Коллективные стихи

написаны ребятами школы № 18 в 1989 - 1990 учебном году. Перепечатаны из книги «Полевские зайчики», выпущенной в свет в 1992 году издательством «Диамант».



 1 «ж» класс, 1989 год

ЗА МАЛИНОЙ

Мы с подружкою Мариной
В лес ходили за малиной.
Нас вела туда дорога,
Где малины было много.
И набрали мы с Мариной
Ягод полные корзины.

КАРАБАС

Я пришёл сегодня в класс,
А за партой - Карабас!
Я вначале испугался,
Только тут же догадался:
Это ж мой сидит сосед,
Карабасом он одет.

КОЛБАСА ДЛЯ ЗАЙЧАТ

Словно белый одуванчик,
По дороге прыгал зайчик.
Торопился он домой
С самой лучшей колбасой.
Вдруг навстречу - серый волк,
Он зубами сразу щёлк:
 «Ты куда бежишь, косой?
Угости-ка колбасой».
«Ишь, чего ты захотел.
Колбасу я сам бы съел,
Только дома ждёт меня
Заячья моя семья».

 1 «д» класс, 1989 год

ГОЛОДНЫЙ ПЁС

Во дворе у нас есть пёс.
Он доводит всех до слёз:
Целый день он нынче лает -
Никого не пропускает.
Отчего он злющий очень?
Оттого, что кушать хочет.
Накормлю-ка я его,
Не пугал чтоб никого.

 1 «д» класс, 1990 год

ВОРОБЬИШКИ

Стайка воробьишек
К нам под окна села.
Стайка воробьишек
Кушать захотела.
Я взяла на кухне
Хлебушка немножко -
Воробьям голодным
Бросила в окошко.

СЛУЧАЙ НА ДОРОГЕ

На тележке ехал зайка
И играл на балалайке.
Вдруг за самой тёмной ёлкой
Увидал зайчонок волка.
Так зайчишка испугался,
Что с тележки враз сорвался,
И нечаянно он волку
Балалайкой по лбу щёлкнул.
Волк такого и не ждал
И со страха убежал.
И опять на балалайке
Заиграл, поехав, зайка.
Он о том теперь играл,
Как он волка испугал.

 2 «д» класс, 1989 год

ЧЕРЕПАХА

Дом в песке у черепахи,
Ненадёжный очень дом.
И живёт в нём в вечном страхе
Черепаха день за днём.

По ночам она гуляет
И колючки собирает.
Страшно ей: а вдруг за мраком
Враг её опасный ждёт!.
И под этим вечным страхом
Триста лет она живёт.

 1 «е» класс, 1990 год

НАХОДКА

Как-то зайка на лужайке
Отыскал футбольный мяч.
Только он его затронул -
Мяч метнулся к лесу вскачь.

Зайка очень испугался,
Быстро к дому побежал,
И о том, что с ним случилось,
Маме с плачем рассказал.

И сказала зайке мама:
- Ты не бойся и не плачь,
Не на зверя ты наткнулся -
Это был футбольный мяч.

И с тех пор на той лужайке,
Где зайчонок мяч нашёл,
Каждый день играют зайки
В увлекательный футбол.


СЛОВО УЧИТЕЛЯ

 Так уж случилось, что в 18 школе первый раз я проводил уроки практического стихосложения в 1989-1990 учебном году. А потом был одиннадцатилетний перерыв, и второй свой «заход» туда я сделал лишь в сентябре 2001 года. Проучив ребят зиму и весну, я понял, что те дети от нынешних ничем особо не отличаются, сам я только изменился - стал постарее, но зато - поопытнее. Вероятно, именно поэтому к коллективному творчеству детей я стал относиться несколько по иному: чтобы не обезличивать стихи, мы по общему решению отдавали их авторство самому активному.
 Что же мне запомнилось из моего первого «захода»? Пожалуй, ярче всего в моей памяти отложился один случай, который, скорее всего, можно назвать моей педагогической ошибкой. Я тогда не учёл, какой силой может обладать звонкое рифмованное слово. А произошло следующее. В одном из вторых классов мне сильно мешал вести урок мальчик по имени Денис (фамилию, конечно, не помню, но назовём его в дальнейшем, к примеру, Шараповым, как в известном кино). Так вот, крутится, вертится этот Денис, разговорами посторонними класс развлекает, а на меня - ноль внимания. Я ему одно замечание сделал, другое. Наконец, не выдержал и сказал шалуну:
 - Ещё одно замечание, и я твоё имя на доске напишу.
 А Денису - хоть бы что, записывайте, говорит. Ну я, разумеется, написал где обещал его гусарское имя и предупредил неслуха:
 - Повертись вот ещё - и мы на тебя эпиграмму напишем.
 А Денису даже любопытно стало, что же это за зверь такой - эпиграмма? И тогда я попросил ребят придумать рифму к слову «Денис». Что тут началось: кто-то предложил «рис», кто-то «ирис», кому-то «карниз» вспомнился... А одна девочка в очках встаёт и говорит:
 - Много крыс.
 Я тут же записал рифму «крыс» под словом «Денис», почувствовав, что такая рифма здесь очень даже к месту будет. Предложил ребятам при помощи своего излюбленного «та-та-та» необходимый размер, да посоветовал посмешнее слова в него вставить. Через пять минут ребята придумали:
 А Шарапов наш Денис -
 Председатель дохлых крыс.
Вот и готова эпиграмма! Повеселились немного, а Денису не до веселья было. Пальцем на него все показывают. Его и на перемене дразнить стали (вот она, моя педагогическая ошибка!). До слёз парня довели. Пришлось подсказать ему, как на стих стихом ответить. Не помню уже, что мы придумали, но помню, что дразнить Дениса сразу же после его стихотворной защиты перестали, а сам он стал первым помощником на моих уроках.
 Да на этом дело-то ещё и не закончилось. Лет через семь прочитал я на уроке каком-то (в другой школе) этот опус. Едва успел произнести «Председатель дохлых крыс», как услышал:
 А жена его Лариса -
 Председательская крыса.
В народ, значит, наша эпиграмма пошла. В ребячий, конечно. Там и продолжение получила.

 Анатолий Азовский


Рецензии
Анатолий, еще раз спасибо за детское творчество Ваших учеников. Людмила.

Даниловцева Людмила   25.02.2007 09:46     Заявить о нарушении
Спасибо. Передам.
Добра Вам!

Олег Козлов   25.02.2007 11:55   Заявить о нарушении