Зимняя картина
Взирают исподлобья на поля,
Следя за тем, чтоб вьюга-самозванка
Не слишком раззадорилась, шаля.
Земле тепло под ватным одеялом.
Ей нипочем метели и пурга.
И греются ее дыханья паром,
Застывшие до времени, стога.
И будто - бы, подбросив в небо снега,
Какой - то хулиган оставил в нем
Пушистых облачных постелей негу,
Заманивая утомленных днем.
Искристой крошкой разметались блестки
По снежностям, накинутым наспех,
На льдистый кров пруда, и на березки.
А воздуха объятья без помех,
Без недовольства или противленья
Со стороны природы, охватив,
В порыве нежности и восхищенья,
Весь мир - являют света перелив.
И, чудо! В этом белом одеянье -
Соединенье множества цветов
Притягивает радужным сияньем
Напоминанье сказок или снов.
16.03.2007
Краткий анализ стихотворения
Тема: зимняя природа, её скрытая жизнь и красота под покровом снега.
Основная мысль: даже в холодное время года природа полна тепла, движения и волшебства; за внешней неподвижностью скрывается живое, трепетное начало.
Композиция:
зачин (1–2;я строфы) — образ стогов, «наблюдающих» за полем, и тёплой земли под снегом
развитие (3–5;я строфы) — игра снега и света, «хулиганская» метафора, блеск и переливы;
кульминация (6;я строфа) — «чудо» радужного сияния, соединение множества цветов в белом;
финал — отсылка к сказочности и сновидческой красоте зимнего мира.
Тип речи: художественное описание с элементами повествования (динамичные образы, действия).
Стиль речи: художественный (поэтический), с яркой образностью и эмоциональной окраской.
Средства связи предложений:
лексические повторы («снег», «белый», «свет»);
местоимения и местоименные наречия («ей», «в нём», «на нём»);
синтаксический параллелизм и анафора;
цепная связь через образы природы (стога ; снег ; небо ; свет).
Средства выразительности:
метафоры: «ватное одеяло» (снег), «дыханья паром» (испарение от земли), «объятья воздуха»;
олицетворения: стога «взирают исподлобья», вьюга «шалит», природа «не возражает»;
сравнения: «будто бы в ушанках», «будто бы, подбросив в небо снега»;
эпитеты: «пушистых облачных постелей», «искристой крошкой», «льдистый кров»;
перифраз: «вьюга;самозванка», «хулиган» (о ветре/метели);
инверсия: «Земле тепло под ватным одеялом», «И греются её дыханья паром»;
градация и нарастание: от тихого наблюдения к «чуду» радужного сияния;
риторические восклицания: «И, чудо!».
Вывод: стихотворение создаёт целостный образ зимней природы как живого, тёплого, игривого и волшебного мира. Через богатую палитру тропов и динамичные образы автор передаёт ощущение сказки, скрытой за обыденной белизной зимы. Эмоциональный тон — восторженный, созерцательный, с ноткой удивления перед красотой природного цикла.
Свидетельство о публикации №107031601988
"Земле тепло ПОД ватным одеялом", - вероятно не напечаталась "Д"...
Извините, пожалуйста.
Творчества и счастья!
Вадим Новожилов 16.03.2007 20:29 Заявить о нарушении
Ольга Сергеевна Василенко Красни 16.03.2007 21:24 Заявить о нарушении