Казнь. ч. 4. Смерть

Так холодно…Наверное, так надо,
У вас тут как-то всё не по-людски.
Хоть ваши действа где-то мне близки,
Напоминая чем-то нравы ада.
Устала я…Покоя - ни на пенни.
И день, и ночь. То оспа, то чума,
То ваша инквизиция сама…
Чу! Кто-то вспоминает о геенне…
О чём я? А! В вине да самодурстве
Погрязла обречённая страна…
А я брожу по комнатам одна,
Как эскулап, забытый на дежурстве.
Эх, мне бы хоть часок побить баклуши!
Да что часок, соснуть бы полчаса…
Зазубрилась совсем моя коса
О ваши твердокаменные души.
Вам ваша жизнь – от пьянки до алькова
Нужна как абажур золотарю…
Я что – сама с собою говорю?
Совсем сдурела, старая корова!
Так где он? Презентуйте кандидата.
А ничего. Красавчик. И не стар.
Но всё воспринимает как кошмар
И не поймёт – за что ему расплата.
Ну, молодец, не плачешь, не стенаешь,
Невинен? Ложь! Невинных не казнят,
А ты, дружок, не так-то уж и свят,
Как сам себе обычно представляешь.
Мне что, перечислять твои проступки?
Себя любил. А женщин предавал.
Собратьев на дуэлях убивал.
Не заплатил в таверне проститутке.
Поддельные алмазы антиквару
Всучил. Я понимаю. Не со зла.
Лауру помнишь? Девка понесла.
И бросилась, несчастная, в Луару…
Теперь тебе воздастся полной мерой,
Не стоит возводить хулу судьбе.
Никто ведь не заплачет о тебе,
Ни друг, ни враг, ни шлюха, ни гетера.
Ты был Творцом? Ты мир украсил Словом?
Ну что ж, блажен, кто верует, увы.
Как жил ты эту жизнь без головы,
Так и умрёшь сегодня - безголовым.
Не уповай на призрачное счастье,
Всегда приходит истины момент.
А что донос? Банальный аргумент,
Во все века используемый властью.
Пора! Теперь уже совсем немного…
-
Разрезал меч четвёртый позвонок…
-
Ну, что же ты, иди ко мне, сынок,
Нам предстоит далёкая дорога…..


Рецензии
Да, этот Ваш цикл как взгляд на одно и то же с четырёх сторон впечатляет. Позволите честный подробный отзыв? Надеюсь, не сочтёте занудством... Но история печальная, и я прониклась и отнеслась серьёзно... Прочитала давно, перечитала каждое (а также Ваши комменты под рецензиями), и потом основательно погуглила)... Ибо некоторые слова были мне вообще незнакомы. Например, месяц фример во французском революционном календаре. Я историей человечества никогда не интересовалась, так что многого не знаю. А почему, кстати, он с большой буквы (как и термидор)?
Субретка - то же самое, впервые слышу, т.к. театр не люблю.
Луара, оказывается, река во Франции... Лаура бросилась в Луару - как интересно звучит.
Удивил меч в руках палача (а не топор)... но потом я узнала, что аристократов могли казнить и топором, и мечом. Хотя, гильотина, как мне кажется, здесь была бы уместнее? Если судя по календарю, это рубеж 18-19 веков. Кстати, пока гуглила про гильотину, наткнулась на такую фразу: "Толпа, привыкшая глазеть на порой многочасовые мучения казнимых, была разочарована быстротой процедуры и освистала палача." Вот никогда не понимала, как можно быть такими кровожадными! :( А ведь многие жертвы в то время и правда были невиновны. Вообще, тема казней мне неприятна, и моя мизантропия усиливается в разы после углубления в эту тему...
"покоя - ни на пенни" - тоже удивило, ведь пенни это вроде бы мелкая британская монета? Или у Смерти нет гражданства?) Но почему всё-таки она во Франции употребляет нетипичные слова? Простите за вопросы дитя-"почемучки")... Буду благодарна за разъяснения.
Теперь постараюсь кратко описать свои впечатления по каждому персонажу.
Приговорённый. Наверное, я Вас не удивлю, если скажу, что ему я сочувствую больше всего. Правильно ли я поняла, что он - поэт ("Ты мир украсил Словом")? Красивый, не старый аристократ, на которого был ложный донос? Он горд и не просит о помиловании... А большинство его проступков - за них не казнят. Вот разве что за доведение до самоубийства этой Лауры? Поэтому слова Смерти о том, что невиновных не казнят, я не разделяю. Ещё как казнят.
Палач. Он сожалеет, что приходится казнить невинного, но отринуть зло не может, дескать, дома ждут детишки и семья. Неужто палачи в те годы не могли бросить это занятие? Найти другую работу. Семейный бизнес, я понимаю, но эта отговорка про семью слабовата, имхо...
Король. Ну, его я вообще презираю. Как и всех королей, про которых хоть сколько-нибудь читала.
Смерть. Она стоит особняком, т.к. она - не человек, в отличие от троих предыдущих. Немного комичен и странен её диалог с самой собой)... Перечисляет проступки приговорённого, за которые, повторюсь, не казнят. Казнят за преступления (а кстати, что за донос-то был? за что на самом деле казнили вассала?). И совсем уж удивили меня её последние слова. "Сынок"? Откуда вдруг такая ласковость и намёк на материнство? И куда им предстоит далёкая дорога? Мне не хватает пятой части)...
Прошу прощения за многословность, но этот отзыв и десятой доли моих впечатлений и вопросов не отражает)... Мне трудно собраться с мыслями. Благодарю за приглашение к этой поэме. Сильно написано в любом случае!

Даниэль Мэвис   16.05.2024 02:10     Заявить о нарушении
Спасибо за прочтение и за интерес, Даниэль! С удовольствием отвечу на Ваши вопросы. Почему термидор и фример с большой буквы? Даже затрудняюсь ответить. Не могу сказать точно, но я не то у Дюма, не то у Дрюона увидел именно такое написание. Почему – даже вопросом не задавался))). Почему не гильотина? Вид казни определялся судьёй, и только он решал, как именно казнят преступника. Чем он руководствовался – сказать сегодня трудно. Но одновременно, насколько мне известно, казнили по-разному. Простолюдинов топором, аристократов мечом, высших аристократов гильотиной, а воров просто вешали.
Как можно быть такими кровожадными – это вопрос не ко мне, достаточно посмотреть шоу Соловьёва или Скабеевой. Французы по сравнению с «экспертами» в этих студиях просто ангелы во плоти. По поводу пенни – это слово кельтское. А кельты – это и британцы, и французы, и финны, эстонцы, частично и немцы (у них, правда не пенни, а пфенниг), мелкие монеты пенни в разное время были в ходу во всех этих странах.
По поводу «невинных не казнят» - это просто аллюзия на Высоцкого в фильме «Место встречи изменить нельзя» - помните – «Наказания без вины не бывает»?
Палач. Им много платили, причём золотом. Он мог бы и уйти с поста, но… Точно так же могли уйти и солдаты, убивающие мирных жителей сегодня. Но не уходят же… Высокая зарплата перевешивает остальные доводы.
Король. Да, пожалуй, все короли не самые лучшие люди. Хотя, если взять короля Артура..
Смерть. Её диалог с самой собой оправдан. Люди не любят её, ей толком и пообщаться не с кем, а тотальное одиночество и вечность впереди зачастую приводит к биполярному расстройству))) Какой был донос? Разве это важно? Сейчас не только по доносам, а даже за лайки сажают на космические сроки. Почему она обратилась к казнённому «Сынок»? Бог даёт жизнь и предназначение, а Смерть отбирает её у того, кто своё предназначенье выполнил. И Ему, и Ей небезразлична дальнейшая судьба бессмертной души. А у души долгий путь, очень долгий. Кстати, я подсмотрел у Вас в рецензиях диалог с Алексис Морр, если я правильно запомнил. Самоубийство потому и считают грехом, что человек не завершает своё предназначенье, а самовольно покидает «поле битвы». Дезертирует.
Надеюсь, я на все вопросы ответил? Спасибо, что прочли «Казнь», у меня ещё есть аналогичный проект «Коррида», только там событие рассматривается уже с шести сторон)))) Если выдастся свободная минутка, забегайте, буду рад.

Алексей Порошин   17.05.2024 00:45   Заявить о нарушении
Алексей, благодарю за ответы! Углубляться дальше в это не буду, скажу лишь, что про кровожадность это был не вопрос, и уж точно не к Вам. Это было всего лишь моё замечание, мысль вслух про всё человечество, а не только про французов... А всяких скабеевых и соловьёвых я не смотрю (рвотного пакета под рукой нет, да и я не мазохистка), видела краем глаза в Телеграме и слышала, ЧТО они там вещают - волосы дыбом и ярость от неприкрытого фашизма... :(
По поводу религии (и веры в богов) у нас с Вами разные взгляды, поэтому этого тоже касаться не буду. Суицид не считаю ни грехом, ни слабостью - скорее, правом человека на выбор.
Ну, раз Вы приглашаете меня ещё и на "Корриду" - забегу). Хоть и отношение к ней у меня всегда было негативное...

Даниэль Мэвис   18.05.2024 15:41   Заявить о нарушении
На это произведение написано 37 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.