Вход Господень в Иерусалим

Православный календарь:
Вход Господень в Иерусалим /Вербное воскресенье/


ОСВЯЩАЕТСЯ  ВЕРБА  СИЯ...

          «...И я нюхаю вербу: горьковато-душисто пахнет, лесовой горечью живою, дремуче-дремучим духом, пушинками по лицу щекочет, так приятно. Какие пушинки нежные, в золотой пыльце... – никто не может так сотворить, Бог только.».
          Помните? «Лето Господне» Ивана Шмелева.
          Не знаю, почему, но всегда при разговоре об этом празднике вспоминается этот рассказ. Прочитав его когда-то давно у меня впервые возник образ подобия вербных «котиков» с огоньками свеч...

          Вход Господень в Иерусалим - один из главных (двунадесятых) праздников Православной Церкви и совершается он за неделю до Пасхи. О нем повествуют все четыре евангелиста.
          А митрополит Антоний Сурожский называл его «одним из самых трагических праздников церковного года». Хотя, казалось бы, все признаки торжества налицо:  Христос вступает в Святой Град, Его с пальмами, цветами, постилая свои одежды под ноги, встречают  ликующие толпы народа. В среде иудейского народа был обычай: перед святой Пасхой приходить в храм, чтобы очиститься. Со всех концов Палестины богомольцы стекались в Иерусалим. Узнав, что Иисус также идет в Иерусалим, толпы людей вышли навстречу, восклицая: «Осанна! Благословен грядущий во Имя Господне!».

          Они готовы признать Его земным царем, сделать из Него своего политического вождя, который освободит израильский народ от врагов. Они кричат Ему: «Осанна!» (то есть «красуйся»). А через несколько дней будут требовать Его распятия...

          И Христос, зная все это наперед, тихо вступает в Иерусалим, восходя к Своей смерти... И именно  во время этого людского ликования Иисус говорит народу о том, какова будет их судьба, если они пройдут мимо Него, не узнав Его, не последовав за Ним: «Оставляется дом ваш пуст; отныне пуст ваш храм; пуст ваш народный дом; опустела душа; опустели надежды; все превратилось в пустыню...». Потому что единственное, что может превратить человеческую пустыню в цветущий сад и сделать человеческое общество полноценным, — это присутствие Живого Бога.
          Но голос Спасителя слышат немногие... 
          Ликование происходило буквально за несколько дней до крестной смерти Иисуса Христа.  Люди из уст в уста передают событие, произошедшее накануне в Вифании: воскрешение из мертвых Лазаря, брата Марфы и Марии. Господь любил это семейство и  часто бывал у них дома. И вот Лазарь заболел и умер. Через четыре дня (поэтому и называется Лазарь Четверодневный) Иисус пришел в Вифанию к пещере, где был погребен Лазарь, и воззвал громким голосом: «Лазаре! гряди (иди) вон». Умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, вышел из пещеры...

          Именно Лазарева суббота стала первообразом всеобщего воскресения.  И именно в день воскрешения Лазаря, который уже четыре дня лежал в гробе и имел запах тления, Иисус Христос говорит Марфе, сестре Лазаря: “Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек...” (Ин. 11, 25-26).

          Кстати, с тех самых пор и стали лечебницы называться лазаретами, увековечив имя Лазаря и человеческое упование на милосердие Божие. Но совсем не обязательно  быть врачом, чтобы знать, что все человеческие болезни делятся на две группы: излечимые и неизлечимые. И порой простая простуда может оказаться смертельной болезнью. Болезнь же Лазаря оказалась не смертельной. Почему? Потому что «болезнь НЕ к смерти» - любая болезнь человека, верующего в Воскресение и Жизнь.  И «болезнь К смерти» - любая болезнь верующего в смерть. Люди долгое время были верующими в смерть. И Лазарь находился в их числе. Но ему первому было суждено увидеть и собственную смерть, и славу Божию, освобождающую его от смерти.
          После своего воскрешения Лазарь прожил еще 30 лет и был епископом на Кипре. Кипрская Православная Церковь до сих пор хранит эту благочестивую и назидательную историю о своем епископе, рассказывая, что легкий и веселый нрав общительного юноши Лазаря после воскрешения изменился: он никогда больше не улыбался...  То, что было открыто ему в своей смерти, не оставляло его ни на минуту все тридцать лет дальнейшей жизни, как и вера в воскресение мертвых, первым свидетельством которого стал он сам.

***
          Название Вербное воскресенье этот праздник носит потому, что в этот день освящаются веточки вербы. В наших краях они заменили пальмовые ветви (вайи), которыми народ приветствовал Христа. Вербы как символ воскресения освящают и окропляют святой водой субботним вечером накануне праздника и в сам день праздника. Освященные ветви приносят в свои дома, где с благоговением хранят до следующего года. Затем ветви сжигают, заменяя на новые. Освященную вербу хранят за иконами.
          Для соблюдающих пост (т.к. впереди - Страстная седмица) в праздник Входа Господня в Иерусалим благословляется рыба.


PS
          Лазарева суббота и Вербное воскресенье служат переходом от Четыредесятницы к Страстной седмице. С понедельника следующей недели начинается Страстная седмица - время особо строгого поста.
          Начиная с вечерни в Вербное воскресенье, всю эту неделю в Церкви будут звучать слова: «Грядый Господь на вольную страсть, нашего ради спасения...» (страсть - как страдания). А за церковными службами Страстной недели будут вспоминаться события последних дней земной жизни Христа и ветхозаветные прообразы Его жертвы.
          Все дни Страстной седмицы называются Великими.
         




©  Ольга Ролич /Брестчанка/, 2007
Свидетельство о публикации №107032701642


Рецензии
Спасибо Вам за эту публикацию и с праздником!Тепла Вам и света.
Жить надо во имя жизни..
Перечитываю часто Шмелёва.

Алла Морозова   08.04.2012 12:20     Заявить о нарушении
с Праздником, Алла! Благодарю Вас за тепло слов... Вы верно сказали - будем Жить!)) Добра, Любви и Света Вам!
с уважением,

Ольга Ролич Брестчанка   08.04.2012 23:14   Заявить о нарушении
На это произведение написано 17 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.