Рецензия на Нелегалку

«Нелегалка»
 Это один из немногих спектаклей, которые выдержали свой испытательный срок. Есть множество спектаклей, которые имеют зрителя только на премьере, а затем или дурная слава, или полное равнодушие убивают их. Ведь именно от мнения зрителей зависит дальнейшая послепремьерная судьба спектакля.
 В чём же секрет жизнестойкости «Нелегалки»? Ведь, казалось бы: и желчный Пальчиковский постарался – расписал спектакль в своих обычных чёрных тонах; да и сам театр не пытался рекламировать своё детище, не вывозил его на гастроли, не публиковал зрительские отзывы… А то, что главного героя итальянца Чезаре играет вицечемпион мира и чемпион Евразии Геннадий Легута, администрация не знает и до сих пор… Ну, что поделать? Не любопытная она… А ведь на имени всемирной знаменитости можно было бы сделать не плохую рекламу и спектаклю, и всему Украинскому театру, дурная слава о котором, как о мёртворождённом, заведомо обречённом на неуспех, постоянно муссируется в прессе. Теперь же, многие зрители признают, что спектакли заезжих театров, билеты на которые стоят 270 гривен, зачастую намного слабее «Нелегалки», которую можно посмотреть всего за 5. Обидно, что автор пьесы – секретарь Союза писателей Украины – Анатолий Крым не отозвался на приглашение театра, и за два года не удосужился посмотреть лучшую постановку своей пьесы. Не посмотрел, не оценил… Но, это его право… Право на ошибки… И то, что режиссёр этого спектакля – гениальный Борис Мартынов – так же не знают наши крымские зрители. Зрители, которые много лет назад доставали билеты на мартыновские спектакли по самому великому блату. Режиссёр, подаривший нашему городу «Гамлета»!!! Создавший Малую сцену в Русском театре. Поставивший «Человека со звезды», «Царскую охоту», «Не боюсь Вирджинии Вулф»… За время его отсутствия, зрители отвыкли от хороших, от настоящих спектаклей. Забыли, что такие бывают… А молодёжь даже не подозревает, что такие могут быть… Ведь в большинстве современных спектаклей, поставленных на крымских сценах, воспевается: человеческая подлость, корыстолюбие, измена. Зрителей приучают к тому, что это вполне нормально, естественно. Так вполне может быть, и про это даже пишут произведения искусства, ставят спектакли. Спектакли, герои которых – подонки, побеждающие себеподобных, и торжествующие свою великую победу… И люди стали привыкать к удачливым антигероям на сцене. Привыкать и воспринимать их, как Героев… Театрам каким-то ужасным образом удалось изменить мировоззрение зрителей…
 «Нелегалка» - это тоже спектакль о нашей жизни, но совершенно другой спектакль, о других, настоящих, сильных людях. Такой непривычный спектакль… Это образец актёрского и режиссёрского мастерства, которому необходимо учиться. Меня поражает позиция некоторых артистов Русского театра, которые говорят, что принципиально не ходят в Украинский. Они давно забыли о Творчестве, о работе, которая должна приносить радость: как зрителям, так и артистам. Они выбрали путь попроще, подменив творчество ремеслом. Они не пытаются учиться и гордятся этим… Жаль… А ведь мартыновские спектакли нельзя пропускать, и тем более артистам. Уважающим себя Артистам…
 Тысячи непреодолимых препятствий, а «Нелегалка» – всё равно – выжила. И у зрителей, посмотревших её, при одном лишь упоминании о спектакле, как-то сразу вспыхивают глаза, и масса восторженных комплиментов вырывается на волю. Последний, услышанный мной, был немногословен: «Это просто - супер!!!» Да это и не удивительно, потому, что это единственный настоящий современный спектакль в нашем городе. И если уж что-то и стоило бы посмотреть в театрах за последние десять лет, то непременно – «Нелегалку». Спектакль, который не только ставит перед зрителями задачу, но и помогает решить её. Это как раз и есть то Великое Искусство, которое предназначено не только: веселить, развлекать и баловать, но учит: и думать, и сострадать, и совершать поступки. Ведь человек ценен-то как раз – своими поступками. Самое важное сейчас: не сдаваться, не опускать руки, не отступать. Это то, что сейчас так необходимо людям, загнанным в тупик, ежеминутно загоняемым на самое дно. Найти выход, оставаясь Человеком. Вот цель, которая стоит всех свеч. И «Нелегалка», как путеводная звезда, дарящая свет надежды.
 Знайте же: Мартынов – снова в городе. Он снова работает для вас! «Нелегалка», «Моя прекрасная леди», «Женитьба», «Турецкая голубая шаль», балет «Дон Кихот», «Девичник» - это спектакли, на которые не стоит жалеть время и деньги, потому, что они окупятся сторицей.


Рецензии