Вечер
Разукрашен неба сарафан.
С солнечными лучиками рядом
Зарева закатного сафьян
Сапожком притаптывает землю,
Мол, подружка, почивать пора.
Ветерок, поре вечерней внемля,
Начал уставать - шалил с утра.
Затихая в роще недалекой.
Рябью тонкой гладь пруда связав,
Легкого тумана поволокой
Причесав ряды прибрежных трав,
Проплывают в тихом хороводе
Сумерки, в преддверии ночном.
Воздух по лицу ладошкой водит,
Привечая ласковым теплом.
Скоро, звездной шалью опоясан,
Час ночной приблизится к очам.-
Он под темной, неприметной рясой
Прячет вожделенье к чудесам.
Время дремлет... мысли, гулеваня,
Копошатся в сонности веков,
Разума забот не признавая,
И табу не чувствуя оков.
20.02.2007
Краткий анализ текста
Тема: олицетворённое изображение ночи — её «действий» и «переживаний» на стыке вечера и ночи.
Основная мысль: ночь предстаёт как одушевлённая сущность с собственным характером и миссией — она бережно сменяет вечер, украшает мир звёздами, заботится о свете для путников и привносит в мир особую, завораживающую красоту.
Композиция: текст состоит из 4 строф (12 строк).
1;я строфа — начало ночи, созерцание заката и вдыхание ароматов земли;
2;я строфа — украшение неба звёздами и «гороскопами»;
3;я строфа — забота о свете (наказ месяцу);
4;я строфа — торжественный вход ночи и её воздействие на мир.
Тип речи: описание с элементами повествования (ночь «действует», «наказывает», «входит»).
Стиль речи: художественный (поэтический), с яркой образностью и эмоциональностью.
Средства связи:
лексические повторы («ночь», «вечерний/поздним»);
местоимения («её», «она» — подразумеваются);
синтаксический параллелизм и анафора (начинающие строки глаголы в прошедшем времени: «открыла», «призадумалась», «украшая», «отразила», «задержавшись», «наказала», «вошла»);
цепная связь образов (закат ; звёзды ; месяц ; ночь).
Средства выразительности:
олицетворение (ночь «открыла глаза», «призадумалась», «наказала», «вошла»);
эпитеты («долгим взглядом», «истомлённой земли аромат», «мечтательный взор», «несравненным кумиром», «уникальной зеркальностью»);
метафоры («упоением искорок звёздных», «гороскопов узор», «зеркальность глаз»);
инверсия («провожая долгим взглядом», «украшая мечтательный взор»);
возвышенная лексика («упоение», «кумир», «пришествие», «дозор»);
аллитерация и ассонанс (повтор звуков «н», «м», «л» создаёт плавность и тишину ночного пейзажа).
Итог: стихотворение строит целостный образ ночи как живой, мудрой и прекрасной силы, которая бережно вступает в свои права, наполняя мир тишиной, светом и тайной.
Свидетельство о публикации №107022000884