Залечь в траву, впечататься, дышать...

Залечь в траву, впечататься, дышать
на остроге её повисшим небом...
Свеченьем неразменного гроша
обогащён в Литву сбегает Неман -

где ловлена в теченья параллакс,
отражена, озвучена, беспечна
в свечах недопрорезавшихся глаз,
Чюрлёнисом окрашенная Вечность.

Где редкий чёрт ещё не заточён,
своей музейной редкостью потворен
за левым упокоиться плечом,
глашатаям внимая колоколен.

Окаменелости готических тортов,
величием десницы божьей ближе,
лоснясь, Наполеон пылал, готов
услать к столу сластолюбивого Парижа.

Где в спеси красок тонущий Тракай
идёт ко дну глазному ровным строем,
и сколько ты глазам ни потакай -
всех не впитать им, не вместить обоим.

Где тёплым оком из наполненных небес
родится свет меж облаков пернатых,
изображая дюны, море, лес,
для соискателей скупой слезы Юрате,

пока ко времени, послушному кресту,
по-княжески сходя неторопливо,
за окоём скользящую звезду
Господь заботливо не трогает огнивом.


Рецензии
Ну замечательный стих!
Есть просто великолепные места!
Он описательный, но не плоскостный, и здесь это концептуально (то, о чём мы говорили).
Однако, при всём при том, в образной логике всё же имеются небольшие проколы.
Если захочешь, напишу.

Стран-Ник   09.02.2012 01:12     Заявить о нарушении
а то) конечно, хочу)
ничего плоскостного у меня нет)

Олег Калиненков   09.02.2012 05:47   Заявить о нарушении
Я заметил.:)
Напишу, Олег, обязательно, просто я сегодня занят (в инет ненадолго выскочил).

Стран-Ник   09.02.2012 20:39   Заявить о нарушении
Привет, Олег! :)
Прости, что задержался с ответом, как-то не хотелось писать в спешке. Вот что думаю по поводу твоего стихотворения. Традиционно не настаиваю на том, что стопроцентно прав. Можешь с чем-то соглашаться, с чем-то нет, можешь вообще при своем видении остаться, а можешь что-то с пользой для себя употребить на стихотворческой "кухне" :)
Что касается текста...
Пейзажная лирика. Во-первых, бросается в глаза некая общая вычурность текста, что в общем-то и не плохо, если в образ и к месту. В данном случае не противоречит концепции стиха, хотя кое-где и выглядит нарочитой.
Первые две строки отличные и задают тон стихотворению.
Следующие две строки оставляют ощущение вычурной неточности.
"Обогащен свечением" - конструкция в другом случае может и была бы корректной, но "обогащен свечением гроша" - вызывает вопросы и ненужные автору метания читательской мысли в поисках ассоциативной разгадки нелогичного образа. Оказывается написано в прямом смысле.
Это разочаровывает...
Во втором катрене меня лично в чудесных строках:
"где ловлена в теченья параллакс,
отражена, озвучена, беспечна
в свечах недопрорезавшихся глаз,
Чюрлёнисом окрашенная Вечность"
раздражает примитивное и неточное слово "окрашенная", обрекающее тонкий и эстетский образ звучать с этакой колхозной интонацией.
Надолго задумался над третьим катреном. В каком из смыслов не употребляй "потворен", всё равно возникают вопросы к логике фразы.
В следующем катрене та же история.
"К окаменелостям готических тортов,
величием десницы божьей ближе,
лоснясь, Наполеон пылал, готов
услать к столу сластолюбивого Парижа"
Как это соотносится с логикой - "величием десницы божьей ближе"?
И вообще смысл этого катрена остался мною не понят, хотя и прочитана аналогия с готическими тортами.
Почему крепость на воде идет ко дну глазному (кстати, отличный образ) "строем"? И кого "всех" не впитать им (глазам, как я понимаю)?
Как можно "теплым оком" родиться свету? Аналогии-то считываются, но потом (задней мыслью), а зрительный образ путается еще больше из-за слишком больших и частых изменений внутри стиха границ допустимой условности.
"свет, изображающий" - слово "изображающий" то же самое примитивное звучание придает чудесно задуманному катрену.
Финал нравится в задумке. Смыслы и зрительные образы в общем-то считываются, даже несмотря на некоторую витиеватость. Хотя "заботливо не трогать" - в этой, заданной в начале стихотворения, образной логике, всё-равно смотрится неосмысленной красивостью.

Это придирки(ну ты сам просил). :) В целом, в стихотворении очень много хорошего и оно даже в таком виде смотрится выигрышно по сравнению с большей частью нашей стихирской пейзажной лирики. Недаром я назвал его замечательным!
Я бы сказал еще так: обладая верным глазом и чувством прекрасного, у тебя не получилось выстроить цельный худ. образ из-за отсутствия правильного понимания что есть образная логика в искусстве (или композиция) и что такое есть худ. образ, как таковой.


Стран-Ник   10.02.2012 21:49   Заявить о нарушении
спасибо.
вычурный, конечно, и слава богу, что каждой своей строкой)
ты так много строк не понял - с чего же он тогда замечательный?
пройдусь по ним по порядку.

"Свеченьем неразменного гроша
обогащён в Литву сбегает Неман" - я не понял какие метания, и что тут написано в прямом смысле? лежишь на берегу Немана под Гродно в Белоруссии, считаешь звёзды и вспоминаешь Литву, куда и сбегает воровато Неман, обогащенный светом белорусской луны (неразменного гроша). неразменного, потому что он один и на литву и на беларусь.

"в свечах недопрорезавшихся глаз,
Чюрлёнисом окрашенная Вечность"
почему "окрашенная" придаёт колхозную интонацию
Чюрлёнис изображал вечность, как и дружбу - то чему нет очертаний.
окрашенная подразумевает, что структурно вечность передана абсолютно точно, он лишь раскрасил её.

Потворный - изнеженный, избалованный потворством.
Потворчивый - склонный к потворству, потакающий.
Потворить - ..........
Потворен, стало быть, страд. прич.
"редкий чёрт...своей музейной редкостью потворен...упокоиться..."
его музейная редкость потакает его желанию упокоиться за плечом, дабы не быть заточённым ... в музей чертей в Каунасе.

"К окаменелостям готических тортов,
величием десницы божьей ближе,
лоснясь, Наполеон пылал, готов
услать к столу сластолюбивого Парижа"
вот тут есть что не понять. Наполеон хотел разобрать один из соборов, перевезти и собрать в Париже. не успел)
иначе говоря: "Наполеон, будучи своим величием десницы божьей ближе и пылая (страстью) к окаменелостям готических тортов, готов был услать их к столу сластолюбивого Парижа."

"Где в спеси красок тонущий Тракай
идёт ко дну глазному ровным строем,
и сколько ты глазам ни потакай -
всех не впитать им, не вместить обоим."
замок на воде идет ко дну глазному (кстати, отличный образ) "строем" потому, что он есть "строение"(строй - Система построения чего-л.) "всех" - не впитать им? - красок - это единственное слово в строфе во множественном числе.

"Где тёплым оком из наполненных небес
родится свет..."
"родится" - в настоящем времени.
это можно прочитать двумя способами. вернее любым из них. ибо они не противоречат друг другу.
первый: посредством тёплого ока из наполненных (светом) небес родится свет (лозой из земли родится виноград)
второй: в виде тёплого ока из наполненных небес родится свет (ребёнком из лона родится бог).

"заботливо не трогать" там, по-моему, нет)
есть: "родится свет...пока...звезду господь...не трогает огнивом."
или "пока заботливо не трогает"

мне кажется, что я прекрасно понимаю всё вами упомянутое в последнем абзаце)
да и мне самому нравятся больше сложные стихи, которые по достоинству можно оценить только читая их по памяти.

Олег Калиненков   11.02.2012 01:03   Заявить о нарушении
Замечательный в отдельных образах! :)
Это как смотришь картину: там красиво драпировка написана, там - домик, там - дерево, там фигура, а всё вместе - дробно. Зацепиться глазу не за что и что сказать хотел, непонятно...
Опять могу порекомендовать все твои объяснения отдельным текстом публиковать, рядышком... :) Ну, ты понимаешь, к чему я это говорю.
Думаю, как бы сложно не писал, всё-равно должно считываться. Ты же не ребус сочинял... А смысл образа, допустим, про обогащенный Неман "обогащенный светом белорусской луны (неразменного гроша). неразменного, потому что он один и на литву и на беларусь" считать невозможно, даже отгадать и то не получится (ключа не дал)... :)
Вот только ты один и знаешь. :)
Конечно, можно и так писать, наверное. Но я всё же сторонник того, чтобы писать просто о сложном, а не сложно о простом... Именно в этом вижу смысл работы художника и именно такие стихи считаю высшим пилотажем.
В любом случае, интересно было с тобой пересечься. Думаю, мы с тобой можем быть друг другу иногда полезными в части незлобной критики! :))
Успехов тебе в продвижении собственного взгляда на творчество!

Стран-Ник   11.02.2012 23:16   Заявить о нарушении
думаю, Ник, как бы просто ты ни писал, завсегда найдётся читатель, для которого стих твой считываться не будет)
первая строфа написана проще некуда. если кто-то ищет неразменный грош в карманах у ЛГ, это ещё не значит, что образ сложный)
"высший пилотаж" никак не связан со сложностью метафор.
и Есенин и Бродский - летали одинаково высоко.
и взгляд свой на творчество я не продвигаю)
тем более на стихире.
это тот случай, когда тебя либо понимают, либо нет.

Олег Калиненков   12.02.2012 05:44   Заявить о нарушении
Вот ведь любишь задеть собеседника исподволь... :)
Плохая черта. Высший пилотаж, согласен, со сложностью метафор не связан и вообще разный может быть (смотря на каком самолете летать) :) Насчет Есенина и Бродского тоже с тобой согласен, хотя декларированное мнение, как ты уже понял, для меня ничего не значит без аргументации (ну тут у меня своя есть). :)
Ты не обижайся, если я тебя задел неосторожным словом. На самом деле ко всем подвижникам и увлеченным людям отношусь с большим уважением.
Твои стихи всегда читаю с интересом и понимаю их! Просто у нас разговор о принципах и подходах ведь зашел. Образ с неразменным пятаком как-раз простой, красивый и интересный, но для чего-то поданный специально таким образом, чтобы "никто не догадался", Об этих перегибах говорю.
Удачи тебе в твоём подвижничестве!
(такое принимается пожелание?):)

Стран-Ник   12.02.2012 22:06   Заявить о нарушении
да любое принимается)
даже "объяснения отдельным текстом публиковать"))

"Образ с неразменным пятаком как-раз простой, красивый и интересный, но для чего-то поданный специально таким образом, чтобы "никто не догадался""(С)
то есть ты альтруист) тебе надо, чтобы все догадались, поэтому ты сделал вид, что и сам из непонятливых, пошел на то, чтобы быть исподволь задетым ради их права определять - где дан ключ, а где нет))
я тут погуглил и нашёл след. строки:
"Над нами так же светит вдохновенно
Извечно неразменный грош луны."
всё понятно, да? только в чём сходство луны и гроша в данном контексте? да никакого. это ещё нужно доказать.
у меня "обогащенный этим грошом Неман сбегает", а грош остается неизменным.
гораздо важнее подтвердить правомерность слова "грош", нежели доказывать, что он и есть луна.
и даже если втиснуть слово "луна" в текст, оно будет только отвлекать, ибо никакие другие качества луны не рассматриваются.
а стихов для недогадливых достаточно пишут)
за них не переживай)

Олег Калиненков   13.02.2012 02:58   Заявить о нарушении
Передергиваешь. :) Нет, я не догадался, пока ты не объяснил. :)
Думаю, что высказываюсь достаточно ясно всегда.
Каждый из нас прав в чём-то, и, возможно, в чём-то не прав.
В чём именно - жизнь покажет. Лично я вполне допускаю, что по мере приобретения новых знаний, мой взгляд на стихосложение может еще поменяться (в нюансах). :)
Пойдет такой финал нашего разговора? :)

Стран-Ник   13.02.2012 10:18   Заявить о нарушении
не передёргиваю. наверное меня эта фраза попутала:
"Твои стихи всегда читаю с интересом и понимаю их!"

финал хороший, неожиданный)
ради него нам стоило всё это написать)

Олег Калиненков   13.02.2012 12:47   Заявить о нарушении
Не, ну ты тип... :)
Я понимаю твои стихи, твои творческие мотивации и отчасти ход твоих мыслей, но и твои концептуальные заблуждения вижу тоже.
Моя последняя фраза говорит о том, что я, как человек в развитии, не исключаю на данном временном этапе каких-то заблуждений и у себя... :) Надеюсь, что ты не закоснел в уверенности в собственной абсолютной правоте? Это ведь не твой потолок? Ты ведь собираешься совершенствоваться и учиться?
Удачи тебе!

Стран-Ник   13.02.2012 13:25   Заявить о нарушении
о, как хорошо, что вы здесь)
у меня машина не завелась)
думаю, это потолок. старенький я уже развиваться)
и надеюсь, что никто и никогда лучше меня "неразменный грош луны" не обоснует)
а также думаю, что ничьего сознания это, конечно, не перевернёт.
я вообще, Ник, считаю, что развиваться бессмысленно. нельзя изменить своего способа мышления. те, кто пишет о "бельмах непонимания" и "бельмах тишины" так и будут о них писать, при этом думая, что развиваются.
то что мы можем принять за развитие у хороших поэтов - это лишь прикладывание своего способа мыслить к новым темам, более глубоким.
будет день - будет пища для размышлений, а вы всегда останетесь самим собой.

Олег Калиненков   13.02.2012 14:31   Заявить о нарушении
тьфу ты)
ты останешься, конечно, ты)
а ты говоришь развиваться, с таким-то склерозом)

Олег Калиненков   13.02.2012 14:45   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.