шествие пилигримов

подлинное благоговение исключает иронию даже по отношению к тому кто его испытывает то есть конечному и не правы романтики утверждавшие что конечное в сравнении с бесконечным выглядит комично со стороны может быть конечный дух так и выглядит но изнутри он должен воспринимать себя с полной серьезностью

иначе бесконечное будет внушать ему жуткий страх леденящий ужас своей чуждостью своим превосходством объяснять эту связь подробнее наверное будет лишним ведь и так очевидно чтобы испытывать благоговение конечный дух должен верить что он в какой-то степени причастен благу истине и следовательно имеет сродство с бесконечным

и в то мгновение когда он испытывает это чувство он не может думать о пропасти между ним и предметом благоговения следовательно он не может иронизировать над собой над своей конечностью а если все-таки иронизирует то значит он в эту минуту не испытывает того трепета о котором говорил Ницше уж не помню где именно

очевидно также что чувство благоговения следует выражать совсем в иной форме без ученых фраз без логического сцепления мыслей подобная форма годится лишь для размышления о благоговении вероятно такое размышление тоже необходимо потому что сколько ни бейся невозможно обрести утраченную цельность вновь стать наивным

поэтому продвигаясь вперед в своем рассуждении обязательно нужно предусмотреть время для остановок для вслушивания всматривания для того чтобы попытаться разбудить в себе чувство благоговения и если удастся выразить его в подходящей форме без этих рифм и без этого ритма которые все же необходимы если строить такие фразы

они напоминают мне «Шествие пилигримов» Берлиоза где повторяющиеся ноты аккомпанемента удерживают мелодию в пределах одной тональности композитор объяснил этот прием в письме к своему другу досадуя на непонятливость слушателей которым казалось что между повторяющимися нотами и мелодией нет никакой гармонической связи

может быть это сопоставление и не к месту я просто хотел сказать что без редких далеких рифм моя речь вероятно превратится в прозу и лишится того волнообразного ритма который подходит и для не притязающего на особую глубину рассуждения и для какого-то странного наслаждения

странного потому что мне непонятна его природа ведь я стараюсь сделать этот ритм как можно менее определенным при этом я избегаю рифмы там где она кажется всего уместнее обманывая тем самым ожидание слуха следовательно эта форма должна была бы вызывать чувство неудовлетворения

я должен был бы испытывать раздражение однако все происходит иначе и мне кажется я мог бы тянуть эти строчки и строфы в бесконечность этот неустойчивый ритм дарит мне свободу погружает или так пожалуй будет точнее возносит меня на вершину я чувствую себя легким светлым и чувствую как во мне рождается радость и благоговение


Рецензии