Сирийский базар

   В Александрию мы все любили заходить. Это большой и интересный в своём роде египетский порт на Средиземном море. Особенно Александрия славилась своим огромным базаром. Он состоял  из многокилометровых лабиринтов под тентом, которые образовались  из множества торговых палаток, ларьков и мини магазинчиков. Всё это нагромождение составляло, как бы единый живой организм под единой крышей. По этим лабиринтам очень любили бродить все моряки бывшего СССР. Были и такие случаи, что некоторые из нас долго блуждали в поисках выхода из «паутины» ларьков.
Называлось это скопище торговли - «Сирийский базар»! Почему? А кто его знает почему?! Назывался вот и всё!
У местных арабов мы как-то поинтересовались, но толком вразумительного ответа так и не получили.
  Что бы добраться до «Сирийского базара», нам приходилось километра полтора идти пешком по территории порта и судоверфи. Потом мы попадали на улицы пригорода, пройдя через пост охраны порта.
Сразу за воротами «ловилось» такси и начинался первый сеанс торговли по-арабски.
Таксист говорил свою цену, а мы, ему взамен предлагали пару пачек сигарет. В те времена, это были очень популярные болгарские сигареты «Opal», «Родопи» или «Тu-134». Таксиста, как всегда эта цена устраивала, и мы отправлялись дальше к центру Александрии уже «на колёсах».
   Пока едешь по окраине, а это бедные кварталы и трущобы из всякого хлама и картонных ящиков, правил дорожного движения совершенно не существует. Едут и идут одновременно в разных направлениях, и вдоль, и поперёк, и против направления движения, все кто куда захочет. Тут смешано всё: трамваи, автомобили, мотоциклы и конные упряжки, не считая людей со всякой всячиной в руках и на голове. Александрийские трамваи все без окон и дверей. Арабы висят, как гроздья бананов на этих трамваях. Входят и выходят, как в двери, так и в окна, куда кто посчитает удобнее. Вся эта «смесь», движется по улицам  хаотично, с воем сирен, гудками, звоном трамваев и криками возниц. Вокруг, все улицы, захламлены. Сплошная грязь и смрад. Здесь, в любом переулке можно случайно натолкнуться на лежащего мёртвого осла или лошадь. От жары, животное было раздуто и быстро разлагалось, однако его никто не торопился убирать. Может это из-за того, что лошадь у них  священное животное? Голова лошади, в Египте была даже на некоторых денежных купюрах и на водяных знаках.
  Этот хаос резко обрывался так же, как и начинался, когда мы въезжали в богатые кварталы центра Александрии. Здесь относительно чисто. Дорогие и красивые магазины, отели и офисы, короче всё вроде бы как в цивилизованной стране.
   Покинув салон такси, мы сразу же попадали в окружение подростков и детворы. Вся эта орава подбегала к нам, с криками – Мистэр!  Мистэр! и бесцеремонно начинала ощупывать нас своими грязными руками. Из уст «нападавших», на ломаном русском языке, мы слышали из года в год одно и то же.
 - Сигарэт ест?, Потшипнык ест?, Пабидыт ест?  Мистэр ченч?! и т.д.
С трудом отбившись от первой волны, мы, петляя узкими переулками устремлялись на «Сирийский базар». И вот, наконец – ОН!
   Когда попадаешь на этот рынок, время начинает идти по другому. Закона времени здесь, как бы не существует. Существуют только торговец, товар, покупатель и торговля. Вернее не торговля, а профессиональное «торгование»!
   Торговаться, арабы умеют с детства, это у них с рождением в крови! Ну что это за араб, если он не умеет торговаться? Торговаться они могут часами, профессионально и без устали. Если даже продадут дешевле, чем хотели, или вообще ничего не продадут, зато поторгуются всласть, отведут свою душу сполна! Это, я бы сказал, такой ритуал! От умения долго и упорно торговаться, арабы получают огромное удовольствие!
Движение по Сирийскому базару, как в водовороте, затянет и выбраться из него уже очень трудно.
На каждой развилке стоят «зазывалы». Говорят они сносно, почти на всех языках, часто употребляемых в мире.  Первым делом, они узнают, из какой вы страны и на каком языке с вами общаться.
 - English? - No!,
- Deutsh? - Nein!,
- Ispania?, Italianо? - на что, у всех наших следует ответ – Нет!
- А,  Урус? Рюский! Росия курущ –ё-о! Америка  плё-о-хо! И пошло, и поехало!
«Зазывала» цепляется за рукав и начинает куда-то тащить. При этом он старается внушить вам, что знает и покажет где самый лучший товар и по самой дешёвой цене. И что только он знает это место и только вам одним его покажет. В конечном итоге, получится, что не самый дешёвый и не самый лучший. А такой же, как и у всех или, может быть даже и хуже. Однако, они это умеют делать настолько профессионально! Как говорится  «и мёртвого уболтают». Но ты это поймёшь только тогда, когда уже окажешься на борту судна и повнимательнее рассмотришь свои покупки. Пока же тебя несёт этот водоворот!
  Опьяняюще действуют, восточные ароматы, резкий запах кофе, всяческих специй, парфюмов и остальной всякой всячины арабского базара.
  Выходишь с базара, изрядно уставший, почти обессиливший, выжатый как лимон! Ноги ноют, голова идёт кругом, плюс жара неимоверная, но удовольствие – безмерное!
   В таком виде «Сирийский базар» просуществовал, где то до конца  1981 или начала 1982 года.
Короче, он прекратил своё существование перед тем как наш военный флот «выкурили» из Александрии, а в дальнейшем и из всего Египта.
   Мы как всегда зашли в Александрию.
Все «предвкушали» утренний сход на берег и посещение упомянутого выше торгового центра.
Команда была  в приподнятом настроении, но наши планы утром резко изменились!
Помешало нашим планам  то, что в порт зашло соединение американских боевых кораблей.
Это были: авианосец с подводной лодкой, а так же сопровождение авианосца: фрегат и эсминец. Вошли они ранним утром следующего дня, после нас.
Нашему увольнению дали отбой. Было объявлено, что как только американские корабли покинут порт, нас выпустят в увольнение. Но этого так и не случилось.
 Вечером этого же дня мы услышали, что на американских кораблях прозвучал сигнал «боевой тревоги». Там происходило какое-то непонятное движение. Мы ожидали, что корабли по тревоге снимутся и выйдут из порта, однако действия были совсем противоположные. С американских кораблей начался  массовый сход моряков на берег, которые в спешном порядке направлялись в город.
  Этой же ночью, мы получили приказ срочно покинуть территория порта и выйти в море.
Когда в следующий раз, наш «Абакан» заходил в Александрию, американцев уже не было. Но, по неизвестной нам причине и схода на берег тоже нам не дали.
   Мы простояли четыре дня, загрузились и вышли снова в море.
Прошло около месяца, и вот мы опять входим в порт. Погода солнечная! Настроение на высоте, потому что на этот раз нам всё-таки дали «добро» на увольнение.
Обычные процедуры постановки к причалу позади, позади и приготовление к сходу на берег.
И вот мы в городе! Но что это такое?!
  Все четыре наших группы ходят по кругу, но никто не может найти вход в «Сирийский базар».
Где он?! Там, где он должен находиться, нашему взору открылась широченная площадь, закатанная асфальтом! На этой площади стоят штук пять магазинов и больше ничего. Мы не в состоянии чего-либо понять?!
   Когда мы уже возвращались в порт, на окраине зашли в магазин, в котором был хозяином наш общий знакомый, неплохо говорящий на русском языке.
На наш вопрос он ответил, что американцам "не понравился" базар  из-за захламлённости и грязи. И они, мол, «попросили» перенести его из центра Александрии. Объяснил так же, что базар открыли в другом месте, за городом и рассказал туда дорогу.
Добирались мы в указанное место около часа, но базара как такового там не существовало, так, жалкая пародия. И посмотреть не на что…
  Позже, когда в Египте наших военных баз уже не осталось, мы узнали от штабного пассажира с  эскадры, что же всё-таки произошло в Александрии в тот вечер.
Что последовало за объявлением «боевой тревоги»  на американских кораблях.
  Ещё днём американские моряки вышли в город отдохнуть. Одному из подвыпивших парней, на «Сирийском базаре»  приглянулась молоденькая арабка, торговавшая в магазине.
У него, видно появилось желание с ней «развлечься» и он пригласил её в «отель». Получив отказ, моряк стал приставать настойчивее и попытался вывести девушку, взяв её под руку. Девушка стала кричать и звать на помощь. На её крик выбежали мужчины из её семьи и кто-то, якобы, нанёс удар ножом. Тяжелораненого моряка друзья увезли на корабль.
   Когда на кораблях узнали о происшедшем, сразу же была объявлена «боевая тревога».
Весь свободный от дежурств личный состав американских кораблей, сразу же оказался в городе.
По словам очевидцев, в городе начался в полном смысле погром.
 Пострадали отели, рестораны, магазины, кинотеатры, всё, что находилось по пути следования разъярённой толпы американских моряков к «Сирийскому базару».
Так ли это было на самом деле или нет, утверждать я конечно не могу.  Да и не имею права, т.к. сам я этого не видел. Но факт оказался налицо!
 Когда мы в следующий заход вышли в увольнение и шли по улицам города, обратили внимание, что в большинстве магазинов, офисов и в отелях отсутствовали витринные стёкла.  Вместо красивых стеклянных витрин, заколоченные фанерными листами  проёмы. А «Сирийский базар», был будто бы сметён с лица земли. Он, можно было сказать «испарился»!   
Вместо него большая заасфальтированная, ничем не занятая площадь и всё!..


Рецензии