Моя Африка
Недосказанность снов, неизбывность песков,нескончаемость лета.
Теплый ветер пустыни и звездность небес,
И готовность, и вера в возможность чудес,
Шелестящие пальмы и сказочность
Южного цвета.
Погружаю ладони в струящийся Нил. Бедуинских костров остывающий пыл,
И внезапная ночь, словно Солнце призвали к ответу.
Неживое тепло вековечных гробниц
И величие храмов,где падали ниц,
И туманные зори над морем
В преддверии света.
Я арабскою вязью сплетаю в одно и заснеженных,сонных лесов полотно,
И песчинки с ладони, и синь африканского неба.
И мерцание радужных,сказочных рыб,
И приветливой бухты знакомый изгиб,
С невесомыми хлопьями белого,
Легкого снега.
Свидетельство о публикации №106111401134
Прочитал ваше стихотворение "Моя Африка" и не смог остаться равнодушным.
Первое, что меня поразило, — это то, как вы описываете Африку не как место, а как состояние души. Само название "Моя Африка" подчёркивает: это глубоко личное, присвоенное переживание. А образ весов в начале ("Тихо дрогнули мерные чаши весов") — это не материальный, а экзистенциальный инструмент. Героиня взвешивает не предметы, а сущности: эхо, недосказанность, неизбывность, веру, тепло, величие. Это попытка измерить качество пережитого опыта.
Но не менее важно и то, как структура стихотворения гениально работает на содержание, буквально воплощая эффект "мерных чаш весов" из первой строки.
Вы мастерски создаёте этот эффект взвешивания ощущений: форма каждой строфы визуализирует метафору "дрогнувших чаш". Каждый образ, каждое ощущение — это гирька, добавленная на весы памяти и чувства.
Длинные, развернутые строки задают медленный, "мерный", задумчивый ритм, соответствующий погружению в воспоминания, ощущению вечности ("нескончаемость лета", "вековечных гробниц"). Последующее укорочение строк создаёт ощущение легкого ускорения, "схлопывания" мысли к ее сути, задержки дыхания перед финальным образом. Это ритм сосредоточения. Кратчайшая строка в конце — это визуальная и ритмическая пауза. Она заставляет остановиться, впитать последний образ ("Южного цвета", "В преддверии света", "Легкого снега"). Это момент тишины после звука, взвешивания.
Эта сужающаяся форма гениально помогает "упаковать" невероятное богатство контрастных образов (пустыня/Нил, жара/ночь, величие/невесомость, Африка/снег) в емкий сосуд стиха, делая их столкновение еще более острым и поэтичным в финальных коротких строках. Ожидание, как завершится строфа, какой отточенный образ станет её итогом, создаёт микро-напряжение, которое разрешается в этом финале.
Я восхищён вашим талантом, когда техника полностью служит поэзии и создает уникальное, запоминающееся переживание.
P.S. Есть лишь один небольшой нюанс в последней строфе, на который я обратил внимание при чтении. Переход от действия "сплетаю в одно" к началу перечисления образов ("и заснеженных, сонных лесов полотно...") настолько сглажен, почти неуловим, что при первом прочтении я его пропустил — настолько, что даже слегка споткнулся, осознав упущенный момент.
В связи с этим, позвольте предложить вам на рассмотрение возможность постановки двоеточия после слова "одно"? Мне кажется, что эта небольшая интонационная микропауза:
1 Создаст эффект созерцания плетения: Момент вдоха, концентрации перед тем, как начать вплетать первую "нить" образа.
2 Графически отделит намерение от действия: Четко разграничит цель ("сплетаю в одно") и начало самого процесса сплетения ("и заснеженных лесов...").
3 Усилит метафору "арабской вязи": Двоеточие станет визуальной точкой — тем местом на "листе", откуда начинается сложный орнамент. Это подчеркнет искусность и осознанность акта творения.
Это не замечание, а скорее размышление о том, как знак препинания может добавить еще один штрих к и без того виртуозному ритмическому рисунку, подчеркнув момент начала этого волшебного сплетения контрастов в единое целое.
Игнис Эль 19.07.2025 19:54 Заявить о нарушении
Мне жаль огорчить Вас - я не мастер, я не ставлю себе задачи, ни о чём конкретном не намереваюсь писать, когда пишу стихотворение, я его даже не пишу, я его чувствую в себе, что ли, и нужно как можно скорее отлить его в "твёрдую форму"-набрать, записать. Это-как волна. Сначала всегда начинаешь чувствовать ритм - и он всё громче и громче, он во всём, потом в него падают подходящие слова.
И чем больше доверишься процессу, тем точнее получается донести и выразить то, что чувствуешь. Это, словно, выплеск бессознательного.
Пишу об этом, потому, что меня несколько обязывают Ваши замечательные профессиональные рассуждения о структуре и такой красивый анализ произведения.
Это просто - чтобы расставить точки и не было иллюзий.
Возможно, Вы правы. Для меня это не имеет решительного значения.
Спасибо за Ваше внимание и время. Никто не присылал мне более профессионального и развёрнутого анализа. Я благодарна.
Здоровья и радости!
Ламара 24.07.2025 11:31 Заявить о нарушении
Возможно, вы не мастер, но вы поэт. И говорите как поэт. Я рад, что вам понравился мой отклик. А моё замечание - это ведь не обязательно. Просто я не смог промолчать)
Ваш стих "Моя Африка" и без того шедевр.
И вам здоровья и радости, а ещё вдохновения.
Игнис Эль 24.07.2025 12:26 Заявить о нарушении