Etudes ex abrupto О смехе и юморе

«Смеяться не грешно», «смеяться – невзгодам не поддаться», «смех продлевает жизнь», «посмейся над своими проблемами, и они уйдут» и много-много других замечательных, мудрых, жизнеутверждающих пословиц, поговорок, крылатых слов и афоризмов, которые мы так хорошо помним и которым мы пытаемся следовать. Принято жалеть людей с плохим чувством юмора, и, наоборот, те, у которых это самое чувство развито лучше, чем у других, принято ставить в пример. Сколько раз приходилось слышать: «Он - рубаха-парень, душа компании, с ним не соскучишься, у него отменное чувство юмора, он знает столько анекдотов etc.» - и нас словно магнитом тянет к этому весельчаку, хочется взглянуть на него хоть одним глазком, нам втайне так хочется походить на таких людей, ведь они всегда имеют успех, они всегда в центре внимания, а нам, зачастую, этого хочется больше всего.
Но смех смеху – рознь. Полагаю, что все из нас знают разницу между смехом «светлым, радостным и беззлобным», чья цель не есть посмеяться, пускай, даже над глупым и «таким смешным» братом твоим. Таким смехом, обычно, смеются дети малые: «Ой, какая смешная БЕБЕзянка, у нее личико, как у человека!» или «Ура! Дождик пошел, у меня курточка намокнет и сандалики испачкаются, и мама будет ругаться. Ну и пусть! Я так люблю шлепать по лужам!». Так смеются те, кого мы зло называем «ненормальными», «юродивыми», «дурачками». Так часто смеются в деревнях и селах простые люди, не испорченные деньгами и погоней за славой. Представьте себе ребенка, зажмурившегося, подставляющего свое веснушчатое личико яркому июльскому солнцу, который громко и от души смеется, прикрывая то один, то другой глаз от ярких лучей (мне вспоминается главный герой моей любимой детской книжки Буратино с его озорным и чистым, как весенний ручей смехом). Вот вам яркий пример одного вида смеха. С возрастом мы постепенно утрачиваем этот, нам самим Богом данный дар радоваться и смеяться (дательный падеж) хорошему и прекрасному, и учимся смеяться НАД уродливым и некрасивым (творительный падеж), что, как мы безапелляционно уверены, обязательно должно быть нами ВЫсмеяно. Мы, также, очень часто смеемся просто над слабыми, и нам это доставляет удовольствие.
Интересно, что говорит Библия о смехе? Можем ли мы себе представить смеющимся во все горло Иисуса, святых, людей глубоко верующих? Конечно, многие помнят, что уныние (антоним смеха, веселья) – один из тяжких грехов, и Библия нас учит никогда, ни при каких обстоятельствах, как бы тяжелы они не были, не предаваться унынию, а гнать от себя тоску и возблагодарить Господа за все, чем обладаешь. И, тем не менее, Писание благословляет смех добрый, «светлый», и осуждает смех высмеивающий, насмехающийся, «черный». Согласно Ветхому Завету первым шутником был Хам, который надсмеялся над наготой отца, а еще раньше — демон, посмеявшийся доверчивости первозданных людей. Недаром демона называют шутом и нередко изображают в одежде скомороха. Шутка — это короткий приступ истерики, при котором человек освобождается от какой-то накопившейся в его душе энергии. Он как бы выбрасывает ее вон, в лицо другого, как плевок. Этим он будто бы снимает противоречия, накопившиеся в его душе. Этот выброс энергии, связанный с помрачением сознания, приносит видимое облегчение, но по сути дела это облегчение той же природы, что и сквернословие, то есть благодаря унижению другого у человека возникает иллюзия своего собственного достоинства.
Диавол — любитель и ценитель шуток. Это — невидимый режиссер той клоунады, которая происходит в уме человека. Самое страшное последствие греха в том, что он удаляет от души благодать Духа Святаго. Нигде на иконах не изображены смеющиеся или улыбающиеся святые, ибо смех лишает человека самопознания, а шутки — покаяния. Зато диавол нередко изображается с оскаленными в улыбке зубами.
Взгляните на сегодняшнюю эстраду. Наверное, ни в одной стране мира (а я имел длительную возможность смотреть и американские, и британские, и немецкие, и многие другие телевизионные каналы) нет такого количества юмористических шоу, всевозможных «Аншлагов», «Смехопанорам», «Смеходромов», «Кривых зеркал» и многого другого юмористического ширпотреба, как у нас. Ни в одной стране мира юмористы, сатирики и комики не возводятся в ранг национальных телегероев, «звезд» и «суперзвезд», не становятся в один ряд с известными политиками, актерами, певцами (впрочем, меня лично это соседство не сильно огорчает, потому что и те, и другие, и третьи друг друга одинаково стоят).
Нигде «смехотворцев» так горячо не «любят», как в странах совка. И чем больше народной любви, тем хуже «качество» шутки. Вспомните Аркадия Райкина. Как тонок, как искрометен и точен был его интеллигентный юмор. Его сатира не была злой, едкой, оскорбляющей достоинство «жертвы». Она ПРИстыживала, ПОучала, наставляла, но не испепеляла. Вспомните Романа Карцева, которого так редко теперь увидишь (наверное, потому что не хочет опошляться, опускаться до нынешнего уровня шутов). От его светлого юмора хотелось жить. Вспомните Винокура и Пертосяна. Да, да, вспомните, потому что «тех» Винокура и Петросяна давно нет. А есть юмор ниже пояса, «генитальный» такой юмор, открыто взывающий к низменным инстинктам, юмор на грани и за гранью фола.
Как «хорошо» начинал талантливый мальчик Гальцев, а теперь кривляется так же, как и другие, разменивая и разбазаривая свой талант. Другой, талантливый «вундерман», Гена Ветров, пока еще хранит остатки своего дара, но и его все больше и больше тянет в сторону пошлой буффонады. И многие другие. Такое ощущение, что смотришь какую-то пошлую школьную самодеятельность, наспех скроенную и плохо отрепетированную.
Я, бывало, подтрунивал (тоже грешен) над своей супругой, почему она никогда не смотрит юмористические программы. Оказалось, она много умнее меня, просто ей это не интересно, она не хочет испачкаться той грязью, которую нам ежедневно преподносят под видом «юмора». Потому что наша нынешняя юмористическая и сатирическая эстрада, по большому счету, из, действительно, эстрады юмора и сатиры деградировала в пошлое и низкокачественное балаганное шутовство, где в промежутках между рекламой соевой тушенки и вездесущего пива обыгрываются одни и те же сальные шутки, кривляются над одними и теми же глуповатыми образами.
Господь сказал: Горе смеющимся (ср.: Лк. 6, 25), горе, потому что они изгоняют Духа Святаго из своей души; горе, потому что они насмехаются над человеком — образом и подобием Божиим, а через творение — над Творцом; горе, потому что они теряют драгоценное время жизни; горе, потому что лишают себя глубины покаяния и чистоты молитвы. Я бы пояснил, горе «гогочущим» и «регочущим», насмехающимся и высмеивающим, а именно так мы сегодня и смеемся, не невинным и светлым смехом ребенка, который очищает и наделяет божьей благодатью, а дьявольским ироничным смешком, либо раскатистым «ржанием», которое опустошает и отдаляет нас от Творца. Пора задуматься, дамы и господа.















 
 



Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.