Реализм бредней Мужика Седого

 Реализм (лат. realis – действительный вещественный) – художественный метод, наиболее полно воплощающий объективно-познавательную и эстетико-преобразующую природу искусства. Для реализма характерно правдивое отображение человеческой личности в её многообразных отношениях к действительности, раскрытие посредством индивидуализированного изображения (выражения) закономерного, типического в жизни. Реализм предполагает «помимо правдивости деталей, правдивое воспроизведение типичных характеров в типичных обстоятельствах («Философский словарь», 1991).
 А что мы понимаем под словом «реализм», мы простые читатели? Одни из нас скажут, что реализм – это объективная реальность, живущая своей особой, независящей от нас, жизнью, наказывая и радуя, оскорбляя и лаская нас, своих детей. Другие сочтут реализм за реальность только движения собственной души или души других людей, идеи которых, в той или иной мере, движут сознанием людей и меняют эту самую объективность. И теперь, соединив, эти два мнения наших читателей, мы скажем, что развитие искусства, в особенности реалистического, неотделимо от яркого проявления творческих индивидуальностей.
 Таким образом, обращаясь к творчеству одного из авторов Стихири – Мужика Седого – мы ставим перед собой задачу: исследовать индивидуальность автора, проявляющуюся в отражении нашей российской современной действительности и доказать, что его творчество основано на продолжении традиций реализма в искусстве и литературе. Для реализма искусство всегда было и будет искусством глубокой жизненной правды.
Жизнь, её неудержимое, могучее течение, не только формирует движение творческой мысли поэта, но и оказывает глубокое воздействие на развитие его идейных, эстетических воззрений в целом.
Поэт относится к поколению, детство которого прошло во время военного лихолетья Великой Отечественной войны, он рассказывает:
 ***
 Былое вороша, я детство вспоминаю
 Прошедшее в нужде военных лет.
 День Славы! День Победы в мае
 И нашей средней школы добрый свет. («Вехи жизни»)
«Добрый свет школы», ведь именно школа научила поэта состраданию, пониманию того, что он на землю пришёл, чтобы стать представителем своего народа, быть отцом и патриотом:
 ***
 И до самых седин глубоких,
 До момента, когда будут выносить,
 Ради них семейных, одиноких,
 Ради них обязаны мы жить.
Ради будущего своих детей жил, живёт, и будет жить поэт:
 ***
 Что дороже серебра и злата?
 Что ценнее всех богатств на свете?
 Что для нас главнейшая отрада?
 Безусловно, это наши – Дети!
 («Преемственность»)
Что движет творчеством Мужика Седого? Как нам кажется – это глубокое чувство неудовлетворённости окружающей его действительностью, понимание того, что поколение целого народа, советского народа, отторгнуто, жизнь, судьба многих и многих людей обесценена. Трудовой энтузиазм, героизм – пустой звук для нынешнего поколения. А, как результат, чувство растерянности и горечи, что жизнь многих ветеранов перечёркнута и кем? Правительством собственной страны, ради которой жили, страдали, растили детей. Поэт выступает в защиту этого поколения:
 ***
 За жизнь мы очень многое усвоили,
 Реализуя предков умные заветы.
 Деревья посадили, дом построили
 И дети взрослые обуты и одеты.
О том, что поколение это живо и не только живо, но и деятельно участвует в построении нынешней действительности, потому как не относит себя к «доживающему племени» говорит поэт, образно сравнивая, это поколение с «древними часами»:

 ***
 Как древние часы, седые старики.
 По мненью власти, доживающее племя.
 Но, вот ведь парадокс, расчётам вопреки,
 Неплохо тикаем, отсчитывая время.
 («Древние часы»)
Именно это поколение любит свою Родину так, что сердце у многих из них разрывается от боли за неё. Поэт с горечью восклицает:
 ***
 Что тебя дёрнуло, что ты так низко пала?
 К наживе в людях тягу возродила.
 Святые предков идеалы растоптала
 И о величии своём, похоже, позабыла.
 («Настало время»)
Или:
 ***
 Устали люди ждать,
 Когда в страну опять
 Покой, Законы строгие вернутся,
 Ну, а бандитам слёзы жертв их отольются.
 («Бандитский Петербург, Менты и т.д.»)
И в то же время, он начинает понимать, что Родина стала постепенно расправлять свои крылья, постепенно набирать силу и уважать себя:
 ***
 Сегодня каждый на планете понимает,
 Россия вся, гораздо больше, чем Европа…
Или:
 ***
 Настало время вновь великой стать
 Пускай к тебе потянется Европа.
 («Настало время»)
Чувство патриотизма прививается человеку не одним поколением, а всей историей народа. Тем более, когда речь идёт о молодых читателях и молодых авторах, каких на Стихири большое количество.
Молодому человеку, думающему о своём месте в жизни, должен быть интересен опыт других авторов, которые тоже размышляют о своей судьбе и судьбе России и её народов. Пренебрежительное отношение к прошлому опыту других поколений не только сузит рамки индивидуального постижения мира молодым человеком, не только не научит его не совершать больше аналогичных ошибок в жизни, но и прервёт нить преемственности между поколениями. А это угрожает уже самому менталитету России. И, слава Богу, что молодёжь у нас думающая, не безразличная, а это могут доказать многочисленные авторские странички на Стихири.
Мы отметили в творчестве Мужика Седого пока только важность социально-политических отношений в нашем обществе, но ведь кроме этого действительность – это ещё и природный мир, его красота. Сердце поэта-лирика проявляет себя во многих стихотворениях Мужика Седого о природе. Так приход весны не оставляет его равнодушным:
 ***
 Уже всё чаще, чаще по утрам
 В весенние цвета окрашен небосвод.
 Улыбка алых зорь напоминает нам,
 Весна во всей красе своей грядёт.
 («Штрихи весны грядущей»)
Но чаще всего, поэта привлекают краски осени. Так, при описании осени он говорит о жизнеутверждающем её значении для человека:
 ***
 Скучнеет сад. Былую красоту,
 Свой летний облик, стать свою теряет.
Раскачивая стебли по ветру,
 Цветы увядшие тихонько вымирают.
И тут же:

 ***
 Вот только розы, что в последний раз
 Так дружно и так поздно расцветают,
 Своею дивной красотою радуют подчас
 И не надолго грусть из мыслей изгоняют.
 («Скучнеет сад»)
Грусть – чувство, которое постоянно присутствует в сердце поэта. И не только поэта зрелого возраста, но и молодого поэта. Грусть – источник поэзии. Стихи вынашиваются этой грустью, они зарождаются значительно раньше того момента, когда поэт берётся за перо. И тем, какими они появятся на свет, мы обязаны личности поэта, его жизненному опыту. Иначе говоря, стихи – это сама жизнь, выраженная в поэтической форме. Именно грусть о том, что жизнь приближается уже к своему естественному порогу, боль за детей, внуков и несправедливо обиженных друзей, знакомых и незнакомых ему людей и подтолкнула поэта к выражению своих мыслей и чаяний в стихотворной строке. Выражение этих мыслей и язык, которым они нам представлены в стихах Мужика Седого и раскрыта его индивидуальность.
Говоря о творческой индивидуальности поэта, необходимо подчеркнуть народность его поэзии. Народность его творчества – это не только идейная позиция автора, но и эстетическое качество. Потому как, самое горячее желание поэта – выразить то, что затрагивает и волнует многих, а самое искренне его стремление – выразить духовные запросы всё ещё непокорённой и сильной Духом России и её граждан. Только сильные духом люди могут так сказать:
 ***
 В дни скорби у родительской могилы
 Слова Отца я очень часто вспоминаю.
 Они верны и придают мне ныне силы,
 «Живи по совести». Я так и поступаю.
 («Вехи жизни»)
И совесть поэта не даёт ему спокойно жить не только из-за творящегося беззакония в собственной стране, но и во всём мире, так, в ответ на иракские события поэт гневно заявляет:
 ***
 У всех агрессоров, лжецов конец один.
 У всех, кто мнит, что он над миром Господин.
 Таких всегда конец бесславный ожидает.
 Жаль поздно он для них обычно наступает.
 («Вчера и сегодня»)
Чувствовать себя Гражданином Мира тоже в традициях русской реалистической поэзии, потому как только русский человек, вследствие его ментальности, остро ощущает всеми фибрами души взаимосвязь всего сущего в мире. Люди смеются на всех языках одинаково, люди плачут, независимо от языка, одинаково; землетрясение в одном уголке земного шара вызывает бурю и цунами в других; агрессор, вторгшийся в соседнюю страну, может в любой момент вторгнуться и в нашу страну.
Заботясь о духовном здоровье нации, поэт говорит о том, что Свобода слова в условиях демократии чревата страшными последствиями для русского народа, особенно, для молодых, неопытных душ:
 ***
 Идеология – система взглядов и идей.
 Их очень много ныне, разных, на планете.
 Порою пагубность их очевидна для людей,
 Но ведь внедряют, позабыв про всё на свете.
 Внедряют тупо смесь химер и ахиней
 Глупцы, дорвавшиеся до власти.
 Ценою дорогой, а, зачастую, жизнями людей,
 Суля им Равенство, Свободу и незыблемое Счастье.
 («Размышление на заданную тему»)
Ни для кого не секрет, что всякого рода секты, наводнившие пространство нашей родины в последнее время, во многом виновны в том, что наши дома для психически больных людей, в большинстве своём, переполнены. Идёт «промывка мозгов» наших соотечественников с целью куда более прозаическою – обогащение кучки новоявленных гуру. А правительству нашему это «на руку» по принципу: «чем бы дитя не тешилось, лишь бы не плакало».
Человек, гражданин, в голове которого хаос, у которого нет чёткой жизненной позиции, легко управляем. Ему чаще всего нет дела до несправедливости и попрания его прав, он уверен, что всё, что с ним происходит – это проведение Господне или карма, он – раб, по сути.
В последние годы всё чаще и чаще нашему народу внушают, что «каждый народ получает то правительство, которое он заслуживает», и совершенно забывают, что народ имеет на это и свою точку зрения:
 ***
 Забыта видно напрочь давняя предтеча
 Почаще слушать свой родной Народ.
 Не параноиков, а глас народный – ВЕЧЕ!
 Оно не ошибётся никогда и не солжёт.
 (там же)
Таким образом, анализ творчества нашего собрата по перу – Мужика Седого, показал, что его творческая индивидуальность глубоко народна по своей сути. Отсюда и язык его поэзии простой, лаконичный и доступный – народный.
Поэтику же его поэтического творчества мы здесь не берёмся анализировать, потому, как это может стать темой ещё одной объёмной работы. Сейчас же мы только можем сказать, что к своему стихотворчеству поэт подходит с определённой долей юмора и самокритичности:
 ***
 Теорию стихосложенья изучая,
 Я к выводу печальному пришёл.
 Ведь ни хрена я в нём не понимаю,
 Как в высшей математике осёл
 («Откровение»)
Из приведённого четверостишия мы видим, как требователен поэт к себе, и, тем не менее, известно всем, кто хоть немного знаком с Владимиром Александровичем, как он настойчиво занимается самообразованием, чтобы не использовать в стихосложении «ямб и анапест в слепую», а пользоваться ими сознательно при изложении в стихах той или иной темы.
В заключение нашей работы мы (я и моя Муза)заявляем, что народ наш – самый лучший в мире, он не может жить без поэзии, его великая поэтическая энергия проявляет себя не только в песнях, легендах, анекдотах и сказках, но и здесь у нас, на Стихири. Оглянитесь, какая армия поэтов здесь собралась, сколько ясных и чистых помыслами о светлом будущем своей Родины людей общаются между собой. Только здесь мы чувствуем себя не одинокими. Я не имею в виду тех личностей, которые заняты только собой и своим успехом, а имею в виду тех, кто действительно любит Поэзию.
И, не смотря на то, что на своей страничке наш поэт назвал своё творчество «бреднями», мы думаем, что нам удалось убедить читателей, что его «бредни» - это реальное понимание жизни, всех её глубин, выраженные в стихотворной форме.
P.S. Спасибо огромное Владимиру Александровичу за то, что он согласился на то, чтобы мною была написана эта работа. Надеюсь, он остался ею доволен. Соглашаясь на критическое исследование своего творчества, он проявил большую смелость, смелость человека, который стремится к совершенству и не останавливается на достигнутом, которому интересен взгляд со стороны, тем более, что взгляд этот человека, который на Стихири новичок. Новичок этот – я.
Всего доброго всем, кто прочёл работу до конца! Удачи!
 Елена
 
10.04.07

 Cудя по всему реализм как метод нашим стихотворцам особо-то и не нужен. Наверное, время такое сейчас, каждый создаёт своё виртуальное пространство и им, только им живёт. Каждый заинтересован только в том, что думают о его стихах, в первую очередь, а потом, если вообще наступает это потом, о сути поэтического творчества. Во все времена мысль о том, что поэзия - это высшая сфера искусства была актуальной. Актуальна она и сейчас, каждый из нас, чуть только начинает рифмовать свои мысли, чувствует себя приобщившимся к этой высшей сфере, чувствует, что он не такой как все, что он особенный, на него глаз положил сам Господь. А реальность, ну что с неё взять, кроме того, что она и так надоела до чёртиков, что готов сбежать от неё куда угодно и с кем угодно, а лучше, в мечту. Вот и получается, друзья мои, что большинство из нас, боятся жизни, её хлопот, тревог и ныряют в паутину, чтобы отрешиться, а тут... какая-то тётка снова вернуться к ней призывает. Да, пусть себе призывает на здоровье, нам-то что... Всё верно, так оно и есть.
 

 
 
 


Рецензии
Да, реализм это хорошо...но иногда идеализм больше о реальности расскажет, чем сама реальность. Бывает, но крайне редко.Спасибо, Елена. Вы молодец!Зайду почитаю стихи этого автора обязательно.С уважением, Марина

Марина Топчина   17.09.2017 08:29     Заявить о нарушении
От всей души благодарю, Мариночка, за рецензию на эту работу.
Стихиряне редко заглядывают в этот альбом.

Поэзия Сердца   17.03.2018 19:56   Заявить о нарушении
На это произведение написано 15 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.