Как написАть рецензию и не губить автора?

На СТИХИРЕ большое количество рецензий выродилось до отписок, записок. Неких формальностей, которые, в том числе, взаимовыгодно приносит баллы (поэту и рецензенту).

Первоначальная же рецензии - дать именно критику стихотворения. Не отдельной фразы, слова, а именно стихотворения. При этом совсем не важно давать полную развернутую рецензию. Положим, первый рецензент скажет о самобытности произведения (новое это или повторение, подражание), а другие согласятся или не согласятся, второй о ритмике, третий - о сюжете, содержании. ЭТО - только пойдет на пользу автора.

Конечно, скучно получать (или писать) только положительные отзывы. Они по-своему не честны. Но все же...
Здесь есть такой нюанс. Если рецензия будет даже отпиской, но положительной, дескать, молодец, продолжай в том же духе, - такая рецензия идет также на пользу. Талант, пусть даже в микроскопическом, рудиментарном состоянии, надо хвалить. ТАК просто надо для того, чтобы талант мог развиваться. Похвала - это его среда, благодатная почва для возможного роста. Если даже на этой почве не будет роста, автор, поверьте, сам - и очень быстро поймет, что НЕ НАДО ему в поэзию. Правда, бывают исключительные случаи, связанные с человеческой глупостью, про которую Кант говорил, что “лечить невозможно”.
Но это – исключительные, редкие случаи. Нам же сейчас важно не “зарыть” талант. И брать, извините, на себя миссию гробовщика таланта, да еще, будучи не профессиональным критиком, вбивать СВОЙ гвоздь, - это ли не последнее дело! Вот против ТАКИХ рецензий я борюсь.

Как же нужно писАть рецензии, чтобы в наибольшей степени помочь автору? Требуется стать, во-первых, на его позицию. С точки зрения АВТОРА проникать в Мир рецензируемого стихотворения. Принять язык автора, его миропонимание, знания… Написать, как, будучи другим человеком, я (рецензент) воспринимаю это стихотворение. Такой подход несет в себе процедуры герменевтики (науки понимания, разработанной к середине прошлого века Гадамером “Истина и Метод”, отчасти, Хайдеггером). Рецензенту совсем не нужно постигать премудрости этой науки, просто написать, исходя из своего интеллекта и интуиции, о восприятии произведения. Пусть – даже всего несколько предложений, но это никогда не будет отпиской. И еще… Когда пишешь рецензию на стихотворение, нужно не бояться использовать выражения из него самого, вплоть до цитирования отдельных строк и даже строф. Вашу рецензию читают и другие. Такая апелляция к тексту только приближает, погружает в основной предмет диспута – рецензируемое стихотворение..

Итак, если трудно писАть подробный разбор полетов – пишем несколько фраз, как мы чувствуем стихотворение. Если и это трудно – хвалим. Если это трудно или не возможно – молчим. Если же хотим критиковать, необходим профессионализм и аргументация. Нужно хорошо ориентироваться в поэзии… “Творить Зло намного труднее, чем Добро”.. И еще за Зло мстят…. Да и нужно ли нам делать черное дело, одевать вериги “черного критика”, доказывать чего-то миру и самому себе?!


Рецензии
И я среди начинающих. И очень хочется дельных, подробных рецензий, что понравилось, что - не очень, что - совсем худо, ведь работать хочется над стихами и над собой! Чтобы писать лучше, чем сейчас. Но и хвалебные отзывы нужны, Вы правы, чтобы совсем не зарыть те росточки таланта (надеюсь, что он есть) , какие сейчас пробиваются. Сама постоянно боюсь выставлять те или иные стихи на всеобщее обозрение, самокритики не занимать, но всегда, когда хвалят, появляется желание сворачивать горы!
Прошу на мою страницу, жду не только похвалы, но и критики.
С уважением,

Ксения Воропаева   06.05.2017 18:39     Заявить о нарушении
Не буду тебя слушать потому что ты млечха и мудха!!!

Назар Краснов   07.09.2017 21:42   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.