пересекая орбиту Плутона

что остается на месте кораблекрушения
не сразу уходит на дно
парит между небом и землей
расходясь постепенно в разные стороны
утрачивая единство
обнаруживая случайность соединения
на одном пароходе на одной палубе в одной каюте
мачты и реи клетки с живыми курами ящики бочки
весла гандшпуги скамьи
веревки шланги подушки матрацы
спасательные круги плоты перевернутые шлюпки
игрушки
и конечно собаки кошки люди
каждый предмет начинает свободное плавание

«судно тряхнуло и оно разверзлось
точно бок ему вспорол гигантский консервный нож»

«каждый остался один
голоса их сгинули будто Бог обронил несколько слов
и короткое эхо дрогнуло и затерялось в бездне»

память тоже несет обломки
кораблекрушения
человека можно считать банкротом
со дня рождения
так говорил философ Артур Шопенгауэр
при этом он дорожил небольшим состоянием
и опасался падения курса акций
в своих трудах он доказывал
что мир в целом следует подвергнуть негации
метафизическому отрицанию
отказавшись от продолжения рода

однако сущность кораблекрушения
заключается именно в том что после него
уже невозможны авто- и авиакатастрофы

кораблекрушение
лучшая страховка от всех бедствий
наводнений пожаров землетрясений

кораблекрушение избавляет
от мелочных опасений

более того
кораблекрушение
избавляет от опасений вообще

потерпевший кораблекрушение
готов ко всему

потерпевший кораблекрушение
бесстрашен как пушечное ядро

потерпевший кораблекрушение
бесстрастен как пила
используемая для вскрытия черепа

потерпевший кораблекрушение
говорит ровно словно автоответчик

потерпевший кораблекрушение
напоминает экспонат
из «Анатомического театра» фон Хагенса

потерпевший кораблекрушение
совершает глубокие погружения
отыскивая обломки
поднимая их на поверхность

рассматривая найденное
очищая его от водорослей
песка он испытывает
волнение
в нем живет воспоминание
о мире
до кораблекрушения

воспоминание о мире
или о море
странно что и то и другое
рифмуется со словом mortis

самые ценные вещи после кораблекрушения
считают психологи зарываются в ил
а те что остаются на поверхности
служат прикрытием отвлекают внимание
как например воспоминание
о рассказе «Калейдоскоп» Рэя Брэдбери
хорошо бы вспомнить когда я его прочел

лет в восемь может быть в девять
может быть позднее или раньше
той книги у меня уже нет
чтобы взглянуть на дату издания
нет книжного шкафа
нет гостиной
нет дома
есть только пустынный берег
и на нем обломки

«как далеко падать раздался чей-то голос
как далеко далеко далеко»

одинокая смерть среди звезд
ожидала их всех
за секунду до взрыва
составлявших одну команду
вот что меня поразило

«только огромные алмазы сапфиры и бархат пустоты»

бесконечная ночь
вопль
и железный кулак
разбивает прозрачный шлем
космонавта обезумевшего от страха

каждый превратился
в сверкающий астероид
у каждого своя траектория
кто-то будет вращаться вокруг Земли
кто-то сгорит в ее атмосфере
кто-то пересечет орбиту Плутона
кто-то отправится прямо на Солнце

«когда все кончено это все равно как если бы ничего
и не было»

я чувствовал в этих словах заключалась истина
о человеке и мире
а в желании сделать что-то доброе
«когда все конечно и когда уже ничего сделать
нельзя»
чувствовалось что-то фальшивое

вернуться на Землю
в виде падающей звезды
в этом желании было что-то неправдивое
детское

но улететь за Плутон в бесконечность
в «бархат пустоты»
такой конец казался мне героическим

почему представление
о долгом полете мертвого тела
в пустоте вызывало во мне
триумфальные чувства
а мысль о падении
космонавта на Землю
чувство неловкости
над этим стоит задуматься

вместе с Шопенгауэром
я считал жизнь фильмом
который не стоило снимать
и тем более демонстрировать

интересно было бы выяснить
все ли дети в этом возрасте
такие отъявленные пессимисты
все ли они убеждены в
напрасности жизни
все ли кажутся себе одинокими
астероидами
все ли думают о смерти
у каждого ли школьника
есть подзорная труба
чтобы смотреть на Луну и звезды
каждый ли способен вытащить
деньги из родительского кошелька
чтобы купить философский трактат
или сборник рассказов Брэдбери

маленькую книжку цвета сирени
что росла во дворе рядом с клумбой

вот одна из загадок
почему этот цвет так волнует
цвет сирени словно буек
отмечающий место где затонул
особенно ценный обломок
он словно капля радиоактивного вещества
заставляющая ускоренно биться сердце
мое сердце похоже на счетчик Гейгера
оно отмечает источники излучения

продолжая знакомиться с территорией детства
я останавливаюсь у сирени и размышляю
над значением букета из сломанных веток
вспоминая кому и по каким случаям он вручался
но припомнить оказывается нелегко

почему мысль о счастье связывалась
с ароматом и цветом сирени
я сосредоточиваюсь
вспоминаю цвет лепестков их запах
но не нахожу никакой связи

угасает пламя затихает прибой
наступает время отлива
и любознательность
обращается к другим предметам

теплой зиме
холодному лету
спору о нигилизме
между Эрнстом Юнгером
и Мартином Хайдеггером
электронным статьям
спид-диссидентов
католическому Рождеству
мусульманскому Новому году
пустому холодильнику
соседскому догу

постепенно
все это начинает казаться
важнее раскопок
составления мозаики из обломков детства

потерпевшему кораблекрушение
всегда есть чем заняться
особенно в этот бесснежный
декабрьский вечер

взяв с полки роман Уэльбека «Элементарные частицы»
он читает о том что «можно долго с юмором
относиться к явлениям действительности
это порой продолжается многие годы
но в конце концов жизнь разбивает вам сердце
и в итоге остаются только одиночество холод молчание
в конечном счете нет ничего кроме смерти»

эти строчки вновь пробуждают
в нем беспокойство

он думает о сирени
и о том что было до кораблекрушения

ему приходит на ум
что сиреневый цвет
складывается
из красного и синего

другими словами
цвета страсти и цвета покоя

вот о чем нужно будет
подумать в следующий раз
снимая с памяти слой за слоем


Рецензии