Две войны

(О нестареющем)


* * *
Я не любитель воевать:
в гробу видал я долг солдата,
мне на награды наплевать,
и не по нраву звон булата

и канонада аркебуз,
и звуки труб и барабанов...
Пусть говорят мне, что я трус, –
и возражать на то не стану:

трус? – что же, пусть... Но не баран,
бегущий за козлом на бойню!
Хоть я сейчас слегка и пьян,
но помню, что такое войны:

кровь, смрад, убогая жратва
(зато – пир блохам, вшам, воронам!)...
А жалованье? Чёрта с два:
ах, как забывчива корона!

Зверьё двуногое вокруг,
дерьмо всего людского рода!
Коль сыщется единый друг –
скорей, и он будет уродом:

в бою он, может, и спасёт, –
а ночью пустит кровь по пьяни!
А уж святой здесь – это тот,
кто тебя в кости не обманет...

Зной, холод, мокрые штаны,
понос, тоска, французский насморк...
В бесправии тут все равны
(конечно, коль ты не принц Габсбург!).

Но вот – всё это позади:
осада, штурм, бой... победа!
У ног град вражеский лежит –
награда воину за беды.

Но мне и даром не нужна
такая подлая награда, –
видать, брезглив не в меру я:
все признаки земного ада

в награде этой налицо
я вижу... Буйство пьяной банды,
потеха гнусных подлецов,
пир всех их низменных талантов, –

вот что такое «город – наш!»:
кровь, слёзы, стон, грабёж, насилье,
над беззащитными кураж...
Кошмар, земною ставший былью!

Мне одного такого дня
хватило постареть на годы...

Всё это – грязная война.
Но есть война иного рода.

Хочу с тобой я воевать
(но биться только в рукопашной!),
чтоб нам на пару обладать
твоей волшебной жаркой пашней.

Подобно рыцарям, что шли
в Святую Землю беззаветно,
взыскую я твоей земли,
чтоб воцариться в ней победно.

Войну ту буду я вести
по древним правилам искусства
(уж крошку похвальбы прости:
тебе со мной не станет грустно!):

я лаской буду воевать,
ещё – учтивым обхожденьем;
такой войне и лесть под стать,
коль честным вызвана влеченьем.

Хотя я страстью обуян
к сей вожделеннейшей победе,
не бойся! Избежишь ты ран,
а несколько почётных метин –

то не урон твоей красе,
но знак Венерина призванья!
Дороги изучу я все
к предмету моего желанья, –

без жертв ненужных обойтись
и вовсе воевать бескровно...
О предвкушенья миг, продлись!
Все чудеса, что так укромно

ты берегла в своей стране –
равнины, горы и ущелья, –
подвластны сделаются мне
(нет, то отныне – совладенье)!

Что, нет в твоей стране дорог?
Всласть поплутаю без дороги!
Как щедро сотворил всё Бог:
глаза, живот, грудь, губы, ноги,

ложбинка посреди спины,
густых кудрей лихая грива,
что с непокорностью волны
щекочет щёки мне игриво!..

И нежной шеи белизна,
и сладкое твоё дыханье,
и, как чуть слышная струна,
стук сердца под моею дланью...

Последний переход... Кусты,
подстриженные жестковато:
в саду блюдёшь порядок ты!..
Не ожидала супостата?

Или, напротив, так ждала,
что приготовила сад к встрече?..
Воспрянь, мой милый враг, пора,
уж бранный пир наш недалече –

отрада всех земных отрад:
ведь в мире нет желанней дива,
чем ты, награда из наград! –
И вот заветная та нива!

И, стоя на краю её,
о том лишь я прошу в молитве,
чтоб преломить на ней копьё
в решающей победной битве!

Копьё иль плуг?.. Не всё ль равно!
Копьём пахать – что ралом биться:
влюблённому всё в прок дано,
в страде Амура всё сгодится!

И мы сразимся раз, и два,
и три, и... сколько не устанем!
И, подкрепившись сном едва,
возобновим бой утром ранним.

И ночь за днём, за ночью день
желал бы я с тобой так биться:
ни слабость, ни разврат, ни лень
ко мне не смогут подступиться!

И, совершая наравне
с тобой в Любви земной открытья,
на благородной сей войне
не прочь и голову сложить я.

Смерть всё равно не обмануть:
придёт и в дверь не постучится,
произнесёт: «Пора, друг, в путь!», –
и мне придётся покориться.

Но я мечтаю, чтоб она
пришла забрать меня в час краткий,
когда, провоевав без сна
всю ночь (иль день) с тобою, сладкой,

я вновь победу одержу
и разделю её с тобою,
и веки тяжкие смежу –
сил накопить пред новым боем

в твоих объятиях...
 И вот
в тот миг, как буду не при деле,
тогда – пусть Смерть меня берёт!
Но только прямо из постели!

10.06.2006


Рецензии
Рецензии не прочитал, могу повториться.
В целом, опять же, хорошо. И XVII век вполне ощутимый, и тематически, и стилистически. Но ЗАТЯНУТО - даже для XVII века. Бёрнс написал то же коротко и афористично ("Строчки о войне и любви"), позже, конечно, но Вам-то его урок уже известен))
По частям:
1. Наплевать / воевать - слабовато не то, что рифма глагольная, а что непроизвольно вспоминается Ю. Ким из "Бумабараша": Наплевать, наплевать / Надоело воевать. / Были мы солдаты, / а теперь до хаты.
...кровь, смрад, убогая жратва - Вся строфа хороша.
2. скорей, и он будет уродом - ударение падает на "будЕт"
3. рода / уродом - однокоренная рифма, не фонтан (как "родился / уродился").
4. кто тебя в кости не обманет - тот же ритмический изъян: кто тЕбя в кости...
5. В бесправии тут все равны - "тут" в середине строки звучит как эксплетива (вставка, чтобы заполнить место). Лучше звучало бы: Здесь все в бесправии равны, или даже Тут все в бесправии равны...
Рифма насморк / Габсбург хотя и не совсем точная, но звучная, отличная находка!
6. (конечно, коль ты не принц Габсбург!) - а вот строчка подкачала: опять ударение на "не", а важное слово "принц" в этой позиции выговорить невозможно. Почему не оставить просто: (конечно, коли ты не Габсбург!)?
7. осада, штурм, бой... победа! - потерялся слог (осада, штурм, боИ, победа), но "бой" после штурма встает не очень ладно, "штурм" - собственно, уже "бой". Я бы, может, вставил: осада, штурм, резня... победа!
8. позади / лежит - совсем плохая рифма.
9. не нужна / не в меру я - тоже никуда не годится.
10. пир всех их низменных талантов - "всех их" - коряво; может, "пир самых низменных талантов"?
11. Потом идет водораздел, после которого начинается фактически второе стиховторение - контраверза к первому, о нем надо говорить отдельно.

Энди Белл   04.02.2015 02:48     Заявить о нарушении
Вы, оказывается, умеете быть просто маниакально добросовестны в разборе деталей. Спасибо! Постараемся учесть, если только получится.

Вы профессиональны в поэзии, хоть слегка? Ваши разборы наталкивают на такое подозрение. Я-то - вроде известного гитариста (не уровнем, конечно), не знавшего нот. Но поэзия в этом смысле ещё демократичнее музыки, я радуюсь этому.

Алексей Хмельной   04.02.2015 03:06   Заявить о нарушении
Я не профессионал в том смысле, что на сочинительстве не заработал ни копейки, для меня это чистое развлечение))
Но о стихотворной технике я знаю практически всё, даже давал частные уроки, так что привык разбирать тексты любой формы и длины))

Энди Белл   04.02.2015 03:37   Заявить о нарушении
Лихо, чёрт возьми... Никогда не предугадаешь, кого где встретишь, воистину!

Алексей Хмельной   05.02.2015 06:40   Заявить о нарушении
Вторая часть (как, за исключением указанных огрешков, и первая) сделана в целом хорошо. Она слишком стилизована под XVII – XVIII вв., слишком эвфемична и куртуазна, чтобы создать продуктивный образец СОВРЕМЕННОГО эротического стихотворения, но это мило и остроумно.
Огрешки:
«Войну ту буду я вести» – «войну ту» по звучанию некрасиво, скажите «Атаку буду я вести» или «Осаду буду я вести», «Сраженье буду я вести» и т. п.
совсем плохая рифма: ущелье / совладенье
«что приготовила сад к встрече?» – трудно выговорить
«впрок» пишется вместе
«возобновим бой утром ранним» – та же беда, ударное слово на безударном месте; скажите: «продолжим дело утром ранним», «опять сойдемся утром ранним», «перепихнемся утром ранним» и т. п.

Энди Белл   17.03.2015 14:40   Заявить о нарушении
Хы, спасибо за добросовестность-буквоедство! В одном неправы с русским языком: "впрок" - про запас, "в прок" - в пользу, сгодится, т.к. прок - польза.

Спасибо!

Алексей Хмельной   17.03.2015 22:03   Заявить о нарушении
Задумался вот сейчас: а практиковалось ли 350 лет назад в Европе женское бритьё? А то у меня в тексте - "кусты, подстриженные жестковато"...

Алексей Хмельной   17.03.2015 22:09   Заявить о нарушении
На это произведение написана 21 рецензия, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.