Что послушать старенького? Pink Floyd

ХТО ТАКИЕ?


Величайшая рок-группа в истории.

Ну что ж, почему бы и нет. При всём богатстве выбора кандидатов на эту должность, Pink Floyd, несомненно, - одни из самых достойных.

Музыкального стиля, в котором играли Pink Floyd попросту не существует. При их статусе "вселенских звёзд", постоянным склонностям к экспериментам, безпрецендентным по размаху и концептуальности сценическим шоу, обилии противоречивых и парадоксальных музыкальных находок, они не умещаются в рамки ни одного стиля, в том числе и арт-рока, к которому их причисляли первое время. Поэтому считайте Floyd просто рок-группой, в том смысле, что не существует более ёмкого понятия, способного вместить всё их величие и многообразие.


ЧЁ ИГРАЮТ ТО?

Как уже было сказано, Pink Floyd - это особый, уникальный стиль музыки, а посему обьяснить, что он из себя представляет, невозможно. Зато можно прочувствовать. В музыке Pink Floyd слышаться отголоски фолк-рока, психоделии, хард-рока, арт-рока, электронной музыки, джаза и традиционной поп-музыки и всё это рождает неповторимый, ни с чем не сравнимый саунд. Поверьте, они единственны в своём роде, как эталон метра в парижской палаите мер и весов.


ЧЕМ ЗНАМЕНИТЫ?

Перечислю только самое-самое.
Звездой психоделии шестидесятых Сидом Барретом, одним из величайших гитаристов мира Дэвидом Гилмором, сценическими шоу и альбомами-гигантами: "Atom Heart Mother", "The Wall" и "The Dark Side Of The Moon".

Кроме того, Pink Floyd могут похвастаться тем фактом, что их музыка первой прозвучала в космосе.


ЧЁ ПОСЛУШАТЬ-ТО?

Фонотека Floyd настолько многообразна и неровна, что в ней легко заблудиться, особенно среди их ранних альбомов. Саундтреки "More" (1969) и "Zabriskie Point" (1970) не выглядели настолько удачными, чтобы выходить в формате альбомов, а странноватая "Ummagumma" (1969) вообще считается самой неудачной их работой. Странным также выглядит тот факт, что откровенно неудавшиеся альбомы "Animals" (1977) и "The Final Cut" (1983) имели колоссальный коммерческий успеху. Кроме гиперпопулярности Floyd на этом отрезке времени, этот факт больше объяснить нечем. Остальные же альбомы Floyd ещё более известны и и перечислять их не имеет особого смысла.

Не стоит забывать также и о тех записях Floyd, что были выпущено до "The Piper At The Gates Of Dawn" (1967), а именно об успешных синглах, таких как "Arnold Layne" и "See Emily Play". Лучше всего этот материал представлен на сборнике "Early Singles" (1967-1968), вышедшем в 1992 году.



ПЯТЬ ЛУЧШИХ АЛЬБОМОВ



1. Division Bell (1994)


Тот факт, что "Division Bell" - единственный альбом Floyd, возглавивший как американский, так и британский хит-парад, уже само по себе превозносит его над остальными. А если учесть, что девяностые годы двадцатого века не были лучшим временем для группы, то эти победы вполне можно занести в разряд героических.
Но ведь дело-то совсем не в регалиях.

После ухода в 1986 году Роджера Уотерса, главного творца былых успехов группы, казалось, Floyd уже не спасёт ничто. Но Дэвид Гилмор, ставший во главе группы, доказал, что уход Уотерса был лишь естественной эволюцией группы. Причём доказал наглядно, сначала великолепным "А Momentary Lapse Of Reason" 1987 года, а затем альбомом "Division Bell", рядом с которым эпитет "великолепный" выглядит тускло и неубедительно.

"Division Bell" настолько хорош, насколько вообще может быть хорош тщательно продуманный, блестяще спродюсированный, а главное, сочетающий в равной мере профессионализм и гениальность, музыкальный альбом. Он содержал то, что у Floyd эпохи "правления Уотерса" прослеживалось лишь урывками - ощущение безграничной гармонии, которым пропитан каждый звук альбома.
Все одиннадцать композиций альбома настолько идеально переходят друг в друга, что его вполне можно считать концептуальным, если бы не отсутствие какой-либо проблематики, традиционной для подобных проектов. Но от этого "Division Bell" только выигрывает, ведь он не претендует на славу "Стены". Это всего лишь музыка и поэзия, самоценная без дополнительных бонусов, пояснений и объединяющих идей.
На фоне всего этого, слова о том, что на "Division Bell" нет "особых" мест
прозвучат банально, но это действительно так. Этот альбом - олицетворение цельности и неразрывности, но он прекрасен ещё и тем, что любой трек из него не теряет своей притягательности, будучи вырванным из контекста альбома. А некоторые, как "High Hopes", "Wearing The Inside Out" или "Marooned" и вовсе смотрятся предпочтительнее "поодиночке".
"Marooned" вполне можно считать апофеозом творческого таланта Дэвида Гилмора. Пропитанный невероятным мистицизмом инструментал - бенефис психоделической гитары Гилмора - волшебное, почти неземное произведение, пробирающее насквозь и иногда вызывающее сомнение в том, что автором его является человек. Нечто подобное за десять лет до Гилмора представил на суд общественности другой гениальный гитарист - Ритчи Блэкмор. Речь идёт о знаменитой композиции группы Rainbow "Snowman". Но "Marooned" не так зацикленна на повторяющейся теме, она более свободна и спокойна и не несёт того мотива тревоги, что творение Блэкмора.

Многие склонны считать, что Гилмор донельзя упростил музыку Floyd, почти целиком убрав из неё беспокойные взрывные мотивы вечной борьбы Уотерса, отчего она стала аморфной и самосозерцательной. Возможно, доля истины в этом есть, но меланхолия Гилмора не менее гениальна, чем концептуализм Уотерса. И "Division Bell" служит тому живым доказательством.

Первое место, без вариантов.



2. The Wall (1979)

All in all it's just another brick in the wall
All in all you're just another brick in the wall.

Эти гипнотические, вводящие в транс строки из "Another Break In The Wall (part 2)" и по сей день являются одним из ярчайших пятен в истории рок-музыки, как и весь альбом "The Wall".
Этот абсолютно беспрецендентный в истории музыки проект, объедивший альбом, грандиозную сценическую постановку и одноимённый фильм Алана Паркера в одно единое явление под названием "Стена", стал самым живым и наглядным олицетворением протеста, как изначального трамплина рок-музыки.
Восторженная всесторонняя критика вознесла альбом до небес, но, пожалуй, это был единственный арт-роковый альбом, донёсший свои идеи до обычных людей. Кирпичи, они же психологические травмы и барьеры между людьми, постепенно возводящие стену непонимания и отчуждения вокруг главного героя - один из самых сильных образов, созданных в формате концептуальной музыки, но в то же время, один из самых наглядных и доступных.
Говорить об этом альбоме можно долго, но вот стоит ли? Перефразируя известную поговорку, лучше сто раз прослушать (а в данном случае ещё и увидеть), чем...


3. Atom Heart Mother (1970)

"Атомное сердце матери" был первым альбомом Floyd, возглавившим британский хит-парад. А в эпоху расцвета хард-рока это было очень непросто.
Этот мощный и вдумчивый альбом стал первой "взрослой" пластинкой группы, проложив дорогу к будующим эпохальным творениям.
Грандиозная одноимённая композиция, занявшая целую сторону пластинки, вобравшая в себя невероятное количество тем и идей впервые показала, что Floyd - не просто одна из многих английских арт-рок команд, а, по сути, современный классики. Возможно, единственные классики современной музыки.
Вторая сторона пластинки составила определённый противовес гнетущей тяжести первого трека. Тихие аккустическия "If", "Fat Old Sun" и беззаботно-заводная "Summer '68" отдавали должное раннему звучанию группы и были невероятно хороши. А завершающая "Alan's Psychedelic Breakfast" запомнилась обилием немузыкальных звуков, что станет вскоре фирменной маркой Pink Floyd.


4. "The Piper At The Gates Of Dawn" (1967)

Сейчас, спустя сорок лет, этот ироничный и изобретательный дебютник группы рассматривается как весьма средний альбом, запомнившийся лишь авторством "безумного гения" Сида Баррета. В действительности, очарование сыроватого звучания группы, обилие музыкальных идей, несколько сумбурная подача материала, наигранно наивная лирика Баррета - всё это чрезвычайно интересный и захватывающий кусок "детства" Pink Floyd, пренебрегать которым не стоит.
Как и любое дебютное творение "The Piper..." хорош прежде всего эмоциональным задором и настроением. Это самая светлая и беззаботная работа группы, почти лишённая намёков на мрачность и обречённость которая появиться в будующем.
Здесь нет ярких хитов, но есть яркое звучание, не потерявшее актуальности и по сей день. а что ещё нужно для хорошего альбома?



5. "The Dark Side Of The Moon" (1973)

Миллионам людей, возносящих до небес эту пластинку всегда в ответ найдётся такой же миллион, который недоумённо пожмёт плечами. Но есть сухие цифры рейтингов и хит-парадов, которые позволяют считать "The Dark Side Of The Moon" едва ли не самым популярным альбомом в истории музыки.
Странный, малопонятный и сложный для звучания, этот альбом бьёт наотмаш только одним - потрясающей элегантностью и изысканностью, но когда этого было достаточно для успешного альбома? Чем уж так хороши были дикие вопли Клэр Торри, чтобы считать "The Great Gig In The Sky" "небесной красоты композицией"? Чем так взяла слушателей отрывистая и простоватая "Money"? И что такого особенного было в навевающих сон отстранённых композициях вроде "Us And Them"?
На эти вопросы, конечно, есть ответы, но они не выглядят бесспорными. И это часть вечного противоречия этого легендарного альбома Floyd.
По сути, единственным безапелляционным хитом здесь выглядит мощная и мистическая "Time", но не маловато ли этого для того статуса, который по сей день носит "Обратная сторона Луны"? Вопросы, опять вопросы...
Тем не менее, обойти вниманием эту пластинку никак нельзя, несмотря на то, что она явно проигрывает другим работам группы. Хотя бы потому, что у него самая знаменитая обложка. Да, да, та самая призма. Вершина творческого гения фирмы "Хипнозис".





ЧЁ ТЕПЕРЬ?

Разумеется, все музыканты Floyd выпускали сольные альбомы, но о том, чтобы попытаться затмить славу своей главной группы не могло быть и речи. Даже Роджер Уотерс, у которого карьера сложилась наиболее удачно, предпочитал на концертах исполнять хиты Pink Floyd, лишь изредка разбавляя их собственными творениями.
После "Division Bell" музыканты Floyd собирались вместе лишь однажды - во время "Live 8" 2006 года - причём, в классическом составе: Роджер Уотерс, Дэвид Гилмор, Ричард Райт и Ник Мэйсон. Но, отыграв небольшой сет, группа снова канула в небытиё. Похоже, вечная грызня между Уотерсом и Гилмором за авторские права, не кончится никогда.
Но, анализируя сольные альбомы всех участников группы, понимаешь, что истинным Floyd был не Гилмор, не Уотерс, не Сид Баррет и никто другой. Основу звука и мистического очарования группы всегда составлял союз гениальных музыкантов, и только коктейль из творческого гения каждого из них составлял настоящую легенду под названием Pink Floyd, и славу группы по праву стоит делить на всех пятерых. Они достойны этого в равной мере.


Рецензии
Я сначала прочитал книгу с биографией и дискографией, а позже меня заинтересовал фильм Паркера "Стена".

Кирилл Грибанов   22.08.2021 15:20     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.