Камень

Не зная пламенной молвы,
Снося и зной, и дождь, и ветер,
Ютится камень у тропы,
Средь серой пыли неприметен.

Его гранитною бронёй
Печать судьбы навек скрепила,
И он в бесчувствии унылом
Зарю встречает за зарёй.

Созвездий, рвущихся с небес,
Его не трогает сиянье,
В подвластный тайнам дикий лес
Не увлечёт его мечтанье...

Не в силах радость знать и боль,
Он в ровном холоде витает
И тишине одной внимает,
Копя в горчащем сердце соль.

Желал он Истине служить,
Но рок над ним лишь усмехнулся:
Себя не в силах победить,
В своём он теле задохнулся.

В холодной глыбе есть ли прок?
К чему же сотворён несчастный?
Не зная трели многогласной,
Он свой закончит скоро ль срок?

Но солнцу час придёт взойти,
Что яркий луч на камень кинет,
И путник, сбившийся с пути,
На нём своё увидит имя.

Скорбящий дух воспрянет тут,
И разлетится глас далёко –
И, может, именем пророка
Безвестный камень назовут.

29.11.06


Рецензии
Здравствуйте, Антон. Почитала Ваши стихотворения. Порадовали ритмичностью. Этак складно. "Камень" понравился больше других, неожиданное окончание сюжета, во время чтения думала, что закончится всё иначе.

Простите, если что-то не то скажу сейчас или вы не согласны со мной, но мне кажется, что Ваши рифмы стандартны, часто встречаются. Стихотворения как-будто написаны по шаблону. Я понимаю, вы хотите придерживаться классического стиля письма, но может быть стоит добавить динамики?...

В целом, стихотворения приятны, всё на месте.... да, вот... чего-то не хватает...
Темы хорошие, чётко изложены. Складывается образ человека знающего, чего он хочет от жизни. Может быть "драйва" не достаёт?..

Удачи Вам во всём. Мира в душе и света!

С уважением, Юлия.

Юлия Топская   11.12.2006 14:23     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Юлия. Спасибо за замечание.

Насчёт рифм, к сожалению, Вы правы. Когда я пишу стихи, то нередко замечаю преждевременное опустошение своего словарного запаса. Когда же впоследствии открываю словарь Даля - лишний раз убеждаюсь, какой я неуч... Действительно, у всех моих произведений есть шаблон - устоявшаяся структура моего мышления с соответствующим набором слов и их оборотов. И если смотреть стихотворения, написанные близко по времени - отчётливо видно по крайней мере частичное перетекание одних и тех же слов от одного произведения к другому.

Истинная же динамика невозможна без чёткого ритма. Он для того и придуман. Чем меньше в реке камней и сучьев - тем быстрее по ней плыть. При идеальной гладкости читатель порой опомниться не успевает, как прочитывает длиннющее стихотворение. И главное, усваивает основную мысль и настроение! Любая же попытка создать ритмические искажения во имя оригинальности чревата неудобствами для читателя. Смысл ритма и рифмы только в том, чтобы облегчить восприятие материала.

Какого же "драйва" вы хотите? Агрессии в стиле "Рок"? Но агрессия никогда не настраивает на конструктивный лад, никогда не может быть спутником творца.
Мои спутники в поэзии - разумное созерцание и любовь.

Антон Каргатов   18.12.2006 12:59   Заявить о нарушении
Здравствуйте, Антон. Спасибо, что ответили на мою рецензию.

...По поводу драйва, я не имела ввиду агрессию... Тут, на мой взгляд, просто нужен какой-то "крючёчек", который уцепился бы за невидимую струнку души и слегка "теребил" бы её ,не давая покоя, да так, что и несразу разгадаешь, что же именно так взволновало... Драйв и динамика - это движение, а не агрессия.
Мне очень понравилось ваше сравнение "стихотворение-река"... Согласна, - по реке без порогов, камней и сучьев плыть гораздо легче. Мерный плеск, ритмичные волны покачивают лодку - вверх и вперёд, вверх и вперёд, вверх и.... спокойствие... медленное погружение в сон... вот уже и не помнишь, как шёл всё это время по реченьке.... Но, стоит появиться порогам или поворотам, за которыми неведомо, что откроется!.. такую реку запомнишь и будешь рассказывать о путешествии по ней позже... вот она - динамика.
И, что касается нарушения ритма... Я сама не люблю сложных БЕССМЫСЛЕННЫХ ритмических наворотов, действительно сложно читаются, теряются вразы, а с ними и мысли. Но ведь возможны отступления от чётких форм... Музыкальность стихотворения должна сохраняться.... мелодия...
Просто мы с Вами - разные люди, по разному смотрим на мир. (доже в сравнениях. Вам ближе вода, ТЕЧЕНИЕ, а мне наврно ветер. такова стихия.) Это хорошо, когда у человека свой взгляд на происходящее вокруг.
А ещё мне сложновато объяснить Вам моё понимание "динамики", т.к. я смотрю на это явление ещё и с художественной точки зрения (будущая специальность проявляется), я делала упражнения на создание беспредметной динамичной композиции и именно эти упражнения помогли мне "поймать" то самое движение... Движение чего?.. Энергии возможно)))

Всего Вам наилучшего! Отстаивайте свою точку зрения всегда!

С уважением, Юлия

Юлия Топская   19.12.2006 21:24   Заявить о нарушении
Любое произведение искусства, в том числе и поэзии, имеет три иерархических уровня устройства. Как у человека - тело, душа и дух, - так и у стихотворения - форма, образность и главная идея. Цель образности - доказать правду этой идеи (как в притче), а техники - создать удобную обстановку для восприятия всего рассуждения. Люди с разным уровнем развития видят наибольший приоритет в разных составляющих.

Наиболее примитивно чувствующих поэзию (и их, наверное, большинство) волнует исключительно техника: они чувствуют только её и ориентируются только по ней. Именно они обращают главное внимание на ритмические и лексические ошибки. Поэзия для них - цирк. И бездарные поэты следуют их прихотям, потому что техника - самое простое.

Более искушённые отдают приоретет душевной, образной составляющей, умению автора найти оригинальные сюжетные ситуации, способные развлечь их ум. Но без главной идеи все эти рассуждения подобны бульварному роману - то есть пусты, бесполезны. Разве что разгоняют скуку - но не это удел искусства.

Главная же составляющая - духовная, идея, для проповеди которой произведение и создаётся. Именно идея - главная причина сохранения в истории величайших светил русской поэзии, потому что техника и образность достигаются сравнительно легко, а достижение объективной картины мира требует бесконечных ресурсов ума к познанию истины. Здесь можно совершенствоваться бесконечно, независимо от ограниченных ресурсов языка и воображения. Только духовный человек способен целиком понять существо поэзии и по достоинству его оценить. Но таковых меньшинство, как среди читателей, так и среди авторов.

Я ставлю главной своей целью именно духовную составляющую, отдавая ей все свои силы и формируя технические вещи (ритм, фонетика и т.п.) по остаточному принципу. Именно поэтому я всегда придерживаюсь чёткой ритмической схемы: у меня просто не остаётся сил на качественный выпендрёж в этой области, ради которого, кстати, наверняка придётся пожертвовать образностью или смыслом. Кроме того, я ориентирую свои произведения на развитого читателя, который способен понять их ЦЕЛИКОМ, понять приоритет духа над техникой, ибо техника ограничена, а дух - нет. Пусть даже таковых немного.

Вы говорите, мы "разные" люди. Может быть. Все люди отличаются. Но представьте себе образ: на вершине горы - Истина, и все поднимаются к ней с разных склонов. Люди, идущие с противоположных концов, далеки друг от друга, но по мере подъёма они сближаются, и на вершине - уже одинаково смотрят на вещи, ведь Истина - одна, как един мир. Люди отличаются только в своих заблуждениях, и чем они ближе к вершине горы - тем меньше этих заблуждений, и тем меньше между людьми разница.

Будем же идти вверх и не оправдывать своих ошибок мнимо естественной разницей!

С уважением,

Антон Каргатов   20.12.2006 12:57   Заявить о нарушении