Заметки об интонации в духе Фазиля Искандера

 Заметки об интонации
 в духе Фазиля Искандера

Почему такое название? Потому что у него когда-то я читал нечто подобное, такие примерно рассуждения, а значит, уже не смею претендовать на оригинальность. Хотя, с другой стороны, то, что способен заметить один человек, наверняка заметят другие, хоть кто-нибудь. И описать.

Впечатление первое.

 Слушаю замечательную, составленную умными и знающими людьми радиопередачу. И передача о людях, достойных самых восторженных отзывов. Часто – классиков музыки или литературы, или медицины. Переживших несчастья и войны. Неважно. Я сам восторгаюсь многими из этих людей. Но что-то меня смущает и настораживает. Что именно? Подумал и понял – одинаковость. Любой герой, здравствующий или покойный, обволакивается дивным, воистину чарующим голосом ведущего или ведущей, которые сами по себе люди славные и заслуженные. Давно работающие над циклом или циклами. Способные вызвать отклик в любом внимательном сердце. Может быть, сердце у меня невнимательное? Или неблагодарное? Не знаю… Они же не актёры на сцене или в кино. И не обязаны менять свой голос, все его модуляции применительно к другому человеку. И у меня ведь голос один и тот же. А всё же – слышится мне в таком повторении некий добротный заезженный приём. Или подход.

Впечатление второе «Это сосед».

Стою со знакомой пожилой женщиной в дверях её квартиры. Я на лестничной площадке, она в проёме двери. Заходить ни мне некогда, ни ей пригласить. Заканчиваем говорить, и тут я вижу, как снизу по лестнице поднимается человек, за ним с небольшим интервалом второй, голоса, женщины – короче говоря, к моей соседке в эти минуты собираются гости, что я на ходу понимаю. И перед тем, как я успеваю ретироваться, входящие в квартиру мужчины на ходу, после громкого и радостного «Здравствуйте» в её и наш общий адрес, коротко кивают мне и пытаются подать мне, как принято, руку. Но вовремя одёргивают, предупреждённые быстрым окриком моей собеседница: «А, это сосед…» Потом следующему: «Нет, это сосе-ед зашёл на минутку.» В смысле «Здороваться не обязательно, не дорогой гость». Жаль, бумага не передаёт интонаций, но Фазиль нашёл бы слова, более точные, чем у меня.

Недозрелые выводы.

Как человек, пишущий и иногда даже читающий стихи, я при чтении слышу воображаемый, пусть только мною, голос автора. Он может быть одним и тем же, почти не меняться. Стихи могут быть об одном – и о разном – т. наз. вечном. Но, скажите, что-то должно меняться у нас, в нас самих, с нами? Голос автора – это только один и тот же длинный рассказ разными словами о том, что он думает и чувствует – или всё же попытка сообщить нам что-то по-новому, по-своему? Хочу надеяться, что последнее.

 28.10.06.


Рецензии
Мне кажется, ритм, и форму, и краски Художнику диктует тема. Нельзя обо всём говорить одинаково – просто потому что не получится. Невозможно только одним нежно-голубым цветом изобразить грозовое сумрачное небо.

Не мною сказано – стиль – это человек. Чем богаче внутренний мир, чем ближе к совершенству, тем богаче палитра.

Внутренний стержень, скрепляющий всё, - Личность Художника. Она проступает сквозь любое создание его…

Форма и содержание едины. Проросли друг в друге. Значит, в каждом случае – свои, неповторимые. Остальное графомания, эпигонство и проч.

Вот о чём я думаю, Борис, читая Ваши размышления.

Мария Сидорова   03.11.2006 09:38     Заявить о нарушении
Думаю, Вы правы. Тогда, не говоря о соседке, замечательной, впрочем, женщине, следует вывод, что эти радиоведущие... Застоялись, что ли.

Борис Рубежов -Вторая Страница   03.11.2006 11:09   Заявить о нарушении