Единая для всех

Догадываюсь, что загадочное сочетание латинских букв возбудило Ваше любопытство и заставило заглянуть на эти страницы. Но, прежде чем я открою секрет этой таинственной формулы, хочу предложить Вам провести небольшой эксперимент.
Попробуйте сейчас одновременно закрыть глаза, вытянуть под столом ноги, правой рукой хлопнуть по столу, а левой взять себя, например, за ухо.
Сколько времени это у Вас заняло? Правильно, не более секунды.
А теперь попытайтесь засечь время, за которое Вам удастся вслух прокомментировать все Ваши действия. И если Вы уложитесь в пять секунд, это будет фантастический результат.
И вот теперь давайте задумаемся над тем, почему между нашим действием и его описанием существует такая столь значительная разница во времени.
Не сомневаюсь, что собственный жизненный опыт, образование, понимание жизни дадут Вам ответы на этот вопрос. Тем не менее, я хочу предложить Вам еще одну и весьма любопытную точку зрения. И вышеупомянутая формула будет моим аргументом, с которым Вы вправе соглашаться или спорить. Но давайте все же сначала пустимся в путь, чтобы в конце его подвести итоги…


ЕДИНАЯ ДЛЯ ВСЕХ

Этой формулой в разных модификациях вы пользуетесь ежедневно с утра до вечера. Ту же формулу Вы привлекаете в помощь и сейчас, читая эти строки. Эту формулу в данный момент использую и я. Благодаря этой формуле Вы меня понимаете, да и я пойму Вас, если на мой адрес придет Ваше сообщение. Это формула того, что обычно размещается между двумя точками при письме. Это формула предложения, мысли, столь необходимая нам для того, чтобы поделиться этой мыслью с теми, кто в состоянии ее понять.
Попробую раскрыть суть этой любопытной формулы AS+CP+AO, где:
S – субъект мысли, обычно производящий какое-либо действие;
Р – действие само по себе, процесс (предикат);
О – объект, над которым или с которым производится действие;
А – характеристика S и О (атрибут);
С – характеристика действия (обстоятельство).
Собственно говоря, это формула, какую мы вправе применить к любому предмету (живому или неживому), находящемуся в непосредственной близости или, например, в Антарктиде, к любому процессу, который мы наблюдаем или воображаем.
В самом деле, оглянитесь вокруг себя, и Вы увидите, что Ваш (А) компьютер (S) стоит (Р) на столе (О), Ваша (А) рука (S) мягко или резко (С) нажимает (Р) на правую или левую (А) кнопку (О) мышки (А) и т.д. Самое интересное, что я, даже не зная Вас в лицо, в состоянии описать Ваши действия, пользуясь той же формулой, что и Вы. Мы понимаем друг друга, вставляя в формулу понятные нам символы (слова), обозначающие то или иное проявление материи в ее бесстрастном движении по спирали времени.
Хорошо, когда эти слова-символы нам понятны, но стоит в той же формуле заменить понятные символы другими, и мы сразу же сталкиваемся с большими трудностями. Действительно, кто бы мог подумать, что следующее предложение Лепи момак jако воли поносну плавушу (сербско-хорватский язык) аналогично фразе Красивый парень любит гордую блондинку (ср. укр. Гарний хлопець кохає горду білявку).
Формула здесь одна, а символы – разные. Понятно, что английский, французский, китайский и другие языки представят свои варианты этой фразы, столь же отличные от русской, как мы только что наблюдали. Но, произнося это предложение каждый по-своему, и русский, и француз, и китаец, и серб будут думать одинаково. Не думаю, что все они прибегнут к сильно отличающимся в грамматическом аспекте вариантам комментария того события, что может произойти, если упомянутая нами блондинка решительно изменит свой имидж.
Давайте же посмотрим, что в этом случае скажут:
Русский - Она изменила цвет волос
Серб - Она jе променила боjу косе
Француз - Elle est changee le couleur de cheveaux
Англичанин - She has changed the colour of hair
Украинец - Вона поміняла колір волосся
Как видите, слова здесь разные, а формула – одна (попробуйте самостоятельно расставить ее компоненты во всех фразах, и тут же убедитесь в этом). Представители разных народов подумали об одном и том же разными словами, но грамматически одинаково. Интересно?
А давайте пустимся еще в один эксперимент. И в нем я предложу Вам родиться заново.
Итак, таинственное чудо рождения состоялось, и Вы, неумело размахивая ручонками и ножками, начинаете знакомиться с окружающим миром. Понятное дело, что органы чувств, дарованные нам природой, позволяют Вам с первых же дней понять трехмерность пространства. Вы видите стены комнаты, в которой стоит Ваша кроватка. Вы видите лампу под потолком, большую кровать неподалеку, стол чуть подальше. Вас окружает огромное количество предметов, какие попадают в поле Вашего зрения, и все это фиксируется в мозгу. Вы еще не знаете, как они называются, но Ваш мозг как бы сканирует все эти предметы и откладывает в свои запасники отсканированные образы этих предметов, включающие всю собранную органами чувств информацию о них. Слов еще нет, Вы их не слышали и не знаете, что это такое, а образы, понятия уже живут в Вашем сознании, и Вы в состоянии оперировать ими все лучше и лучше, так как в запасники мозга с каждым днем приходит все больше и больше информации, и мозг не просто накапливает ее, он устанавливает причинно-следственные связи, анализирует происходящее и оптимизирует информацию по мере ее пополнения.
Вместе с пространственной информацией к Вам приходит и понимание времени. Все начинается с движения: видимые предметы, люди перемещаются в обозреваемом Вами пространстве. Вы еще не связываете действие с временем в сознании, тем не менее, любая видимая, ощущаемая Вами информация складывается в мозгу, чтобы позднее на базе уже осознанного материала подвергнуться тщательному анализу и превратиться в четкое понятие.
Но перейдем от философских комментариев к практике. Итак, Вы (пусть Ваше сознание определило Вас как (S) лежите в кроватке (S1) в комнате (S2) рядом с большой кроватью (S3) неподалеку от стола (S4). Во рту у Вас S5, в руке – S6. Кстати, и рот, и рука – тоже определенные S, но позволим себе для удобства сейчас называть их реальными именами. Удивительно, но этот S5 у Вас во рту не просто находится, а с ним что-то происходит. Вы еще не понимаете, что сосете соску, но уже ясно себе представляете, что происходит какое-то действие, процесс, причем не соска сосет Вас, а Вы – ее, и это легко установить, прекратив сам процесс: сразу становится ясно, кто его инициатор. Сознание моментально определяет процесс как особую категорию понятий (Р) и устанавливает связь «инициатор-процесс» (S+Р).
Позвольте, скажете Вы, а как же соска? Ведь она тоже была S, пусть S5, но все же S?
Вспомните, Вы сами установили, кто инициирует данный процесс. Значит, говорит Ваше сознание, любой предмет, производящий действие, определяется как S, а тот, с которым это действие происходит, должен классифицироваться как-то иначе, пусть это будет О. И впредь любой подобный предмет будет относиться к этой категории.
Ура! Схема заработала! Я сосу соску. S+P+O.
Проверим еще. Я трясу погремушкой. S+P+O.
Я слышу погремушку. S+P+O.
Я выплюнул соску. S+P+O.
Погремушка упала. S+P.
Я плачу. S+P.
Видите, как много информации можно получить даже с двумя-тремя предметами. Но не забывайте, что слов еще нет. Ваш мозг оперирует пока только понятиями. Язык, а точнее, владение им, придет позднее. А вместе с языком придет и национальность. А пока Вы не заговорили, Вы ни украинец, ни испанец, ни еврей. Вы – просто человек, гражданин планеты Земля, который, не владея еще каким-либо языком, обладает магической формулой, которая помогает понять окружающий мир и жить в нем.


Рецензии