Научная проза

Здесь, в рецензии, Вы можете разместить свой прозаический текст на научную (или около-) тему. Несерьёзность только приветствуется.


Рецензии
Простите, что разбавляю подлинно научные труды беллетристикой.

Венера (Или попытка фальсифицирования истории)


Кто-то считает, что наука - археология, полностью построена на фальсификациях...
"Ну почему же полностью?" - думал я, сидя перед костром и стругая толстую сосновую ветку кухонным ножом. И действительно: факты под свои теории подгоняют не более воьмидесяти процентов исследователей. Так что, если исключить энное количество случаев, когда археолог просто хотел пошутить, то у нас остается целых двадцать процентов достоверных знаний о древних обществах. "А шутки..." - я поднял к глазам обструганную чурочку - "Без смеха настолько тяжело жить, что ради него можно пожертвовать всем... Даже, немножечко, наукой"
Именно поэтому, я сидел перед костром во время традиционной послеобеденной сиесты (когда весь лагерь затих, будто притворившийся мертвым опоссум) и вырезал из обрубка сосновой ветки женскую фигурку. Каюсь! Я хотел подбросить ее в раскоп! Я хотел выяснить, как мои старшие товарищи (тогда студенты пятого курса) будут интерпретировать обнаружение женской статуэтки (типа палеолитической венеры) в насыпи сарматского кургана.
Тут, чувствую, надо мной начнут смеятся: какой смысл подкидывать деревянный предмет? Ведь по свежести дерева сразу будет видно его современное происхождение! Э-э... Не все так просто. В насыпи раскапываемого нами кургана сначала начали попадаться отдельные угольки, а затем и обгоревшие бревна какого-то похожего на сруб сооружения (оказавшегося впоследствии опаленным трупом старого тригопункта начала 20-го века). "Так что" - думал я - "гибкий ум моих товарищей легко свяжет обгоревшее бревно с..." - тут я бросил фигурку в костер - "...с обугленной деревянной красавицей"
Я уже вытащил свой уголек из костра и начал натирать его землей, чтоб придать ему более презентабельный вид, как вдруг за этим постыдным занятием меня застал начальник раскопа. Взяв в руки фигурку и разглядывая ее со всех сторон, он начал придираться.
- Какая же это Венера? Это Гарпия, Мегера! Где у нее сиськи? Где задница, в конце концов?!
Тут я оскорбился. Во-первых: я - художник, я так вижу, во-вторых: изготовление скульптур не входило в обязательную программу обучения в моем детском саду, в третьих: сиськи и задница не главное в женщине! Гланое в ней - богатый духовный мир! И, наконец, в четвертых: когда я ее строгал, чуть не оттяпал себе большой палец. Поэтому большого желания дальше округлять ее формы, я не испытывал.
Злорадно усмехнувшись на мои доводы и предрекая мне скорое разоблачение, начальник приказал будить народ и начинать движение в сторону раскопа (желательно с энтузиазизмом и трусцой). Посасывая кровивший палец, в предвкушении скорого триумфа, я бросился выполнять приказ шефа.
***
Тут, думаю, будет не лишним познакомить Вас с главными героями этой зарисовки. Это мои хорошие друзья Тимур и Илшат. Ныне - сотрудники нашего уфимского НПЦ по охране памятников культуры, а на момент повествования - студенты пятого курса БашГУ.
Тимур - хмурый, флегматичный чел; злобный падонок в жизни и тонкий лирик в душе; потомок польских шляхтичей.
Илшат - полная противоположность Тимуру. Эмоциональный сангвинник как и все, кто родом с Кавказа. Презирающий любые авторитеты, полушутливо; полувсерьез считающий себя гением.
Для нашего рассказа важно только то, что начальник экспедиции вполне доверял им ведение сноса насыпи кургана, считая необязательным свое присутствие на этом важном этапе раскопок. Парни же, по такому поводу, старались подойти к этому процессу как можно более ответственно (Ибо, как мы знаем, тщательное снятие насыпи может дать бесценную информацию etc... etc...).
***
И вот, когда толпа первашей была разделена ими на четыре части по числу четвертей кургана, и представители каждой части начали с сонными, хмурыми лицами бросать землю в сторону отвала, я, воровато оглянувшись и убедившись, что на меня никто не смотрит, бросил в соседнюю четверть свою статуэтку. Прямо к краю обугленного бревна... Через некоторое время вижу, что один первокурсник приближается своим штыком к этому месту... Вот он наклоняется к угольку.....(я уже почти слышу это вечное - "НАШЁ -О-ОЛ!!!")..... И.... Выпрямляется, бросая с лопаты фигурку вместе с землей за отвал.
А-а-а!!! (Ну что я впрочем ожидал от перваша? Когда мы потом закапывали этот курган, мы обнаружили в насыпи кусок керамического сосуда. Такого большого, что он не помещался на совковой лопате!)
Ну ладно. Угольков разной формы нам в последнее время попадалось много, разной формы. Хорошо. Естесственно, что перваш не обязан знать какие артефакты могут встретиться во время археологических раскопок ("Обязан!!!" - крикнут мне возмущенные читатели). В любом случае, судьбу я решил больше не испытывать (В конце-концов я хотел разыграть друзей, а не это стадо австралопитеков).
Незаметно сходив за Венерой во время перекура, я засунул ее в слой, который копал Тимур. Более внимательный, он конечно же обратил внимание на крупный уголек. Нагнувшись за ним... он поднял его и не глядя бросил на бровку, где уже лежали крупные обломки развалившегося бревна.
Ррррр-ррр!!!
Плюнув, я решил действовать внаглую. Изображая из себя саму невинность (когда-то я хотел поступать в театральный) я взял с бровки свою фиговину, подошел к пацанам и с легким удивлением в голосе сказал:
- Народ, какая-то у этого уголька странная форма... По моему тут не обошлось без человеческой руки.
Усталое, раздраженнное молчание было мне ответом (плюньте в глаза тому, кто скажет, что снос насыпи интересное занятие. Всё как в шахте - груда пустой породы ради горки угля). Тимур взял у меня фигурку. Осмотрел со всех сторон и... опять бросил на бровку.
%*@#$???!!!!!
Нет, я конечно знаю,что у Тимура слабое зрение (Недаром он называет свои очки "перископом" за внушительный вид и мощные линзы), но не настолько же?! Видимо в его черствой душе нет места прекрасному... Или у меня нет таланта скульптора?...
Назвав себя неудачником, я поплелся на свою четверть и уже начал было ковырятся в слое, как вдруг услышал фразу, произнесенную Илшатом скучным голосом:
- Слушай, а ведь здесь и в самом деле какие-то антропоморфные черты.
- Глюки. - Констатировал Тимур - Допились.
Стараясь не бежать, я подошел к друзьям и стал их подначивать:
- Да, стопудово - изображение женщины! Вот здесь лицо, руки на животе, ноги...
- Груди нет! Жопы нет!
(Дались им эти эти сиськи и задница!!!)
Все-таки отрицать антропогенное происхождение артефакта было бессмысленно. Было решено показать "венеру" начальнику, по возвращении в лагерь. И когда перекур закончился, я еще долго слышал с соседней четверти абсолютно серьезные разговоры о роли женщины у сармат, о консерватизме традиционных обществ и о женских божествах в Ригведе.
***
Когда, наконец, после трудового дня мы входили в лагерь. Я, сославшись на свое право первооткрывателя, побежал к начальнику, дабы сообщить ему, что уловка удалась и попросить его мне подыграть. Увидев мое перекошенное идиотской радостью лицо, начальник громогласно (то есть на весь лагерь) спросил:
- Что?! Неужели купились?!
...
В наступившем тягостном молчании я буквально почувствовал укоряющие и осуждающие взгляды, буравившие мне спину...
***
Потом они конечно говорили, что ни на секунду не поверили, что они меня сразу раскусили. Что они просто надо мной стебались... Мне было все равно. У меня были свои три часа триумфа. Пусть и не получилось взрывной развязки.
Видимо решив показать мастер-класс начальник, через несколько дней, подбросил в раскоп конскую лопатку с тюркскими рунами, умудрившись засунуть ее туда не нарушив слоя. Это было круто. Но никто уже ни во что не верил. Думаю, даже найдя серебряное сасанидское блюдо, мы бы выбросили его в отвал, сочтя его подделкой.
Но это в конечном счете не важно. Важно то, что мы относимся к тем двадцати процентам, которые пока не подгоняют факты под свои теории. Пока... А вот когда мы станем большими...

Мухаметдинов Вадим   05.06.2007 09:04     Заявить о нарушении
Вадим, спасибо Вам от всех Учёных соседей за эту беллетристику. Как говорил Дж.Дж.Коэн в своей работе "Антропоморфный фактор в психогенных мутациях" ("Голден шит".Чикаго, 1981), нет ничего лучше, чем вовремя прочитанная беллетристика.

С научным приветом,

Александр Ланге   05.06.2007 10:06   Заявить о нарушении
Не за что, Александр. Вообще в нашей среде (у археологов) очень много веселого фольклора - и беллетристики, и стилизованной под научные труды, и в стихотворно-песенной форме. А у меня таких вещей маловато, да и те в основном в песенной форме. Может в этом сезоне что-нибудь родится?
Привет из полей!

Мухаметдинов Вадим   05.06.2007 19:56   Заявить о нарушении
Вадим, обратите внимание на то, что здесь есть раздел "Стихи о науке" :-)

С научным приветом,

Александр Ланге   06.06.2007 10:00   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.