Несколько слов о рифме

Рифма - это необязательная часть стиха, но если она присутствует, то необходимо соблюсти соответствие некоторым минимальным требованиям.

Первое - если половина стихотворения зарифмована, то вторая его половина не может быть белым стихом.

Второе - хорошие рифмы - это редкие рифмы. Стихосложение - это поиск, уход от банальных рифм. Смысловая нагрузка, самобытный авторский почерк, неожиданные рифмы - вот составляющие успеха произведения.

Третье - рифмы только в сочетании с ритмическим рисунком стиха приводят к гармонии, поэтому важно чтение стиха вслух.

И четвертое - знать минимальную теорию.
Рифма мужская - рифма с ударением на последний слог, женская - на предпоследний.
Дактилическая рифма - ударение на третий слог от конца строки, гипердактилическая рифма - рифма, в которой ударение падает на четвертый слог от конца строки.

Итак, мои любимые рифмы - это рифмы, сочетающие в себе признаки двух смежных рифм - женской и дактилической, дактилической и гипердактилической.
Вот два примера:

Пожары в Калифорнии - Вероника Черкасова :

Отстраниться, уснуть, распластаться
Под прессами воли?
Ведь пожар не потушишь
Одною слезинкой поэта.
Лишь несутся в эфире частички
Безумья и боли
И буравят мозги, словно дрель,
И не спится поэтому.......

Здесь рифма "поэта-поэтому". Это пример сочетания женской и дактилической. И еще один пример из моей "коллекции":

Время выбрало нас... - Замалина Лина

Время нас не жалело, и взлёты с паденьями вновь перед нами расставило, словно бутылки с портвейном. Промолчал, кто умнее, и выпил, и дальше пошел, остальные остались и пить продолжают, наверное.

В данном случае обратите внимание на рифму "портвейном-наверное".


Далее, очень приветствую рифмование разных частей речи. Мне особенно импонирует сочетание "существительное-глагол". Для примера возьму свой старенький стишок.

*** Апрельский смех, увы, забыт... - Замалина Лина

Апрельский смех, увы, забыт.
Я не ропщу на внешний вид,
В ладонях тает поздний снег
Без притязаний на успех.
В наклонной плоскости моей
не жду хороших новостей.
Но я не тень, жива ещё.
Поплюй, мой друг, через плечо.

© Leena Zamaleena, апрель 1989

 Три из четырех рифм сочетают разные части речи.

В эту же группу рифм хочется отнести конструкцию из нескольких слов в конце строки, образующих рифму. Например:

перелётное - Серж Ган

Слова улетали с птицами:
некрепкие, НЕУКЛЮЖИЕ.
А осень играла лицами
Дождем разбивая В ЛУЖАХ ИХ.


Хочется отметить стихи с продолжением рифмы еще одной или двумя строками, образующими звуковой ряд. Как мне видится, это придает стихотворению некоторый шик. К этой категории рифм отнесу также промежуточные рифмы, которые находятся в середине строки. Здесь можно говорить о звукозаписи.

Для примера: "По белому белым" - Лина Замалина
http://www.stihi.ru/2007/01/20-260

А вот примеры внутренней рифмы, хотя она здесь очень приблизительная, но всё же имеется:

сказки в конверте - http://www.stihi.ru/2007/01/12-327

Отодвинув старую МЕБЕЛЬ, прекращая вздыхания пылью,
позволяя излишеств моды нестройный ряд,
всё хорошо, что в МЕРУ - сказки становятся былью, -
я снова рекламная дива с обложки календаря.


Два слова в защиту глагольной рифмы. Имеет право на существование, но необходимо следить за качественной составляющей остальных рифм в стихотворении. У меня есть стих с финальной глагольной рифмой (даже и не рифмой - слова однокоренные) - я не считаю это криминалом. Здесь "рифма" принесена в жертву смысловой нагрузке:

http://www.stihi.ru/2006/05/09-53

Признак некачественного стиха и "плохой" рифмы считаю сочетание типа "меня-тебя", где идентичны только гласные, а также примитивные частовстречающиеся рифмы "розы-слезы-морозы", "кровь-любовь", "вечер-свечи", "бродяга-дворняга" - уж извините, это перебор.
 
Хочется пожелать успехов на пути к нужной рифме.


Рецензии
Любопытно было почитать.
Хотя Вашей любви к разносложным рифмам не разделяю.
По большей части это просто выдрюки.
Также как и не разделяю Вашей нелюбви к рифмам, где совпадает гласныя.
Кстати, а как Вы относитель к рифмам, где гласные не совпадают?

Ваш "признак некачественного стиха" может вызвать только улыбку.
Бедные классики!

Гипердактилическая рифма - не обязательно на 4 слог с конца.
Более точно, - более чем на третий. Можно на 4, 5,6..
Кажется у Блока (если память не изменяет) встречалась рифма с ударением на 7 слог от конца.

С уважением

Тимофей Бондаренко   30.06.2007 22:01     Заявить о нарушении
Вы меня нисколько не порадовали своими мыслями по теме. Из-за одного слова придется ВАс забанить. В следующий раз приходите другим клоном и будьте внимательны и уважительны в подборе слов.

Замалина Лина   02.07.2007 00:17   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.