Сожженные письма...
Ушедшие годы -
Опавшие листья,
Под крик непогоды.
Увядшие чувства,
Забытые лица -
И пепел застыл,
И огонь не искрится.
Болезненной памяти
Старые раны -
Святые мечты
И разбитые планы.
Ушедшие годы.
Сожженные письма.
Под крик непогоды
Опавшие листья.
04.03.2007
Краткий анализ стихотворения «Сожжённые письма»
Заголовок: «Сожжённые письма» — задаёт ключевую метафору утраты и необратимости прошедшего.
Тема: прощание с прошлым, утрата любви и воспоминаний. Через образы сожжённых писем, опавших листьев и увядших чувств раскрывается тема необратимого ухода былого.
Основная мысль: прошлое невозможно вернуть — оно превращается в пепел и остаётся лишь болезненной памятью. Автор подчёркивает финальность разрыва и горечь утраченных надежд.
Стиль речи: художественный (поэтический)
Тип речи: лирическое размышление с элементами описания (пейзажные и психологические образы)
Композиция:
кольцевая структура (начальные и заключительные строки повторяются, усиливая ощущение безысходности);
4 строфы, образующие смысловые блоки: образы утраты (письма, годы, листья), увядшие чувства, болезненные воспоминания, финальное повторение ключевых образов.
Средства связи предложений:
лексические повторы («ушедшие годы», «сожжённые письма»);
синтаксический параллелизм (однотипные конструкции: «Сожжённые письма, / Ушедшие годы…»);
анафора (повторение начальных слов в строках);
ассоциативные связи (письма;;;годы;;;листья;;;чувства;;;память).
Средства выразительности:
метафоры: «сожжённые письма», «пепел застыл», «огонь не искрится» (символизируют угасшие чувства);
эпитеты: «болезненной памяти», «святые мечты» (усиливают эмоциональную окраску);
олицетворение: «крик непогоды» (природа как соучастник трагедии);
антитеза: «святые мечты»;—;«разбитые планы» (контраст надежды и реальности);
символы: письма (прошлое), опавшие листья (уходящее время), пепел (невозвратимость).
Ритмика и звучание:
свободный ритм без строгой метрики (верлибр);
преобладание глухих и шипящих звуков («ш», «с», «х») создаёт ощущение шепота, угасания;
повторы и параллелизмы задают медитативный, замедленный темп.
Общий вывод: стихотворение передаёт состояние глубокой меланхолии и принятия неизбежного конца. Через систему символов и повторов автор создаёт образ необратимой утраты, где прошлое остаётся лишь в виде пепла и болезненных воспоминаний. Тональность — скорбная, созерцательная, с оттенком смирения.
Свидетельство о публикации №107030401020