Как Уравновешивать, Вести Сети Образов в Лирических произведения

Как Уравновешивать, Соподчинить и Вести Сети Образов в Лирических произведениях



Во многих произведениях для того, чтобы найти дополнительные краски Поэт-художник вводит различные образы, которые может связывать в ассоциативные ряды-сети. Но как МЫ, читатели будем их воспринимать. Будем ли мы видеть такую же палитру, как и автор? Что сделать, чтобы тебя безусловно воспринимали, и не отбрасывали произведение как непонятные пестрые мазки?
Недавно я написал рецензию на стихотворение одной стихирянки. Огромная фантазия и несомненный талант поэтессы породили в произведении сонетного типа целую галерею образов. Но стала ли от такого изобилия более ясной картина? Привожу ниже полный текст рецензии:
 


Ну что ж, - белый "лист" для рецензии и вверху произведение. Читаем название - "Романс Ожидания". Несколько необычное название. Романс - уникальный жанр, который прижился в русской и цыганской культурах. Ожидание... Да. - Читаем.

На тучку поднимаюсь по дождю я:
Там звёздных гроздьев наберу в лукошко;
И попрошу соткать Метель седую
Из снежных хлопьев тюль мне на окошко;

Я лунной ниточкою вышью нежность,
Под нею скрою суеты безбрежность;
И нарисую инеем признанье,
Запру во льдинку грусть перед свиданьем;

Я запалю из ожиданья свечи;
Сплету из пламени любовь и радость;
И у порога прогоню усталость,
Что тенью улеглась на твои плечи;

Растаял звук последний метронома…
Ах! Как я рада, милый, что ты – дома!


Наш романс представляет несовершенный английский сонет шекспировского типа. Написан на традиционном 5-ти стопном ямбе, формула abab ccdd effe gg. Был бы просто английским сонетом (шекспировского типа), если бы имел формулу abab cdcd efef gg.

Лирическая героиня (ЛГ) в аллегорической форме уходит в зазеркалье:

На тучку поднимаюсь по дождю я:
Там звёздных гроздьев наберу в лукошко

Там вверху - холодно, метель... Не совсем, правда, понятно, почему, поднявшись "по дождю" вверх героиня не берет с собой снежные хлопья, а просит:

снежных хлопьев тюль мне на окошко...

Странно, согласитесь, прийти, например, в Тридесятое Царство и не взять оттуда волшебные яблоки, а попросить, чтобы почтовые гуси-лебеди принесли их с оказией...

Второй катрен (четверостишие в сонете):

Я лунной ниточкою вышью нежность,
Под нею скрою суеты безбрежность;
И нарисую инеем признанье,
Запру во льдинку грусть перед свиданьем;

У нас в первом катрене родились образы: "звездные грозди в лукошке", "тюль из снежных хлопьев"... Сейчас добавляем еще один образ "лунной ниточки". Откуда она? В принципе, - может и быть, коль - “лукошко из звезд”. Но мы ТКАЛИ снежными хлопьями. Теперь - лунной нитью. Возможно, слишком плотно стоят разные образы на одно действие - вышивку.
И вообще в нашей сети образов - 2 клана. Первый - водный. По нитям дождя - на тучу - где Метель - ткать тюль из снежных хлопьев. И тут же: звезды в лукошке, лунная нить... Образы параллельны, конкурируют. Если их хотя бы разнести по катренам, будет ТО самое требуемое развитие темы для сонета. Но, даже положим, что нам и не нужен сонет, что мы не знаем и не хотим следовать твердым канонам, а Творим, - все равно, лучше было бы развести по четверостишиям независимые сети образов...

И нарисую инеем признанье,
Запру во льдинку грусть перед свиданьем;

На Образы Холода и Космоса как на гвоздики ассоциативно вешаем "нежность" "признанье", "грусть перед свиданьем"... Возможно, даже допустимо вести и два параллельных ряда, но опять-таки не приписывать их сходные действия (типа вышивки) или чувства. Иначе ассоциации распадаются на Хаос. Получается не сеть образов, а перечисление, скучное и трудно воспринимаемое...

Третий катрен:

Я запалю из ожиданья свечи;
Сплету из пламени любовь и радость;
И у порога прогоню усталость,
Что тенью улеглась на твои плечи;

Подключается третья сеть образов (в сонете здесь дело шло бы к развязке за счет побочной антагонистической темы). Огонь и пламя - антагонисты Холода из первого катрена. Чувственность: любовь и радость - вместо суеты, грусти во втором катрене. ЕСТЬ элементы противопоставления. Хотя и не столь явные, классические. Ну а кому нужная эта классика! Все интересное - скрыто в нюансах, исключениях.

И Ба-Бах! - заключение:

Растаял звук последний метронома…
Ах! Как я рада, милый, что ты – дома!

Чистый симфонический аккорд! Все подготовлено (1) и в нашем просонете, 2) и у ЛГ в Душе). Во время пришел, не застал врасплох! Так прекрасно, как в сказке.

Теперь стал ясен и сюжет. Романтическая ЛГ подготавливает себя к встрече с любимым. Но КАКАЯ это подготовка. Это большая внутренняя работа, вся Душа здесь чистится, осветляется. Чем больше это понимаешь, тем больше сияние излучает этот, давайте все же называть, сонет! Конечно, повезет тому, кого ТАК встречают...

Очень удачное, чистое стихотворение. Однако требует долгого вдумчивого прочтения. Большинство сонетов Шекспира (в переводе Маршака) воспринимаются моментально. Например, 96-ой сонет:

Те в шалостях младых тебя корят,
А тех пленяет молодость шальная;
Но ты в себя влюбляешь всех подряд,
Свои грехи под прелестью скрывая.

Фальшивый камень примут за алмаз,
Коль в перстень королевы он оправлен, -
И твой порок для восхищённых глаз
Покажется достоинством обставлен.

Как много агнцев обмануть бы мог
Злой волк, надев наряд из шкур овечьих!
О, сколько б ты сердец к себе привлёк,
Когда б красой своей решил увлечь их!

Не делай так! Ты мной ещё любим!
И честь моя – под именем твоим.

В чем магия легкости и доступности? Больше воздуха. Нет нагромождения конкурирующих образов. Ведь основную идею рецензируемого произведения можно выразить вообще несколькими словами: “внутренняя подготовка для встречи с любимым”. Не умоляя заслуги автора, должен сказать, что большинство читателей, очевидно, легче восприняли бы не три сети образов (в среднем по одной на каждый катрен), а вообще один-два, но ярких запоминающихся, как уместный эпитет-находка, типа:

Фальшивый камень примут за алмаз,
Коль в перстень королевы он оправлен, -
И твой порок для восхищённых глаз
Покажется достоинством обставлен.

Какой можно сделать общий вывод?! Разбираемое произведение, несомненно, глубокообразное, с интересными ассоциативными связями, приятное изнутри. И только в сравнении с величайшими произведениями, становится заметной некоторая громоздкость…

Вывод: автору - писать сонеты, шлифовать образы, искать новые интересные темы.


С Уважением,

*G | |_` \/ | R | @ |\| ~^~^~^~^~~ )))



Вскоре я получил автор мне написал ответ:




Спасибо огромное, Гильвириан! На будущее учту, потому что переделывать я ничего не умею. Обычно слова строятся сами собой, и если после окончания мне предлагается их переставить местами - то почти никогда у меня это не получается.
Дождь пересекается с ожиданием снега поздней осенью, когда уже так надоедает слякоть и хочется, что бы наконец-то всё стало праздничным, сверкающим и чистым. Если честно, то мне хотелось написать нечто романсовое, чтобы можно было подарить мужу на праздник. И эти слова я пою на слишком вольную интерпретацию музыки Алябьева. Спасибо Вам еще раз за доброе отношение и за то, что Вы не пожалели столько времени, чтобы отдать его мне.


Рецензии
Спасибо, Гильвириан! Жду Вас с критикой на своем сайте! Может взглянете еще и на Грустинки (на предмет: учла ли я Ваши замечания в новой пробе?) :) Критики я не боюсь никакой (у меня богатющий опыт - 8 лет совместного проживания со свекровью :)))
И жду Вашего разрешения на публикацию Ваших стихов и эпиграм в арабесках. :?) И всегда рада встречи с Вами :)

Светлана Митрошенко   30.07.2006 15:26     Заявить о нарушении
Конечно публикуйте, Светлана! Но почему Вы говорите во множественном числе. Сами ведь написали, что только одно из рекомендованных Вам стихотворений подходит?!

И посмотрим, кто грустит в "Грустинках"...

с теплом,

Александр Жгун   31.07.2006 05:33   Заявить о нарушении
Конечно, публикуйте, Светлана! Но почему Вы говорите во множественном числе. Сами ведь написали, что только одно из рекомендованных Вам стихотворений подходит?!

И посмотрим, кто грустит в "Грустинках"...

с теплом,

Александр Жгун   31.07.2006 05:36   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.