Героическая история

Положительные герои в литературе тема поистине неисчерпаема. Причем относительно недавно это одни личности, но проходит немного времени и раз – уже другие. Им хочется подражать во всем и стать такими же – интересными и удачливыми. А они влияют на судьбу. В детстве, когда Леша осознал, что не будет вечно маленьким, а когда-то, но правда нескоро, вырастет и кем-то станет, он хотел, что бы этот кто-то был военный – типа актера Крючкова в фильме про танкистов. Леше актер Крючков очень в детстве нравился. Было ему что-то около пяти, и он, почему-то для себя решил, что, вырастая так постепенно, трансформируется и натурально станет Крючковым в этом фильме. И сам будет шутить над неловкими штатскими, лежа в госпитале после ранения улыбаться открытой улыбкой и лихо перепрыгивать на своем танке через препятствия. Леша был некоторое время счастлив, но, когда понял, что трансформация из объективной реальности в фильм и Крючкова невозможна, мечта погасла. Потом Леша хотел быть летчиком – космонавтом, как космонавт Климук. Космонавты во времена его детства были очень популярны. У мамы на работе была организована закрытая встреча с космонавтом Климуком и она взяла Лешу с собой. Климук был небольшого роста и очень веселый. Рассказывал о своих приключениях в космосе. Тогда было модно посылать космонавтов на орбиту не на одну две недели как сейчас, а на несколько месяцев. Леша понял не все, но запомнил рассказ о том, как Климук с товарищами летали на орбитальной станции Мир и ставили разные, очень интересные опыты на растениях, мышах и мухах. Но возможности исследований у них по ходу полета все время снижались, т.к. сначала, несмотря на полив, засохли все растения, потом, несмотря на усиленное питание, подохли все мыши и, наконец, стали дохнуть мухи. Осталась последняя муха, которой они дали имя Настя. Но потом издохла и она. По плану полет уже заканчивался и экипаж паковал вещи для переноса их в специальный стыковочный модуль, который должен был доставить всех на землю. Но тут Центр Управления Полетами вышел на связь и предложил им полетать в добровольно-принудительном порядке еще месяц. Экипаж в шоке, но виду не подал, и спорить не стал, а поступил более мудро - одел скафандры, загрузился в модуль, после чего командир передал на землю рапорт: «К отправке готовы, прием». Центр в ответ: - «Принято решение о продлении экспедиции – как поняли? Прием». А Командир свою линию гнет: «Все понял, связь плохая, к отправке готовы, отправляйте нас на землю, прием». Ну, в Центре Управления Полетами видят - делать нечего, нажали на соответствующую кнопку дистанционного управления и отправили. Леша взял у Климука автограф в записную книжку. Было ему тогда лет десять, но после этой встрече ему почему-то расхотелось идти в космонавты. В том числе и потому, что появилась новая очень интересная идея – Леша решил, что станет перевоспитавшимся преступником и настоящим человеком. Он прочитал очень интересную художественную книжку на эту тему. Книжка называлась «Друзья и враги Анатолия Русакова», была искренней, наивной и при этом наполненной уголовным лексиконом и преступной романтикой. Она так и дышала верой в человека и отечественную пенециарную систему времен знаменитой оттепели. Книга произвела на Лешу настолько сильное впечатление, что он решил поделиться своими мыслями с родителями, заявив, что в его ближайших планах на жизнь стоит пункт - попасть в колонию для малолетних преступников, причем очень желательно, что бы режим в этой колонии был не обычный, а строгий. Ведь только там можно стать перевоспитавшимся преступником и настоящим человеком. Но родители, к его удивлению, оказались настолько ограниченными в своих стереотипах, что не высказали ни малейшего восторга перед такой свежей идеей. Даже предъявленная им в качестве последнего аргумента правильности выбранного пути книжка с красивым рисунком на обложке двух рук, одна из которых, сжимая финский нож, замахнулась для удара сверху, а вторая, без ножа, успешно заблокировала ее снизу, не произвела на них не малейшего впечатления. Постепенно, не без влияния родителей, обеспокоенных выбором единственного сына, образ пошедшего наперекор воровской среде бесстрашного активиста Анатолия Русакова как-то померк и отошел на второй план, уступив место новому кумиру – знаменитому американскому писателю Джеку Лондону. К этому времени Леше уже считал себя достаточно взрослым, и пионерский галстук, носить который в школе был обязан в те времена каждый двенадцатилетний ученик, вызывал у него скорее отрицательные эмоции именно в силу факта своей обязательности. Знакомство с благородными, мужественными и немногословными персонажами великого американского писателя потрясло Лешино мировоззрение именно отсутствием у них каких либо атрибутов, аналогичных упомянутому галстуку. Судя по всему, писатель-социалист даже не подозревал о существовании В.И. Ленина, хотя жил с ним примерно в ту же эпоху. Это как-то не укладывалось в Лешиной голове. Он перечитал все собрание сочинений писателя, имеющееся в школьной библиотеке, включая газетную статью «Гниль завелась в штате Айдахо», в которой молодой Джек Лондон в пух и прах раскритиковал систему американского регионального правосудия начала двадцатого века, но даже там не обнаружил никакого упоминание о вожде мирового пролетариата. Это, а так же неизвестно как дошедшая Леши информация о расстреле во время революционной смуты большевиками царской семьи, включая больного несовершеннолетнего наследника окончательно и бесповоротно вычеркнула всех большевистских вождей из потенциальных кандидатов в Лешины герои. Шло время, появлялись и исчезали на горизонте новые кумиры, а американский писатель Джек Лондон продолжал оставаться номером один в его персональном рейтинге. Его не смогли потеснить ни персонажи великой русской литературы, ни доктор Устименко из знаменитой трилогии Юрия Германа, ни Эрнест Хэменгуэй, ни даже Эрих Мария Ремарк. Великая русская литература за редкими исключениями культивировала нравственное совершенствование на фоне активно пораженческой жизненной позиции, доктор слишком сильно сиял глазами, герою «Фиесты» мешали отсутствующие гениталии, а от симпатичных персонажей Эрих Мария, веяло потерянной обреченностью и, кроме того, они слишком сильно налегали на кальвадос. А писатель-социалист Джек Лондон с его активной жизненной позицией «stand up and fight» оставался вне конкуренции.
По прошествию уже многих и многоих лет, в зрелом возрасте, добивших с некоторых пор возможности уже не думать о деньгах и, состоявшись во всех мирах, в которорых должен состояться мужчина, размышляя о жизни Леша пришел к выводу, что не ошибся в выборе своего кумира. Джек Лондон не подвел и теперь, длинными зимними вечерами, сидя один у потрескивающего камелька в своем кабинете на втором этаже небольшого и уютного загородного дома Леша любит смотреть в окно, на темные заснеженные дорожки, бегущие по участку, читать или размышлять о русской словесности и других, приятных и интересных вещах.
01.05.2006.


Рецензии