Фонические условности рифмы

В данном разделе речь пойдет главным образом о консонантных условностях рифмы, причем в центре нашего внимания – мужская (односложная) рифма, поскольку она «короче» любой другой – женской (двусложной), дактилической (трехсложной) и, конечно, гипердактилической. Ведь чтобы составить рифму, словам с ударением на последнем слоге требуется меньше созвучных элементов, чем словам, у которых ударение падает на второй и тем более на третий от конца слог.

Итак, наша задача заключается в следующем: установить, насколько рифмующиеся слова должны быть созвучными по меньшей мере.

Мужские рифмы, как и «немужские», бывают открытыми (оканчивающимися на гласный звук) и закрытыми (оканчивающимися на согласный).
Мужскую открытую рифму начинает предшествующий последнему ударному гласному согласный звук. Этот звук называют опорным. Например, волна – спина с опорным н, в отличие от закрытой рифмы волнам – ногам, начинающейся с гласного и не имеющей опорного согласного. Эту особенность отметил еще Кантемир. Рифму сноха – веха с опорным х он признавал лучшей рифмой чем, допустим, крупа – сова.
И все-таки Кантемир признавал созвучия типа крупа – сова рифмами. Впоследствии такие созвучия получили названия недостаточных рифм.
Почему же созвучие крупа – сова воспринимается как слабая, бедная, недостаточная рифма (если это вообще рифма)? Здесь могут быть два ответа. Первый: в данном случае в рифмующихся словах совпадает всего лишь один звук, в то время как МИНИМАЛЬНОЕ СОЗВУЧИЕ ДЛЯ РИФМЫ – два звука. Второй возможный ответ: в созвучии крупа – сова не совпадают ОПОРНЫЕ согласные. Второй ответ вернее. Минимум звукового соответствия сам по себе не делает рифму ущербной. Так, например, свои – струи – это рифма, резко отличающаяся от такой, как крупа – сова. В отличие от последней, первую рифму нельзя считать слабой, ущербной. Пожалуй, она даже безукоризненна.
О
порные согласные в ряде случаев могут быть и неодинаковыми. Прежде всего это касается «парных» согласных по звонкости ~ глухости. Это случай, когда неточность не воспринимается как неточность. Исторически такая рифмовка восходит к Ломоносову. Примеры этих рифм следующие: труды – ты, борода – ворота, плоды – мечты (д – т); краса – глаза, небеса – гроза (з – с), поляка – врага (г – к) и т.д.
Встречаются открытые мужские рифмы с опорными согласными, различающимися по признаку твердости ~ мягкости. Такие рифмы есть у Державина: огня – пятна, дни – седины, всё – колесо. Пушкин в «Евгении Онегине» срифмовал всё – Руссо. Ершов в «Коньке-горбунке» – двору – царю; у Ф.Глинки есть рифма полосе – шоссе.

Четыре сонорных звука – н, м, л, р, – нетрудно разделить на две устойчивые пары. Согласные «м» и «н» в некоторых открытых рифмах выступают как опорные согласные, например, у Державина: холму – волну, возьми – храни, ко мне – во тьме и пр.
Согласные «р» и «л» называют плавными. В плавности заключается их сходство. Так, маленькие дети, не научившись выговаривать р, часто произносят вместо него звук л. В их исполнении, например, такая рифма, как дыра – была, оказалась бы безукоризненно правильной. Рифмы такого типа имеются в произведениях многих поэтов: добро – чело (Державин), пиры – хвалы (Пушкин), смотрю – люблю (Лермонтов). Судя по приведенным примерам, опорные согласные удачно сочетаются не только в мягком, но и в твердом варианте.

Закрытую рифму начинает последний ударный гласный в стихе. Присутствие опорного согласного перед этим гласным, совпадающим в рифмуемых словах, необязательно: в руках – страх – уже полноценная рифма. В такой рифме наличие опорного «к» скорее роскошь, чем необходимость. В данном случае опорный согласный не делает, а обогащает рифму.
Возможные несовпадения замыкающих согласных в закрытых рифмах менее значительны или вовсе незначительны по сравнению с несоответствиями опорных согласных в открытых рифмах. Так, проблема глухих и звонких для замыкающих согласных вообще не существует, потому что звонкие звуки в конце слова оглушаются. Сравним: ножа – хороша (разнобой опорных согласных) и нож – хорош (абсолютное уподобление замыкающих согласных). Твердость и мягкость согласных тоже менее резко противопоставляются в конце слов, чем в положении перед гласным. В словах типа кровь, любовь, семь, впрямь и др. мягкость замыкающих губных выражена относительно неярко, поэтому довольно широко распространены рифмы типа любовь – даров. Мягкий «т» в инфинитиве относительно часто сочетается в рифмах с твердым «т» глагольных окончаний: любить – говорит.
У закрытых рифм есть своя интересная специфическая особенность, которую можно назвать терпимостью к лишним согласным звукам, «вклиненным» между ударным гласным и замыкающим согласным. Эти звуки следует считать лишними в том случае, когда они присутствуют в одном из рифмующихся слов и отсутствуют в другом, например, у Жуковского: сонм – кругом (в первом слове лишний «н»). Можно привести еще ряд примеров: дополз – занес, толст – прост, барс – вас, восторг – мог, пучок – шелк и т.д. (отдельным цветом выделены «лишние» звуки). Такие рифмы существенно отличаются от созвучий типа человек – скелет, над которыми смеялся тургеневский герой Щитов (если кто читал рассказ «Андрей Колосов»). Ведь в таком созвучии сходными являются лишь ударные гласные, а среди обрамляющих их согласных господствует разнобой.


ИТАК, ПОДВЕДЕМ ИТОГИ:
Речь шла о консонантных условностях мужской рифмы. Многие из сделанных в этом плане наблюдений можно было бы распространить и на «немужские» рифмы. В частности:

1.Говорилось о допустимом в звуковом составе рифмы разнобое согласных, парных по звонкости ~ глухости. Некрасов придал этой особенности поистине уникальный характер. Это проявляется и в его женских рифмах: черти – жерди; и в дактилических: любезности – неизвестности; и даже в гипердактилических: луковица – пуговица.;

2.Говорилось также о рифмах любить – говорит с несоответствием мягкости ~ твердости замыкающего согласного. У Лермонтова встречаем такую женскую рифму: бросить – покосит. Его же рифмы звонкой – громкой, страстен – опасен свидетельствуют о том, что женским рифмующимся клаузулам могут быть свойственны те же самые вольности, которые наблюдаются в мужских рифмах.

Таким образом, у односложных и неодносложных рифм приблизительно одинаковы условия, при которых они остаются рифмами, и общей представляется граница, отличающая их от «нерифм».

Следующий вопрос будет посвящен грамматике рифмы: какие части речи могут рифмоваться друг с другом и как на это смотрят современные критики. Но об этом чуть позднее...


Рецензии