Что послушать старенького? Free

Free




ХТО ТАКИЕ?

Величайшие блюз-рокеры всех времён...

...если не считать музыку Led Zeppelin блюз-роком.

За то малое время существования, что определила им судьба, Free успели сделать очень многое, но их всё равно принято считать потерянной группой, отдавая должное их огромному творческому потенциалу.
Free без сомнения, стали жертвами обстоятельств, в данном случае, непомерной алчности рекорд-лейбла, иначе в мировой табели о рангах они не стояли бы сейчас так низко.

ЧЁ ИГРАЮТ ТО?

Ранние Free, были чисто блюз-роковой группой, в дальнейшем их музыка дополнилась новыми красками. Они не боялись экспериметировать, благо, колоссальные таланты музыкантов позволяли это делать. Вокал Пола Роджерса был универсален, как и барабаны Саймона Кирка, а молодой вундеркинд Энди Фрейзер, играющий на басу, вообще считался феноменально одарённым музыкантом. Ну а главной звездой был гитарист Пол Кософф, рост и развитие уникального стиля которого чётко прослеживается от ранних работ Free к более поздним.


ЧЕМ ЗНАМЕНИТЫ?

Одной единственной песней - "All Right Now", ставшей настоящим гимном их поколения. Чем ещё? Разумеется, одним из лучших рок-вокалистов - Полом Роджерсом, певшим затем в знаменитых Bad Company.

ЧЁ ПОСЛУШАТЬ-ТО?

Фонотека Free не слишком обширна, зато на их долю не пришлось ни одного альбома, за который им пришлось бы краснеть. Поэтому лучше прослушать все шесть их студийных альбомов, тем более, что это не займёт слишком много времени.
Среди прочих выделяются их мощный и драйвовый "Fire And Water" и более мягкий и мелодичный "Highway", уместившиеся оба в один ударный 1970 год. Heartbreaker (1973), ставший их лебединой песней, был также великолепен, несмотря на малую долю участия в нём Пола Кософфа. заглавный трек "Wishing Well" с него - вторая по популярности песня Free.


ТРИ ЛУЧШИХ АЛЬБОМА


1. Highway (1970)

После оглушительного успеха "Fire And Water" рекорд лейбл стал давить на группу, желая выпустить вдогонку ему очередной альбом в том же 1970-м. Это создало нездоровую и нервную обстановку как внутри группы, так и вокруг неё. В результате к самому концу года альбом был всё-таки выпущен, но не имел того успеха, как предыдущий. Сложно сказать, что было тому причиной. Скорее всего, довольный покупатель, ещё не впитавший до конца "Fire And Water", просто не заметил на полках новый альбом с четырьмя не слишком примелькавшимися лицами. Здесь свою роль сыграла и обложка. Очевидно, желая соригинальничать, группа написала на обложке только название альбома, и только приглядевшись, можно было заметить, что лица музыкантов выложены из крохотных буковок "Free". Многие посчитали, что Highway - это название новой группы.
Тем не менее, музыка на "Highway" была великолепна. Взамен мощности и крикливости "Fire And Water", пришла мягкость и балладность, которые идеально подходили к вокальной манере Роджераса. Песни усложнились, стали куда более интересными и многоплановыми. Это прекрасно показывает заглавный трек "The Highway Song", начинающаяся в бодром ритме, но в середине вдруг замедляющаяся, чтобы предоставить простор грандиозному соло Кософфа.
Пожалуй, альбом несколько перегружен балладами, но так ли это плохо, если речь идёт о шикарных "Love You So" или "Be My Friend", и уж тем более о прекрасной
"Soon I Will Be Gone".
Попав в самый разгар "эпохи рока", когда команды вроде "Zeppelin" и "Purple" пытались перегреметь и переорать друг друга, "Highway" был оттеснён локтями в "задние ряды". Он несколько опередил своё время, выйди он на пять-шесть лет позже или раньше - он несомненно стал бы хитом. Но это факт не лишает его права считаться лучшим альбомом Free.


2. Fire And Water(1970)

В каталоге Free этот альбом считается критиками единственным творением, способным стать в один ряд с "классикой" Led Zeppelin, Rolling Stones, The Who и Deep Purple. И дело здесь не столько в суперхите "All Right Now", сколько в атакующей мощи звучания альбома, ставшей на тот момент эталоном "настоящего рока".
"Fire And Water" можно считать бенефисом Пола Кософфа. К этому времени он окончательно сформировал свой стиль игры, его протяжные красочные соло великолепно звучат как в мощных "Fire And Water" и "Mr. Big", так и в задумчивых балладах "Don't Say You Love" и "Heavy Load".
Но в отличие от того же "Highway" или "Free At Last" (1972) альбом не выглядит как единое целое. Та же "Don't Say You Love Me" слишком расслабленна и усыпляюща, тем более, что сразу после неё шёл резко контрастирующий "All Right Now". То же можно сказать и об излишне затянутом "Oh I Wept", идущим сразу за бодрым и многообещающим "Fire And Water". Эта музыкальная аритмия в рамках такой группы, как Free не выглядит удачной находкой.
Так или иначе, Free прославились и вошли в историю рок-музыки именно с этим альбомом, который и стал, по сути, их единственным хитом.


3. Heartbreaker (1973)

К моменту выпуска "Heartbreaker" ни о какой популярности Free речи уже не было. Группа разваливалась на глазах. Энди Фрэзер ушёл из группы (его заменил Тетсу Ямаучи), Пол Кософф подсел на наркотики... В общем и всем было понятно, что этот альбом станет последним.
Тем не менее, "Heartbreaker" получился гораздо лучше, чем можно было предполагать заранее.
Зажигательный "Wishing Well" стал главным хитом этого альбома. Остальные треками были олицетворением поздних Free - мягких, изысканных, склонных более к сентиментальным балладам, чем к грубоватым блюз-роковым номерам.
Доминирующей силой здесь является уже не гитара Кософфа, а невероятно красивые клавишные переливы "Рэббита" Бандрика, которые существенно расширили аудиторию поклонников Free. Да и вообще, потери группы не выглядели такими уж фатальными, просто играть в Free уже никто не хотел. Поэтому и истерии по поводу кончины группы никто и не устраивал. Скорее наоборот, все музыканты испытали облегчение.



ЧЁ ТЕПЕРЬ?

Free распались в семьдесят третьем и уже в следующем году Пол Роджерс и Саймон Кирк играли в куда более успешных и знаменитых Bad Company. Пол Кософф создал свою группу Back Street Crawler, где продолжал показывать своё мастерство, периодически пытаясь вылечится от наркотической зависимости. Впрочем, последнее ему так и не удалось. 18 марта 1976 года в ночном гастрольном перелёте перелёте Back Street Crawler, Кософф скончался от передозировки прямо в туалете самолёта.
Энди Фрэйзер, как ни странно для такого блестящего бас-гитариста, в дальнейшем не прославился ничем, кроме нескольких сольных альбомов.
А вот Пол Роджерс вырос в настоящую звезду. После Bad Company он пел в The Firm, затем сольно, а в 2005 объединился с Брайаном Мэем и Роджером Тэйлором в проекте "Queen And Paul Rodgers".
И всё-таки, в биографии бывших членов группы, именно Free были самым фантастическим и удивительным отрезком жизни. Они были молоды, полны сил и обладали столькими талантами, что хватило бы на несколько хороших групп. И кто знает, как бы сложилась их судьба, если бы... Впрочем, истории не терпит сослагательного наклонения.


Рецензии