыть можно.
«Распять!!! Вчерашнего Христа??? Пред коим взгляд поднять не смели,» Это перед Христом взгляд поднять не смели? Такого не знаю.
«Окалина – не сыщешь стали.» Это о чём вообще?
«Затопчут, под шумок сопрут и в гнёздышко тайком утянут.» Что сопрут?
«Но гогот свой сто крат помянут» Ничего не понимаю. А Вы?
Ответа недостоин? Да нечего Вам просто ответить…
Ас Сенизатор 15.08.2007 17:28

***

Ас Сенизатору 2007/08/15 17:28

Ваша страничка имеет следующий вид:
Ас Сенизатор

Произведений:
Получено рецензий:
Написано рецензий: 7
Читателей:

Следовательно: данная страница была создана с одной единственной целью – анонимной провокации участников Стихиры, оставаясь при этом в полной безнаказанности.
В настоящее время русскоязычный Интернет просто кишит разного рода провокаторами (многие из которых в погонах и на окладе), поэтому:
- они достойны всяческого презрения:
- общаться, а тем более оправдываться, с данными персонажами «западло» (и блатной сленг здесь очень даже уместен);
- если «назвался груздем - полезай в кузов»: зачем обижаться на оправданный и точный синоним своего ника;

Вывод: я готов ответить на любой критический выпад обстоятельно и конструктивно, но с одним условием – передо мной должен находиться реальный человек (я не имею в виду паспортные данные) со своим творчеством, со своими стихами, которые можно проанализировать, покритиковать и т.д.

В данном конкретном случае (за исключением «с строп» - этот «фефект» не обсуждается) вся приведённая «критическая» конструкция развалится при первом же моём чихе. Подтвердите свои замечания под «нормальным» ником и я обязуюсь подробно (и без малейшего хамства) Вам ответить.

P.S. Кто о чем, а я опять о «Карфагене»: обратите внимание, уважаемые авторы, как повеяло жизнью на нашем конкурсе при первых же проявлениях критических высказываний. Даже по вздорной и анонимной критике автор может определить сильные и слабые стороны своего стихотворения. Проблема со временем (для написания рецок) существует у всех, но дело того стоит.

Сергей Вотинцев 15.08.2007 19:01
***

Сергею Вотинцеву

Оригинальная у Вас логика. «Убейте его – он провокатор». Я – читатель. Прочитал немало, имею собственную точку зрения.
Итак:
1. Достоин ли «всяческого презрения» бедный читатель, которому предлагают сырой материал, от которого прямо-таки исходит самодостаточность автора, уверенность в собственной непогрешимости, типа: «все козлы, если не понимают»?
2. Сдаётся мне, что блатной жаргон здесь вовсе не уместен, но Вам он, видимо, подходит, поскольку ответить больше нечего.
3. Какой синоним? Всё точно. Цель – ОЧИЩАТЬ.

Вывод: назвался груздем (то есть поэтом) – отвечай за то, что пишешь. А ответить нечего... Хорошо бы (не имея что сказать) покритиковать противника... Но не получится. Читатель – читает. И оценивает творчество тех, кто пишет. Не для него ли трудится поэт? Или только для безусловных почитателей? Чтоб можно было упиваться собственным величием?

Чихните, пожалуйста. А то я считаю, что сказать Вам нечего на мои замечания. И дело ведь не в нике...
Обещание ответить без хамства – вот это здОрово. Хамство стало настолько привычным среди людей, занятых таким высоким делом... Огорчительно.

И, наконец, о «вздорной и анонимной критике». Дело, похоже, действительно того стоит. Ну, не может же автор только огрызаться на критические высказывания, если они не услаждают его! Авось, будет момент и призадуматься, и понять, что не все приходят сюда только с желанием пособачиться. Кто-то и поэзию любит, и переживает, и хочет, чтобы прекрасные строчки рождались... Но как порой сложно видеть в критике не врага, а союзника, помощника...

Ас Сенизатор 16.08.2007 12:55

*********

Авов Аволог 15.08.2007 20:21 Сергей Вотинцев - эмоционально, мысль не новая не выведена за рамки просто угрозы;

*********

Элиир 16.08.2007 20:33 Так же понравились стихи:
Сергея Вотинцева - очень экспрессивное стихотворение, и описанная ситуация всегда актуальна.

**********

Сергей Вотинцев   15.09.2007 15:58   Заявить о нарушении
Продолжение обсуждения на конкурсе:

Равновесие 17.08.2007 02:45 Сергей Вотинцев "Трон - черепами укрепляют..." в начале как-то сложно построена мысль, но со второго прочтения понял...:)
я бы предложил Вам взять слово "Христа" в кавычки, так более понятно, что Вы имеете ввиду не Иисуса Христа, а образное сравнение...
с одной стороны (чувствую то, о чем Вы возразите) слово "вчерашнего" уже говорит об образном сравнении, но его почему-то не хватает... видите, в комментариях поняли не все...
"эхо гимнов... не допели." - строчка выглядит этаким
вообще с этим четверостишием - хуже всего...
"Окалина - не сыщешь стали" - классная строка...
в этом шестистишие меня фонетически цепляет слово "куски"... здесь хочется либо четкой рифмы со словом "цепи" (а "куски"-"цепи" не очень как рифма), либо НЕПОХОЖЕ на "цепИ", чтобы не было такого ощущения "неудачной рифмы"...
надеюсь, я достаточно понятно выразился...:)
слово "насрут" очень не нравится...
вообще не нравится это шестистишие... что сопрут-то? не совсем понятно...
концовка - хорошая по мысли, но слабая по рифме...
"скуля"-"палача" и "предстанут"-"укрепляют" - слабоватые рифмы...

***
Мой ответ: Спасибо за Ваше внимание и за разбор моего стихотворения.

С чем-то согласен, а с чем-то нет. К субботе постараюсь найти время и дать развёрнутый ответ.

С уважением Вотинцев С.А.

Сергей Вотинцев 17.08.2007 08:49

***
(продолжение ответа)

Равновесие 2007/08/17 02:45

Как и обещал постараюсь ответить поподробнее на Ваши замечания.

С чем готов согласиться:
1. «слово "Христа" взять в кавычки» - удивительно конечно, что часть читающей публики так буквально поняла это сравнение, но считаю, что заключение в кавычки будет оправдано в данном случае;
2. «что сопрут-то? не совсем понятно...» - данная строка (как и первоначальная идея всего стихотворения) возникла в результате наблюдения за разграблением Ирака в первые дни безвластия, когда мародёры грабили всё, что плохо лежало. Соглашусь, что если воспринимать текст буквально («Затопчут, под шумок сопрут…»), то возникает ощущение, что «сопрут» того, кого предварительно «затопчут» - а это не есть хорошо. Поэтому рассматриваю иной вариант данной строки: «Затопчут, полстраны сопрут и в гнёздышко тайком утянут». В этом случае двусмысленность пропадает, но с ней теряется и «под шумок» - а это несколько огорчает.
3.Уважаемый Рог Судного Дня ранее справедливо указал на очевидную ошибочность использования «с строп». Это довольно характерный для меня недочет, который обычно я не считаю большим грехом, но в данном случае мне пришла идея: а что если усилить этот недочет и, тем самым, перевести его в ранг авторской находки, для чего исправить строку на «свисает с-с-строп». Вариант довольно спорный, но добавляющий акцентирования на самой картинке демонтажа памятника тирану… а что Вы думаете по данному предложению?
4. «слово "насрут" очень не нравится...» - Вы бы знали, как мне-то не нравится данное слово, но согласитесь, что по смыслу и духу описываемой ситуации никакой иной синоним данному глаголу подобрать невозможно…да и не нужно.

С чем не могу согласиться:
1. "эхо гимнов... не допели." - строчка выглядит этаким
Рассматриваемое четверостишие играет очень важную роль, как перекидной мостик от частного случая (Иракского тирана) к обобщению (по большей части из российской истории):
- «отца народов» - речь идёт, конечно же, о Сталине;
- «мудреца» - это намёк на «наших» среднеазиатских Туркмен-баши;
- «и эхо гимнов... не допели» - данный образ можно воспринимать и обобщенно, так как для любого (самого мелкого) диктатора творческая «элита» спешит сочинять оды и гимны, эхо от исполнения которых ещё не успевает затихнуть (при свержении или смерти тирана), а «соратники», «преемники» и прочая шваль уже спешат свалить все грехи на ещё тёплый «труп» бывшего вождя.
Если более конкретно, то я имел в виду абсолютно реальный случай из советской истории, когда Леониду Ильичу сочинили песню, из которой помню только часть мелодии и слова: «Наш генеральный секретарь…». Данную песню я слышал всего один раз и именно перед самой смертью Брежнего. Этот факт запал мне в память, как пример лизоблюдства и полного облома создателей «шедевра» - не успели «допеть гимн», а объект помер. И не орденов тебе, ни званий…
2. По поводу «"скуля"-"палача" и "предстанут"-"укрепляют" - слабоватые рифмы...» - Вы правы по форме, но не по сути. Я считаю, что возникающий «видеоряд» настолько захватывает читателя, что точность рифмы уходит на второй план. Если же читатель не погружается в ткань повествования и не «видит» данного «видеоряда», то никакая рифма стихотворение не спасёт. Судя же по обсуждению и оценкам стихотворение довольно близко и понятно читающей ( и думающей) публике – значит оно своей цели достигло.

С уважением Вотинцев С.А.

P.S. Спасибо всем, кто заметил данное стихотворение

Сергей Вотинцев 17.08.2007 21:08

***
здравствуйте, Сергей и Евгений:)
спасибо вам обоим за развернутые ответы:)
было очень интересно и хорошо:)
радости Вам обоим:)
Лис
*************

Сергей Вотинцев   15.09.2007 16:00   Заявить о нарушении
Результаты моего участия в конкурсе:

Антон Гавришев 14.08.2007 04:09 - ПЕРВОЕ место Сергей Вотинцев
Рог Судного Дня 14.08.2007 15:38 - ПЕРВОЕ место Сергей Вотинцев
____________
Итого: c 10 баллами занял только десятое место

Оцениваю результат участия двояко: формально как провал, но фактически - это успех, так стихотворение вызвало шквал комментариев и явно задело читающую публику.
В нашем рабском обществе иной результат был бы удивителен.

Сергей Вотинцев   15.09.2007 16:11   Заявить о нарушении