Павел Самсонов. Cтихи. ру - территория любви-2

Глава вторая. КАРПА ЭРОТИЧЕСЕКАЯ ПАРАФРЕНИЯ

Глава, в которой белые начинают сверху и всё равно кончают

Вперёд вырвался политрук Игнатов, крича:
- Вперёд, ребята! Бей фашистов! Ура!
- Ура! Ура! - вторили красноармейцы, подбадривая себя и наводя страх на противника.
(Иван Ксенофонтович Яковлев)



В детстве, когда у меня ещё не полностью атрофировалось чувство юмора, в ожидании вопроса «какую музыку вы предпочитаете в начале последней декады месяца?», во внутреннем кармане моих неуставных крупновельветовых брюк хранилась наготове произносимая усталым отрешённым голосом дежурная шутка: «Дворжак, Глинка…», далее, естественно, делалась пауза, дающая собеседнику возможность максимально точно изобразить крайность своего потрясения, но завершал сей список некий Недомански, в отличие от своих коллег, прославленных чешских хоккеистов, не являвшийся однофамильцем хоть сколько-нибудь известному композитору.
Прошло время. Кто б мог подумать, но Антонин Дворжак был по достоинству мною оценён, а его фортепианный концерт даже вошёл в список избранных произведений (виниловый гигант пришлось купить в нагрузку к балкантонскому «двойнику» Led Zeppelin), но вот Глинка так и оставил бывшего балагура и хоккейного болельщика безучастным к своему творчеству, отчего, скорее всего, менее великим не стал, а спецдивизия его поклонников от якобы наступившего холода в зимние шинели не куталась и шерстяное полубельё не поддевала.
Посему, плавно переходя от своего заслуженного детства к несколько туманному настоящему, постараюсь озвучить главную антитезу второй главы:
О ВКУСАХ СПОРЯТ
Стихира – странное явление. Здесь нашлось место для тысяч людей, большинство из которых думают, что любят поэзию, людей, которые пишут стихи или думают, что их пишут, неуклюжих неумек и больно выпячивающих себя профессионалов со своими биографиями, судьбами, мыслями, переживаниями, амбициями. Для кого-то публикация в интернете – единственная возможность для самовыражения (всё лучше, чем на заборах), для кого-то – кратчайший путь к массовому читателю (массы считаю на десятки, понятное дело), для кого-то – попытка найти хотя бы ещё парочку единомышленников, кроме надоевших до смерти мелких домашних грызунов. Как бы то ни было, а простейшая система, лежащая в основе работы Стихиры и сделавшая её самым популярным поэтическим сервером в Рунете, даёт шанс найти себя по-настоящему талантливым авторам. Победа в конкурсе НЛС или номинация на конкурс (даже если таких номинаций десятки) сами по себе ничего не значат, но помочь автору в какой-то степени понять чего он стоит, помочь найти свой путь и своего читателя данная система может.
Нынешняя политика конкурса, как никогда ранее, направлена на то, чтобы поэтическая палитра изобиловала вероятно большим количеством цветов и оттенков (дважды мысленно ударил себя по губам, и вы, пожалуйста, не прощайте мне уродцев - штампов) и чтобы среди стихов на Главной странице можно было отыскать стихи на разные и даже… очень разные вкусы. Ожидать, что одно и то же произведение понравится всем – это всё равно, что утверждать, мол основоположник русской классической оперной музыки – бездарный композитор!
«Знаете, я считаю что это просто несерьёзно, тут сидишь выбираешь свои лучшие стихи стараешься поместить, ждёшь хоть какой то критики или похвалы а тебе никто даже чёртовой поганой рецензии не напишут, а ТАКИЕ убожества замечают да ещё и номинируют!!!!!» Редкий вопль души! Чаще пишут покороче: «бред», «куда котится стихира», «написано левой ногой, а номинировано ж…й» и т.п. Посмотришь стихи возмущающихся – как правило, пишут плохо, но думают, что хорошо и хотят, чтобы и их хвалили, а ещё лучше – номинировали. Мой двухлетний стихирский опыт показывает: рано или поздно талантливые авторы находят дорогу на Главную страницу. Процентов девяносто. И это хорошо, потому что бывает хуже, а если вспомнить не такое далёкое прошлое с монополией союза писателей на публикации, когда многие талантливые авторы не подпускались на пушечный выстрел к читателю, то положение и вовсе блестяще!
И всё же, почему толпа жаждет поэзии классических образцов? Да всё объясняется просто – потому что это понятно, потому что это красиво, потому что это правильно!!!
Но вот идти на поводу толпы – означает увернуться от факта, что существовала и существует другая современная поэзия. Концептуалисты, куртуазные маньеристы, метареалисты, мифологисты, нетрадиционалисты… Кибирову, Пригову, Айги, Гандлевскому, Байтову, Бунимовичу, Парщикову, «митькам», в конце концов, никогда бы не найти признания у среднестатистического обитателя Стихиры. А как быть с Кобаяси Исса или Нагата Коичиро? Или то, что для японца поэзия, для русского смерть? Тогда ату всех нынешних русских последователей классического хайку! А вы не пробовали писать левой ногой? Попробуйте, может быть что-то получится? В талантливом человеке всё должно быть прекрасно. И вас тоже признают…
Вот такая получилась прелюдия, прежде чем удалось вернуться к многострадальному виршу «откуда ты всё знаешь»

самый
холодный
день
жизни

Признайтесь же, гонители и хулители этих гениальных строк, что первой мыслью вашей была мысль «за что!», вы ничего ещё не прочитали, ни о чём таком не подумали, но зато аккуратно суммировали слова, разделили на них количество прочитавших и получилось, что на каждое слово из обычного карманного словаря приходится по две с половиной сотни читателей. Стерпеть? Смолчать? Невозможно. Омерзительно невыносимый зуд по всему телу растекается и поедом ест.
А я, чудак этакий, взял и вдумался. И понял, что ничего более выразительного, точного и страшного о смерти не читал. И что сказать о смерти, как об одном из дней жизни, мог только очень незаурядный поэт. Хотя даже не это меня потрясло, а другое и за этим другим снова перенесусь на несколько минут в далёкое прошлое…
Место действия – одна из СДЮСШОР г.Киева, в фойе школы установлены ряды стульев, на которых сидят 16-летние гандболистки и волейболистки и отпускают шуточки в адрес нерешающегося открыть рот лектора.
Лектор – девятнадцатилетний я, юный и обаятельный (Виталий Соломин в «Старшей сестре» на меня жутко похож). В отличие от своих однокурсников, в свободное от учёбы время подрабатывающих на разгрузке вагонов и во вневедомственной охране, я в представительном галстуке и с солидным дипломатом в левой руке хожу в разные заведения читать лекции от общества «Знание». По ведомости, конечно, проходят совсем другая фамилия, тема лекции и даже дата. Только сумма гонорара проставлена правильно и половина её предназначена мне, а вторая – лектору Анатолию М., который и втянул меня в это предприятие. Деньги практически те же, что и на вагонах, между прочим.
Встречаюсь взглядом с одной девчушкой. Серьёзная, кареглазая, но с чёлкой. Вылитая Триш Гофф, только покрупнее в плечах и, кажется, бёдрах. Понёслось! Говорю много и красиво. И всё на кареглазую поглядываю. А она на меня. И вопросов много после, потому что ведь тема интересная – «История олимпизма», а передо мной сплошные будущие чемпионки сидят. А я только представлю мою Триш Гофф, ставящую шикарный блок в позе прогнувшись – так и взрываюсь кенарем. Чертовски был хорош! Как Соломин в «Сёстрах». А потом она подходит, в конце уже, когда все почти разошлись, и спрашивает, заливая своими бездонными иссык-кулями мои горящие раны-кратеры:
«Откуда ты всё знаешь?!»
Почувствовать себя богом… Хоть на мгновение…
Хотя я может быть номинировал бы не это, а другое:

жирной джоржией буду писать
в память о докарабахском детстве
я любил рисовать моряков и грузинов
тщательно ломая карандаши в усах
почти распевал единственное слово
из языка матросов и грузинов "ВАЙ !"
поощряла меня воспитательница
её звали почти Тамара
лишь потом я узнал
што простого советского художника
на горшок отводила царица…

Удивительная вещь, почитайте (если найдёте!).
Или это:

одетта!
ты легко одета
и можешь ты серьёзно заболеть
ведь на дворе давно уже не лето
но осень, красная, как медь
одитта!
ты давно убита
чему ты улыбаешься с листа
прости, но ты уже забыта
и жизнь теперь давно уже не та
одатта!
я пропил всё злато
твоих ночей, твоих игривых уст
и если даже ждёт меня расплата
мне всё равно, карман мой нынче пуст
одотта!
с Васьки на Федота
затем придут Георгий и Иван
ты ****ь (весьма высокого полёта)
я так любил твой маленький диван
так в полумраке память я читаю
я всех забыл и только Натали
я не одеттою воспринимаю
но звёздным небом вдоль моей земли.

Страница автора закрыта. За что? За нарушение правил сайта. Пункты перечислены: нецензурщина, пропаганда чего-то там…
Между нами, невинными девушками из общежития медучилища им.Клары Цеткин, говоря – да, мат есть и довольно много мата. И не всегда тот мат, который из песни… меня, например, иногда коробило, хотя я не всегда притворяюсь девушкой из общежития, могу побыть по совместительству и матросом-лесопроходчиком. Но в конце концов – это-то правилам сайта и не противоречит, и никакого отношения малолетние дети, якобы забредающие на стихирские просторы и могущие нахвататься страшной заразы, не имеют, как нет и следа детской порнографии (об этом твердят ревностные блюстители нравственности, которых, очевидно, и испугался модераторский палец) в не всегда стерильных текстах. За что же закрыта страница? Я нашёл только один компрометирующий факт: вирш, очевидно названный в честь будущих улюлюкателей, «Вы все грёбанные твари!» (вольный перевод мой). Нехорошее название, неэстетичное. И правилам сайта несоответствующее. Но, пожалуй, точное, если не забывать относиться к поэту как к пророку. Или ещё вот это: …не поддерживался уважительный тон в дискуссиях… Ну, знаете ли! Я был свидетелем десятков подобных дискуссий на сайте – и ничего! Все живы и здоровы и, самое главное, целы. Что за престранная избирательность такая? Наводит она на мысли всякие. А вас нет?
Творческая личность – она, вообще-то, особь весьма непредсказуемая, кто знает, как бы повели себя в век интернета Есенин, Маяковский, Северянин, Хлебников или ас Пушкин? Ой, что-то я сомневаюсь в их размеренных прогулочках по размеченным правилами траекториям. И, глядишь, полетели б эти ребята расталанные к… (у Прелестинки об этом сочнее).
Честно говоря, начиная вторую главу, думал погуторить мечтательно о не самых классических поэтических течениях, об авторах, пишущих нетрадиционно и публикующихся на Стихире, но по мере продвижения к финалу решил, что, возможно, интересней меня это сделает кто-то другой или лучше просто почитать стихи, номинированные Павлом Настиным и другими номинаторами из «Полутонов» (о номинациях и номинаторах в следующей серии).
Однако не могу не привести здесь отрывок из ещё одного произведения, но уже другого автора, вместе с Прелестинкой (Ив.Дузер мл.), ДебилушкойМерзким Животным, Фомой Благоразумной Масляной Головой, Станиславом Йудиным, Dm.Ternovinым составляющим группу единомышленников, хотя и пишущих, в принципе, по-разному (все ребята молодые, от 16 до 27 лет).
Это Аньяла, которая публикуется на стихире уже более двух лет (ранее под именами BRANCHIATA и TIER (бывш. BRANCHIATA, также удалёнными за всевозможные нарушения)

ГАМЛЕТ ИЛИ ТОСКА ИСТОРИИ О ФОРТИНБРАСЕ

…Гамлет, Гамлет, Гамлет несчастный и яростный;
Такой законченный, холодный, безрадостный;
Не воскреснет, высохший; в этом боль его
Коллекционер черепов; не видит ничего

Нехороший, злой; не любящий маму
И только мертвого полюбивший папу;
Гамлет, Гамлет – хули ж ты датчанин???
Может быть ты еврей? Или ты англичанин???
Или немец – там пиво, сасиски, калбазки…

А датчане – так это же добрые сказки.
Это смех через снег; это Андерсен но
Ельсинора там кажется нету давно;
Славянин ты унылый? Веселый тунгус?
Китаец? Грузин??? Или просто индус???
Или вовсе атлант ростом в два аршина????
Золотая каменной горы вершина???
Скользкие слезы, холодная рутина.
Придирчивый смех.
Это, помните, Как у Германа Гессе:
Вход «Не для всех. Не для всех.»
Только Для Сумасшедших…

Почитайте. На это стоит потратить время
http://www.stihi.ru/2004/07/10-586

Или эти стихи 20-летнего поэта, известного на сайте под псевдонимом ДебилушкаМерзкое Животное:

БУДНИ, КОТОРЫЕ ВСЕГДА С ТОБОЙ.

А они рылись в диких дней окоченевшей параше
Рвали пломбы,
заборы,
ломали печати,
В судорогах пальцев кроша карандаши,
Чтобы, подняв головы,
крикнуть:
«Наше!»

И брали своё слово,
И других заставляли молчать.

И кричали «Наше!», и кричали всегда только «Наше!»
Из могильного холода кидало их в жар боёв,
И сгорали в боях,
не замечая,
что генералы и маршалы
Тихо улыбаясь, замечают:
«моё»

А нам боги послали «могучего и скорбного гения»:
Описывать страдания кастратов, юнцов и слепцов,
И ведь описываем,
обнаруживая в высшей степени похвальное рвение
Оказаться полными идиотами среди костлявых глупцов.
А мы так и сидим по светлицам и горенкам,
Наслаждаясь дружной, весёлой гурьбой,
Понедельниками,
которые начинаются с вторника,
Вечным буднем,

который всегда с тобой.

Пока вы читаете стихи, позволю себе в последний раз окунуться в пахнущее каштанами детство.
Осень 1977 года. Кто не помнит – напомню, 7 октября принята новая (Брежневская) Конституция. Мне тринадцать лет. Место действия – квартира известного украинского кинорежиссёра-документалиста, в которой его сын, 15-летний Олег К. (кроссвордисты-профессионалы без проблем восстановят фамилию полностью), демонстрирует мне магнитофонный альбом пока совершенно неизвестной группы «Eagles». Под звуки «Отеля Калифорния» мы рисуем красивые стрелки на контурной карте из приложения к учебнику Истории СССР. Вместе со стрелками приходит в наши бесшабашные головы идея…
Попробую описать события как сторонний наблюдатель.
Примерно через две недели учитель истории Олега находит в его общей тетради, взятой на проверку (конец четверти), любопытные листки под кодовым названием
«ПЛАН Барбаросса-2».
Кроме уже упоминаемой выше контурной карты, на которой живописными стрелками указаны направления главных ударов войск НАТО, подробнейшим образом расписан план нападения на Советский Союз парой десятков недружественных государств, среди которых, как сейчас помню, почему-то оказались Венгрия, Польша и Чехословакия, не говоря уже о США, ФРГ, Италии, Франции, Китае и т.д.,
а войсками этих государств руководят всякие маршалы-генералы, фамилии которых подозрительно похожи на фамилии Олеговых одноклассников (например, Шурик Марченко превратился в маршала Маркони, Игорь Гудков – в бригадного генерала Гудделла, а Серёга Бакало – в генералиссимуса Ба-Ка-линя). Будь учитель истории просто дураком, он вряд ли бы обратил внимание на подобную глупость. Но дураком учитель истории не был и, понимая, что это и в самом деле совершеннейшая глупость, в своих мыслях пошёл дальше. Если он сделает вид, что ничего не видел и ни о чём не знает, глупость может остаться на своём месте, а значит её обнаружит кто-то другой, или наоборот, уже кто-то до учителя истории видел случайно глупость и теперь в обоих возможных ситуациях напрашиваются два очевидных варианта развития событий: нашедший – глуп и, соответственно, по глупости передаёт свою находку администрации, нашедший – умён, и в связи с этим передаёт свою находку администрации. Понятно, что после вышеописанных рассуждений учитель истории прямиком двигает к директору школы…
Действие следующее. Комсомольское собрание 9-Б класса. Ученики молчат, большинство из них ничего не понимает. Зато отлично всё понимает комсорг класса Власов, который выведен в плане Барбаросса-2 под собственным именем и возглавляет там белоэмигрантскую армию. Этого Власов простить Олегу К. не в состоянии. Именно после пламенной речи Власова комсомольская ячейка класса единогласно постановляет исключить Олега К. из рядов Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза Молодёжи за политическую несознательность и экстремизм. Честно говоря, последнюю формулировку написал я сам уже сейчас, потому что не помню точно за что именно исключили Олега, но Власов требовал исключения его, как фашиста! Что случилось дальше? Да ничего особенного не случилось. Я не пострадал: во-первых не был комсомольцем, во-вторых, был младше. Ограничились вызовом в школу родителей, которые потом со смехом рассказывали об этой истории друзьям. Олег больше в комсомол не вступал, закончил Суриковское училище, стал прекрасным художником. Живёт в Чикаго, у него всё замечательно.
Власов поменял фамилию, когда ему исполнилось шестнадцать. Теперь он Яценко ( я ему ещё тогда прозвище дал – Яйцеола Вождь Осеменолов) и, если не ошибаюсь, то ли министр, то ли вице-премьер украинского правительства. А я всё вспоминаю, как тот же Власов-Яценко, будучи уже комсоргом школы, настаивал на приёме в комсомол Генки Рудого, у которого в восьмом классе было штук двадцать приводов в милицию за воровство, издевательство над малолетними и вымогательство. Только комсомол может перевоспитать Рудого, - убеждал нас комсорг. Приняли…
Через года полтора Генку осудили за убийство. Труп 14-летней девочки опознали с трудом. Из колонии Генка не вернулся, с кем-то повздорил и его зарезали. Погиб он, если райком не догадался его исключить за неуплату членских взносов, комсомольцем.
Зачем рассказал всё это? Просто когда я читаю сейчас, через 27 лет после той истории, безапелляционные заявления, формулировки и ярлыки, мелькающие на страницах национального сервера современной поэзии, мне хочется перевести обратно на язык оригинала:
Вы все – грёбаные твари!

3.08.04


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.