Небомж

словно выбежав из тех семидесятых,
где поэт и художник как птицы божьи жили,
появляется некий высокий небомж,
аккуратный, но старомодный,
с волосами седыми как у Битлов
у выхода метро «Улица 1905 года»
к Ваганьковскому

прохожим суёт новую упакованную булку:
«Дай десять рублей?»
не купи, а именно дай…
быстро отчаивается,
зло отмахивается,
убегает по лестнице вниз,
с папиросой возвращается
в людском субботнем неплотном потоке
вертится как палочка в ручейке

и солнце сквозь прохладный воздух
весело смотрит, как прикурить ему не дают,
как дёрганный, отчаянный
как сумасшедший кидается бить бомжа,
словно художник к мольберту:
бьёт неумело, калеча себя,
разбивая пальцы…

лыбится неуязвимый бомж,
а тот вдохновенно бьёт
руками – как слегами, сбоку,
ногами туда же
всё мимо
всё весело
всё так отчаянно,
словно он пляшет в танце
битвы человеческой с временем

разнимать не пытаются:
улыбаются, наблюдают,
а безумец с утренней седой щетиной
пораненный кулак прилизывает

подходит ко мне,
на остановке троллейбусной сидящему,
чтоб без слов, только глянув,
отчаяться вновь:
и этот джинсОвый не даст прикурить…
(его просьба – как и денег – эта:
последний рывок
из пучины штормящей безумья)

быть может, и я,
сейчас стандартно равнодушный,
когда заломит время свой тариф поэту –
так же буду кидаться к современникам
за пониманием как за червонцем,
за словом, точно за огнём?

16.09.06


Рецензии
Наконец-то нашлись силы и время написать Вам об этом стихотворении.
Портрет "небомжа" удался.
Теперь критика:
Стихотворение до краев напичкано красивостями, высоким штилем (в основном такое впечатление складывается за счет обратного порядка слов):
"битвы человеческой с временем" вместо "человеческой битвы со временем"
"пораненный кулак прилизывает"
"на остановке троллейбусной сидящему"
"из пучины штормящей безумья"

Трудно выговариваемое ударение "БитлсОв". Может лучше "БитлОв"? Такая форма тоже в ходу.
опечатка "как слегой".

"с утренней седой щетиной" - Слишком запоздалое описание лир.героя. Эту фразу лучше в первый абзац, где "аккуратный, но старомодный, с волосами седыми" и т.д.

"и этот джинсОвый не даст прикурить…" - после этой фразы проходит рубеж, на котором кончается "тело" стихотворения о небомже-лиргерое и начинаются наросты рассуждений наблюдателя о своей доле. Это не очень красиво. Понимаю, что после многоточия еще что-то должно быть, какая-то небольшая мощная фраза, какой-то итог, но наверно не то, что сейчас.

P.S. Определение лиргероя как "небомж" - само по себе очень яркое, однако оно смазывается появляющимся затем персонажем, определяемым как "бомж". Складывается ощущение скудости возможностей описания героев (только через то, "бомж" человек или не "бомж")

С уважением,

Егор Бакалов   02.02.2007 06:38     Заявить о нарушении
Спасибо Вам, Егор, за рецензию. Первая именно Рецензия здесь)

Насчет "слеги" - в чём опечатка? Дубина такая деревенская, зовётся слегой... Ими отталкиваются, переправляясь на плотах и вообще в хозяйстве используют.

По поводу красивосетй - это эффект от возвращения в верлибр после длительного рифмованья... Как говорится, если перевести "Онегина" сначала на английский, а потом назад на русский...) ну, Вы понимаете))

Бомж и небомж как два героя - случайность, ведь бомж появляется сильно позднее и вовсе остаётся без описания... У меня были вообще сомнения насчёт названия текста. Но остановился на файловом, исходном.

Именно "БитлсОв" - это фактически цитата из малоизвестной песни вашего тёзки (хотя у него имя не родное, Летова), песня возможно и не его. И там припев - "Стоп для роллинг Стоунз, стоп для БитлсОв". песня о том как парнишку в армию забрили от хиппования. мне такая русификация понравилась, я вообще любитель новояза, но не искусственного, с колоритом, с фольклоринкой.

А размышлизмы - да уж, некоторое обобщение образа... Ну, это всё же не 1997-й, когда всё это начиналось чистым созерцанием и чтением улиц в строку, за что я и был "бит" как "говорящая гусеница", правда с пониманием, на презентации "Выхода в город"...

Дмитрий Чёрный   03.02.2007 00:16   Заявить о нарушении
Здравствуйте Дмитрий.

Мне очень интересно всё, что происходит сейчас в поэзии...
Что пришло на смену постмодернизму(который мне понятен, но не близок), где это что-то обитает, как его отыскать...

Кажется, что в ком - то из поэтов на стихире проскальзывает нечто "новое" (среди общего хаоса) и, возможно, именно это Вы отмечаете как перекличку со своими стихами...

Буду благодарны за любые ссылки и подсказки...

С уважением, Оксана.

Оксана Михайлюк   03.02.2007 13:46   Заявить о нарушении
Не зная слова "слега", подумал что имеется в виду "как слепой", тем более, что он "бьет все мимо".
"Бьет руками как слегой" - здесь у меня тогда две претензии к такому сравнению: 1) он бьет самими руками, а не какой-либо палкой, которую можно было бы сравнить со слегой, 2) ДВЕ руки трудно сравнить с ОДНОЙ слегой.
"Бомж и небомж как два героя - случайность..." - случайность, не случайность, однако же они встретились в одном стихотворении, имеют друг с другом тонкие социальные отличия, а потому "бросать их в суп" в таком виде несколько грубо. Может я и слишком придираюсь, но при чтении меня это неприятно зацепило (не персонажи, а именно то, как они обазначены). Насчет названия я возражений не высказывал.
"лыбится неуязвимый бомж" - исчерпывающее описание бомжа, и вообще у меня не сложилось впечатление, что он случаен здесь. Описанная ситуация очень гармонична.
Спросите у старшего поколения, которое в молодости повально увлекалось этой группой, и, уверен, они скажут "БитлЫ". Да и песня "Стоп для Роллинг Стоунз" - не довод, мне всегда слышалось там вот в таком варианте: "Стоп для Битлс, стоп". Кстати и ссылка на текст песни: http://go.org.ua/text/s31.shtml
"с волосами седыми как у БитлсОв" - в таком виде и выговорить-то невозможно. В общем, я Вас отговариваю.
с уважением,

Егор Бакалов   03.02.2007 17:26   Заявить о нарушении
Соглашаюсь с критикой, хоть сугубо ритмически мне нравился исходник - ну да не будем перегружать такой текст странностями.
Правлю

Дмитрий Чёрный   07.02.2007 22:37   Заявить о нарушении