6. Колонизация внутренних территорий

Бескорыстное созерцание не входило в круг семейных прав, не говоря уже
об обязанностях. Поэтому приходится признать, что любовь младенца к
музыке и закатам возникла из ничего. Именно это возникновение из ничего
и составляет загадку младенческого «я», которое не представляет собой
точной копии какого-либо из родительских «я», равно как их синтеза или
амальгамы.

Признав загадку происхождения «я» неразрешимой, можно все-таки
попытаться разделить жизнь младенца на какие-то эпохи, периоды, описать
тектонические сдвиги, падения метеоритов, извержения и наводнения – все
те катастрофы и бедствия, которые хотя и не формируют «я», но приводят к
его изменению.

Первые недели младенец живо ощущает свою связь с окружающим миром
(правильнее сказать, вовсе не отделяет себя от него). Но постепенно эта
связь ослабевает и наконец – разрывается. Почему так происходит?
Причина, по-видимому, заключается в том, что младенец в исключительной
степени наделен способностью желать. До тех пор, пока мир мгновенно
удовлетворяет его желания, он не подозревает, что представляет собой
(благодаря этой способности желать) нечто весьма своеобразное, отличное
от окружающего. Но как только исполнение желаний откладывается, в нем
(неизвестно из какого семени) пробивается росток сознания, и постепенно
он начинает осознавать себя индивидуумом, то есть чем-то одушевленным и
неделимым, затерянным среди неодушевленного и делимого. Однако связь с
миром еще остается крепкой. И лишь разочарование, настигающее его в тот
момент, когда он понимает, что самые заветные его желания никогда не
исполнятся, вынуждает его провести границу между собой и вселенной.

Каждое разочарование похищает у младенца одну из тропок, связывающих
его с внешним миром. В какой-то момент число потерь оказывается столь
велико, что в его жизни наступает новый этап. Это период можно назвать
«колонизацией внутренних территорий».

Колонизация внутренних территорий – это процесс, обратный рождению
птенцов. Младенец поворачивается лицом к стене и говорит: «Ну что ж!»
При этом он зажмуривает глаза. Начинается игра в жмурки. Кого же он
ищет? Никого. Он лишь пытается отгородиться от мира, уничтожив тем
самым не только объекты желания, но и само желание. Но эта попытка
приводит к неожиданному результату: он попадает как бы в другой мир,
открывает в самом себе удивительную страну. Эта находка делает его
счастливым. Он чувствует себя Али Бабой, нашедшим спрятанные в пещере
сокровища, удачливым дайвером, гениальным художником – создателем
фантастического пейзажа, изобретателем космических аттракционов.
Отныне все, что происходит вовне, становится ему безразличным, а то,
что происходит внутри вызывает огромный интерес. Он окружает себя
сияющей скорлупой, и это обеспечивает ему свободу передвижения.
Приняв сферическую форму, он обретает способность преодолевать любые
препятствия, встречающиеся на пути. Словно золотое яйцо, катится он
по дорогам мира. Источник его энергии неиссякаем. Те, кто оказываются
на его пути, пытаются расколоть золотое яйцо, но вскоре оставляют свои
попытки. Точно так же и он оставляет попытки научиться передвигаться
по земле при помощи ног.

Однако на этом процесс индивидуации не заканчивается. Младенец должен
испытать еще одно, самое главное разочарование; лишь тогда граница
между его «я» и миром станет действительно непроницаемой, а внутренние
территории – полностью независимыми от внешних.


Рецензии