Послесловие

Валентина Малахова

 ВОЛНЫ «РАССВЕТА»

 (ПОСЛЕСЛОВИЕ)
 
 Составитель этой книги, поэт Анатолий Андреевич Азовский, вернулся на родину, в город Полевской, в 1987 году и, можно сказать, с первых же дней начал заниматься тем (кроме написания собственных стихов, разумеется), чем занимался ещё живя на Дону, - обучением детей начальных классов азам стихосложения. Первые уроки «Игра в рифмы» он провёл в 3 «Б» классе полевской средней школы № 8, где после переезда семьи на Урал начал учиться младший сын его Доня (Евдоким). И ребятам очень понравилась эта «игра в рифмы». Увлеклись стихосложением и родители детей. Тем более, что Азовский сразу же оповестил: «Если мамы, папы, бабушки или дедушки захотят помочь вам, принимайте эту помощь. Даже больше, научите их тому, чему я вас учу». Такой педагогический ход позволял создать в семье ребёнка своеобразный поэтический микроклимат. Не отказывается от этого приёма Анатолий Андреевич и сейчас, 20 лет спустя. С помощью родителей дети быстрее приобретают чувство ритма, учатся подбирать, согласно размеру стиха, нужные слова, ищут точную рифму. Собственно говоря, педагог через детей учит азам стихосложения и родителей.
 Однако, не случайно Азовский называет свой предмет - «практическим стихосложением». Ребята действительно учатся сами, на практике, сочинять стихи - коллективно, всем классом. Не без наводящей помощи учителя, разумеется. В первых изданных книгах детей стихи, сочинённые на уроках, так и назывались «коллективные», с указанием класса и школы. Но такие, по сути, обезличенные «творения» не устраивали ни ребят, ни учителя. Потому было решено, с общего согласия, отдавать авторство сочинённого совместно стихотворения тому, кто активнее участвовал в создании его.
 Как я уже говорила, Азовский, вернувшись в 1987 году на родину, сразу же активно включился в литературную жизнь города. Что же изменилось с его приездом в Полевском? В газете «Рабочая правда» появилась рубрика - «У нас в гостях рассветовцы». Стали регулярно появляться в городской прессе подборки стихов местных авторов - Алексея Кожевникова, Любови Пивоваровой, Николая Вахтина, Дианы Сороковой, Александра Шахмина, Людмилы Бабашкиной, Алексея Александрова и других (я назвала их позднее «Первой волной «Рассвета»). Стали проводиться в городе дни поэзии под названьем «Литературный Полевской», на которые приезжали гости (известные поэты и прозаики) не только из Свердловска, но и из Москвы. Редакция газеты «Рабочая правда» к этому событию подготовила специальный литературный выпуск с публикацией произведений как местных авторов, так и гостей. Читатели выпуска узнали о литературной истории города Полевского. Но это было чуть попозже, на следующий год. А пока - о публикациях рассветовцев в местных газетах. Особенно мне запомнилось первое появление, так сказать, «книжицы» на страницах «Северского рабочего». Мне и сейчас трудно понять, как редактор газеты Евгений Михайлович Кожевников решился пустить по «органу парткома» завода тонкой полоской, через подвалы каждой газетной страницы, десятка полтора стихотворений Азовского. Полоска эта делилась на свои страницы, причём, с соответствующей задумке нумерацией. Читатель, купив и прочитав газету, мог при помощи ножниц отделить стихотворную полоску от остальной части «партийного органа» и, разрезав её по указанным страницам, получить небольшую книгу стихотворений. Автором первого такого сборничка, я уже говорила, был сам Азовский. Назывался он «Медуница». И первый блин не оказался комом. Далее в «Северском рабочем» вышла, можно сказать, целая серия подобных книг. Авторы их - Тамара Шушпанникова, Николай Вахтин, Любовь Хлызова, Евгения Конькова.
 Но ещё до выхода этих «полусамиздатовских» книжиц, в полевских газетах стали регулярно появляться подборки, а то и целые страницы с творчеством местных авторов. И наряду со взрослыми всё чаще печатались и дети. Это не могло меня, как учителя-словесника, не заинтересовать. После знакомства со статьёй Азовского, опубликованной в «Рабочей правде», «Стихи начинаются с урока в школе», я начала потихоньку тоже заниматься с ребятами творчеством. Дети с удовольствием сочиняли стихи, писали рассказы и эссе, делали рукописные книжечки и журналы. Я вдохновенно подсказывала ребятам, исправляла их ошибки. Но всё чаще стала задумываться: вправе ли я это делать? Какой же из меня редактор, если никакого профессионального образования по стихосложению, к примеру, у меня нет? Тогда-то я и обратилась к Азовскому, и он с готовностью откликнулся на мою просьбу позаниматься с моими ребятами. Так началось наше творческое содружество и длится оно по сей день.
 Когда-то в статье «Берег добра», напечатанной в первом выпуске книги «Полевской край», я писала: «В малом зале ДК Северского трубного завода стали регулярно проводиться конкурсы школьных поэтов. Вылезет на сцену какой-нибудь карапуз-первоклассник и с гордостью читает своё первое стихотворение:
 Я сегодня очень рад -
 У меня родился брат.
 Мы его назвали Мишка,
 Потому что он - мальчишка.
 А в зале - сотни глаз, ревнивых, нетерпеливых. Соревнование идёт! А с краю сцены - члены жюри, настоящие, известные не только на Урале поэты. Сколько их побывало на ребячьих праздниках! Михаил Найдич и Юрий Лобанцев, Любовь Ладейщикова и Альфред Гольд, Николай Мережников и Яков Андреев, Андрей Комлев и Ювеналий Глушков, Юрий Конецкий и ... разве перечислить, кто побывал за десять лет в Полевском. Даже Николай Никонов, один из больших писателей России, нашёл время приехать к нам.
 Помню, как Яков Борисович Андреев, два часа безвылазно «судивший» на сцене первый поэтический конкурс юных полевчан, в кулуарах сказал:
 - Ну, никогда не видывал такого!
 - А почему Вы табличку только с оценкой «пять» поднимали? - спросила я.
 - И вполне заслуженно! Дети ведь! Подобного и в Москве не увидишь»...
 Сейчас такими детскими конкурсами, наверно, никого не удивишь - вон их сколько по области и в самом Екатеринбурге проводится! Но нам, полевчанам, есть чем гордиться - с нашего города это движение начиналось, причём в самое «смутное» время последнего десятилетия ХХ века.
 А теперь о книгах рассветовцев. В 1989 году вышел первый коллективный сборник полевчан «Четвёртая смена», где были стихи и взрослых, и детей. О нём писали несколько центральных газет. Интересны были заголовки статеек. В «Социалистической индустрии», например, название было такое: «Завод выпустил ... стихи». Многоточие в заголовке ясно говорит о том, что до этого ни одно индустриальное социалистическое предприятие не выпускало за свой счёт стихов своих работников и их детей. Этот же факт подтверждает и заголовок в «Советской культуре» - «Первая ласточка». То есть, можно с уверенностью сказать, что Северский трубный завод стал первым спонсором в зарождающейся в России новой форме меценатства.
 Далее дела с полевским книгопечатаньем пошли ещё веселее. Исполком города решил дать денег на издание книг сразу шести авторам: А. Кожевникову, Н. Вахтину, Е. Черепанову, Л. Пивоваровой, Д. Сороковой и А. Азовскому. Правда, деньги были даны в долг, их нужно было со временем, после продажи книг, вернуть. И в 1991 году книги полевчан увидели свет! И даже не шесть их было, а семь. Оказывается, Азовский нашёл спонсора для издания книги непосредственно детей - «Подарение». Был им полевской предприниматель Сергей Михайлович Кукушкин.
 Ну а далее - пошло поехало, книги стали выходить одна за другой, особенно детские: в 1992 - «Полевские зайчики», в 1993 - «Кошелёк из листика». А в 1994 году Полевская типография отпечатала сразу три сборничка рассветовцев - десятилетней Наташи Денесламовой «Поющий дождик», десятиклассницы Наталии Доронькиной «Жду весны» и учительницы Тамары Шушпанниковой «Тропинка». И так каждый год по несколько книг выходило - и коллективных, и индивидуальных. Спонсорами были и частные лица, и организации, и даже министерства области - образования и культуры. Выход пяти сборников школьниц-старшеклассниц оплатил депутат госдумы В. А. Язев. Кстати сказать, на презентацию этих книг - Жени Фарненковой, Наташи Денисламовой, Ани Мутовкиной, Саши Лобановой и Наташи Юровой - нашёл время приехать сам министр образования области Валерий Вениаминович Нестеров. Было это в 1998 году.
 Однако вернусь к «волнам «Рассвета». Особенно дорога мне «вторая волна». Ведь составили ее, по сути, мои ученицы 10 «Б» класса, в котором я была классным руководителем в двадцатой школе. До сих пор стоят перед глазами задорные и прекрасные лица Лены Плющенко, Наташи Доронькиной, Жени Коньковой, Снежаны Плотниковой, Кати Чусовой, Наташи Аввакумовой, Жени Умновой и других девочек. Нет-нет, да снова включаю видеоплёнку с презентацией книги старшеклассников «Последние детства минуты», проводимой в большом зале Дворца культуры трубников. На сцене сидят гости, более десятка человек, известные поэты и писатели Урала во главе с председателем СП прекрасным и широко известным прозаиком Николаем Григорьевичем Никоновым. А вот и они, красавицы мои! Одна за другой подходят к микрофону и взволнованно читают своё самое-самое - и весёлое, и грустное, и размышляющее. Сидящий рядом со мной Никонов шепчет: Да у вас тут не презентация книги, а выборы королевы красоты». А девушки действительно - одна другой красивее...
 И о «третьей волне» память у меня тоже очень добрая. Многие и из этих ребят так же у меня учились - и Женя Фарненкова, и Саша Лобанова, да и Наташа Денисламова тоже моя. И на занятиях в «Рассвете» я у них часто бывала. Чтобы не быть голословной, обращусь опять к своей давней статье «Берег добра». Тогда я по свежим впечатлениям о занятии «третьей волны» писала. Вот Азовский начинает это занятие:
 - Перед тем как обсуждать, какие стихи в литературную страницу ставить будем, давайте немного разомнёмся. Записывайте. Снег. Лыжи. Лес. Мороз. Наряд. Дятлы. След. Швейная машинка.
 Называя последний «атрибут» для коротенького устного рассказа, Азовский как-то загадочно-ехидно ухмыльнулся. Кто-то из ребят захихикал, кто-то недоуменно посмотрел на наставника. Признаться, и мне от последнего «атрибута» в зимнем лесу стало не по себе, хотя подобные задания я и сама не раз давала на уроках.
 - А причём тут швейная машинка? - тихонько спрашиваю у Анатолия Андреевича.
 - А чтобы стереотип мышления сбить. - И, видя, что я ещё не совсем поняла, добавил - Да не волнуйтесь, они из этой машинки поэму сделают.
 - Ну, Саня, начинай, - повернулся он к Лобановой.
 Моя примерная восьмиклассница вдруг заговорила такое, что на уроках ей бы и в голову не взбрело:
 - Ночью, на воскресение, такой клёвый снег набухал, что утром у меня левая пятка зачесалась.
 - Может, правая? - подковырнула я.
 - Нет, левая! - упёрлась Саша и продолжила как на в чём не бывало. - Я выкрала у соседей из кладовой лыжи и со спокойной душой пошла кататься в лес. Женьку не позвала...
 Женя Фарненкова не замедлила взорваться:
 - Ну и не надо. Я и без тебя могу покататься.
 - Покатайся, - лаконично велел Азовский.
 Женя на секунду задумалась:
 - Деревья в лесу, наверное, в «замри» играли, даже не перешептывались. Не слышно было и дятлов-стукачей. Наверное, им мастер Мороз такой наряд на работу выписал, что у них и клювы отвалились.
 - Достаточно. Два раза слово «наверное» употребила. Денисламова, продолжай.
 - Вдруг Женя увидела какой-то странный след на снегу.
 - Ага! Это Сашка шла и на ходу свою левую пятку чесала, - хихикнула Фарненкова.
 - Продолжай, Денисламова. Что это за странный след был?
 - Медведь на костылях прошёл.
 - Неплохо. Только медведи, которых в полевских лесах давно уже и днём с огнём не найдёшь, зимой спать, по идее, должны. Да и зачем медведю швейная машинка? Нет, девчата, не тот след вы нашли.
 - А пусть это будет просто человеческий след, - не удержавшись, вставила я.
 - Ага, - недовольно остановила мою фантазию Фарненкова, - если я главная героиня, то чего же буду обращать внимание на «просто» человеческие следы? Подумаешь...
 - А что, пусть человек там пройдёт, - поддержала меня Наташа Юрова.
 - Но ведь следы-то странные, - тихо возразила Аня Мутовкина.
 - Долго ли их «странными» сделать? - опять подала голос Саша Лобанова.
 И Серёжа Клюев поддержал её:
 - Может, человек-то пьяный был, зигзагами шёл.
 - Пьяный, зигзагами - эка невидаль, - по-своему обыкновенью фыркнула Фарненкова, - пусть уж тогда он будет обут в разную обувь. На одной ноге - валенок, на другой - галоша. Вот уж тогда след действительно странный будет.
 И повели ребята рассказ по «странному» следу. Вскоре нашли заваленную снегом швейную машинку и по тому же следу отправились с «вещдоком» в обратную сторону - к «месту преступления». Пришли в избушку на краю посёлка Зюзельского, где сидела «тошшенькая» бабушка и горько плакала - родной внучок кормилицу её, машинку, на пропой спёр.
 - Пока в голбец за капустой квашеной ему же, извергу, карачилась, он и упёр кормилицу, - очень по-старушечьи прохныкала Саша Лобанова.
 - А второпях, с похмельных-то глаз, и обувку для левой ноги перепутал, вместо своего засаленного валенка бабушкину галошу надёрнул, - закончила рассказ Женя Фарненкова.
 Ребята начали перебирать свои стихи, предлагая лучшие, по их мнению, для очередной литературной страницы, а Азовский беспощадно заведовал отбором»...
 Заканчивая рассказ о «третьей волне» рассветовцев, добавлю только, что Женя Фарненкова, Наташа Денисламова и Аня Мутовкина были участницами Всероссийского совещания молодых литераторов в городе Каменск-Уральске, проводимом секретариатом правления Союза писателей России. Кстати сказать, такой же чести через три года был удостоен Антон Ярчихин. Но это уже представитель «четвёртой волны». К этой же «четвёртой волне» рассветовцев, судя по публикациям в «Диалоге», относятся Ольга Шляпникова, Евгения Карачевцева, Мария Сергеева, Александр Шихов и другие.
 Вот такие поэтические волны поднял Анатолий Андреевич Азовский в Полевском за двадцать лет после возвращения на родину (1987 - 2007 г.г.). Не прекращаются до сих пор и его уроки практического стихосложения в начальных классах школ города. Мне, как учителю-словеснику, да и другим школьным словесникам (не раз сама слышала отклики коллег), прекрасно видно, с какой пользой для себя, для своей дальнейшей учёбы провели ребята время на уроках поэта, как помогли им практические занятия глубже понимать язык поэзии. А многие из них и в старших классах продолжают писать стихи, активно участвуя в работе городского детско-юношеского литературного объединения «Рассвет». О плодотворности этой работы говорит и очередная книга юных полевчан «Бежал по улице ручей», пятидесятая по счёту.


Рецензии