Когда мы возникли друг в друге...

КОГДА МЫ ВОЗНИКЛИ ДРУГ В ДРУГЕ... *
(Конкурсная рецензия-эссе на стихотворение Даши Баталиной "...ВРЕМЯ ПУЩЕНО...")
 
....время пущено...
 
нам собою не стать
даже если вернуться к началу
по колено в ручье
выручая вчерашнюю мелочь
пересохнут уста
расплетутся запястья устало
ибо с каждым глотком
под корой разливается немощь
скормим ветру подолы
изорванных в клочья рубашек
что достались за так
за от боли прикушенный палец
наша доля теперь
с каждым выдохом делаться старше
время пущено вскачь
сорвалось перепуганным зайцем
наше жадное счастье
до капельки выцедить жажду
испечет наши лица
изгложет морщинами руки
нам себя не вернуть
разве вместе исчезнуть однажды
время пущено вспять
в час когда мы возникли друг в друге
 
http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45=67820=91
 
 
Даша Баталина в прямом смысле слова - "молодой" автор, вчерашняя школьница, а ныне- студентка первокурсница .Думаю, я не ошибусь, что приведенное мною выше произведение Даши даст фору многим и многим стихам зрелых авторов, выставленным на конкурс.
Здесь есть всё, что я лично ищу в поэзии- музыка; смысл, да не просто -а..право и левополушарный смыслы: над- и -подсмыслы и подспудные их течения да переливы (чтоб и для правого и для левого полушария кайф поймать)!; техника на уровне ....(ну не буду !) ;энергетика, чтоб произведение захватило в свой водоворот и несло к финалу и далеко за его пределы в собственные читательские моря да глубины ; интонация, авторская,неповторимая (я очень ценю этот кушнеровский критерий-). Интонация, ведь отражает гармоническую тонику ладов души автора, как инструмента для извлечения особой музыки поэзии!
Эмоциональный ручей Дашиных стихов смывает читателя с родных берегов уже с первой строки и несёт, то бурно захватывая в болевые воронки, то отпуская, просачиваясь под острова смысла и перескакивая через камушки «над» и «под»- смыслов, несёт властно, то заставляя сердце трепетать перепуганным зайцем , то разливаясь к окончанию по равнине глубоченного по сути своей финального четверостишия- до самого устья, где смешивается с водами бескрайнего моря поэзии.
Ритмическая организация стихотворения -на основе классического анапеста как нельзя более отражает переливы ручья- как фоново действующего образа (!), запущенного механизма времени, времени, которое и есть ещё один персонаж стихотворения Даши (наряду с его героями - юными смятенными , растерянными слегка даже ошеломлёнными -влюблёнными), ...Лирический голос стихов обозначен местоимениями второго лица -МЫ, НАС. Местоимения "Я" не существует в космосе этих стихов!
Mногозначительность и поэтическая глубина, многоплановость образа ручья - меня восхищает безмерно! Ручей- это начало реки юной жизни ,и поэтический фон ручья как нельзя более подходит к психологическим переливам тонких настроений и кружению смысловых воронок и психологических нюансов - мгновенных импрессий состояний этого лирического "МЫ" в стихотворении Даши . Ручей- он и символ начала, весны, юности, и в то же время реминесцирует к расхожему образному понятию реки( река жизни, река забвения, Лета или Стикс - пресловутые, куда несёт свои воды любой ручей на Земле.). Герои стихотворения (МЫ) столь юны, они так спешат "жить, думать ,чувствовать, любить, свершать открытья ", познавать в этой жизни всё, торопливо, взахлёб,и в то же время глубоко :
 
Bcе видеть, все понять,
все знать, все пережить!
(М.Волошин)
 
. ..И в этом бурном начале реки своей жизни, когда она ещё не перешла на спокойное и полноводное равнинное течение определённости- они растерянно ищут те зёрна своей индивидуальности, которая заверчена , деформирована теперь новыми условиями , новыми вспыхнувшими чувствами и отношениями, закружившими их, так же серьёзно, как и безвозвратно...
Цельность личности, даже сильной и гармоничной, нарушается сильным чувством к другому человеку. Любящий уже - не "Я".В нём водворилось " возникло" ещё одно "Я" .Он-уже только МЫ. "Нам собою не стать..."
 
.... даже если вернуться к началу....
под корой разливается немощь.
 
НЕМОЩЬ. То есть Себя в себе уже нет.
Уже нет Того Я: нельзя дважды войти в ручей!Вот ещё одна прелестная поэтическая изюминка этого образа -ручья юной жизни: нельзя вернуться к себе вчерашнему, как нельзя дважды вступить в одну реку. Аллюзия в эту пословицу , скрытая суггестия стихии ручья, уносящего частички самости героев ,не может , по-моему, не пленить читателя.
Дальше прелестными строками :
 
"скормим ветру подолы
изорванных в клочья рубашек
что достались за так
за от боли прикушенный палец",-
 
развивается тема отрицания мысли "СВОЯ рубашка ближе к телу "и "родился в рубашке" , и ещё "встречают по одёжке "(рубашкам)....
Эти -СВОИ рубашки героям уже ЧУЖИЕ. Теперь чувство так захватило их , что и оболочка эта- ближайшая к душе- кожа, рубашка- своя, доставшаяся ...не в любви ...а распашоночно напяленная заботливой рукой мамы ( есть ещё трактовка "смирительная" -рубашка, и я обе трактовки приемлю и имею ввиду ,и люблю в этом многомерном многоуровневом контексте стихотворения Даши) уже не значима, и не нужна. Она скормлена ветру- упрямой стихии первых взрослых страстей....
Не могу отделаться от реминисценции к своему (прости, Дашенька, нескромность, "ПРЕЛОМЛЕНИЮ"), уверена ты поймаешь нить :
 
......Каждый мой вдох-
твой выдох-
и общие вены
..............
 
Разделив друг с другом кожу,
Мы утратили причину
Говорить слова, что ложно
Преломляются пучиной.
 
В темноводье нашей плоти
Не маячит свет сознанья ,
И уволен переводчик,
Искажающий признанья.
 
Исчезновение себя, исчезновение друг в друге, поиски своего начала, жадная жажда счастья, и такая растворенность друг в друге, что себя одного уже и не найти, не выделить, не уЛИЧить, и не обЛИЧить; потеряно своё обличье, возникло сплошное мы, влюблённые, не идентифицирующие себя друг без друга...
 
наша доля теперь
с каждым выдохом делаться старше
время пущено вскачь
сорвалось перепуганным зайцем -
 
Немного страшно, что младенческие одёжки отданы ветру, что истоки ручья со вчерашней уплывшей мелочью - стремительно уходят из новой переполненной жизни, и жаль юности и страшно взрослеть
(" с каждым выдохом делаться старше") , и в то же время хочется жить, и любопытно , и неутолимый голод до счастья назрел, и птенец Птицы Счастья разевает свой ненасытный клюв: надо кормить "наше жадное счастье". НАШЕ, потому что МОЕГО счастья у НИХ нет , как и МОЕЙ рубашки и МОЕЙ кожи.
 
нам себя не вернуть
разве вместе исчезнуть однажды
время пущено вспять
в час когда мы возникли друг в друге
 
Потрясающий финал:
 
Время не может больше разделять, только соединять, вплоть до исчезновения ,полного растворения своего Я, чтобы вместе заново родиться друг в друге - уже сразу новой сущностью --- НАМИ. Потому "вспять", что назад к рождению , но не к рождению "Я плюс Я ". К рождению "МЫ."
И конечно, нельзя не отметить 2-ю музыкальную тему Дашиной симфонии , давшую ей название "...время пущено..." .
Всякий , самый бойкий и юркий ручей рано или поздно смешается с водами этих самых "Стикса , Кацита и Леты" , и , как сформулировала сама Даша , " еще не осознано, не "поверено" в то, что ТАКАЯ любовь может быть продолжена за пределами белковой жизни - на уровне бессмертных астральных субстанций". Механизм пущен.
....Потрясающий образный и эмоциональный мир создала юный автор. Мир, в который входишь и сразу растворяешься в её "ручье". Многомерный Космос состояний души, психологическая Симфония по охвату волнующих общечеловеческих тем и форме их отражения.
Поэтический импрессионизм: свежесть и непосредственность восприятия жизни, изображение мгновенных, как бы случайных движений и ситуаций двух душ и в их едином лирическом "МЫ", кажущаяся неуравновешенность, фрагментарность композиции, неожиданные точки зрения, ракурсы, срезы восприятия, движения мысли, настроения... и при этом целостность художественного произведения : ничего лишнего.
Ей-Богу , не хочется говорить о рифмах и прочей кухне: все приёмы так органичны , так гармоничны телу стихотворения , что говорить о них- как отрывать и рассматривать руки-ноги! Наряду с точными, классическими концевыми рифмами (жажды -однажды), Даша умело пользуется созвучиями целых строк , а это уже рука Мастера (выручая вчерашнюю мелочь- под корой разливается немощь). Юный автор владеет и таким изысканным приёмом, как звукопись: "ветреные строки" пишет, как будто партию ветра исполняет. Смотрите, где о нём, ветре:
 
скормим ветру подолы
изорванных в клочья рубашек
что достались за так
за от боли прикушенный палец
 
Сколько здесь звуков от его, Бореевой песни: О, У, А, И. Сколько сочетаний шуршащих , лепечущих листвой согласных( кл, уш, аш, ал). и звень разбитого невзначай стекла есть(з,з)!
 
... Потрясающая энергетика, экспрессия у этого стихотворного полотна юного Художника!
 
...Потому что - Поэзия.

 *За это эссе-рецензию я удостоилась лауреатства на открытом международном конкурсе "Поэзия", организованном Международным союзом писателей "Новый современник" в номинации "рецензия на конкурсное произведение".

  Rakita72 <rakita72@mail.ru>


Рецензии
удивительны и стихотворение и рецензия ... стихотворение довольно слабое, а рецензия- прогулка рецензента по своим воображениям и начитанным смыслам...
( все сказанное касается только текстов, с авторами не знакома, но отношусь к ним с глубоким уважением. А так же, мнение это - мое, и только.)

Рецензия, на мой взгляд, слишкам длинная, не адекватна рецензируемому тексту, то есть - его содержанию и форме... Рецензент поместил в рецензию свои познания и привязал их к тексту, додумывая его смысл... удивительно то и другое своим несовпадением, не принадлежностью друг к другу...

С самого начало не понятно, о чем идет речь в стихотворении? О любви, или,... это - философия о краткости жизни? Или - то и другое, (почему бы нет?) вместе? но, есть НО и не одно...

По тексту стихотворному:
...."изгложет морщинами руки" - строка не только из ритма выбивается, но и как метафора- очень сомнительна образом "глодание рук"...
Далее: и что это значит- "нам собою не стать"-? Почему - не стать? Или: Для чего надо стать собой? ... случайная фраза... ? От чего печаль? От прихода старости?... Или от : " ...нам собою не стать..."? Кем это- не стать -"самим собой"? Человек меняется всю жизнь, познает истину, во всяком случае, старается познать ее... меняется ежедневно, если не мертв,... и где эта начальная фаза- когда ты "сам собой"? То есть, фраза не только не вызывает восторга (...Цельность личности, даже сильной и гармоничной, нарушается сильным чувством к другому человеку. Любящий уже - не "Я".В нём водворилось " возникло" ещё одно "Я". Он-уже только МЫ. "Нам собою не стать...), но вызывает ощущение случайности, за коей должно последовать что- либо, оправдывающее этот "чувственный" штамп. Возможно, имелось ввиду : " прежними" не стать? Но это- не "собою" не стать.
Цельность личности(мнение не мое собственное) в ее способности воспринимать окружающее и меняться к лучшему.... и понимать свою несостоятельность без влияния иных.... Речь идет видимо о страсти, с коей не справиться, тогда - "не самим собою не стать", а "не стать выше себя" и страсти своей пагубной, ибо человек сам источник своих слабостей и страстей... Итак- если , предположить, что можно вернуться в период до " растворения" - то оно ( растворение) опять последует незамедлительно , как результат пагубной страсти... Таким образом высказывание противоречит намерению избавиться от страсти разлагающей на составляющие иного... Значит, логично было бы написать- " не собой нам не стать"... В итоге путаница в понятиях и смыслах, что умаляет качество стихотворения.... И тут, в итоге- "... время пущено вспять..."?! Так : "вспять" или "вскачь" где " ... изгложет морщинами руки..."?!

" .. да оставит он мать и отца своего... да прилепится к жене своей... и будут они одно целое..." Так написано в Библии... Мне думается, если берешься рассуждения о "себе" , " едином целом" , о "половинах" и их "растворение" в "общее", здесь надо много думать, чтобы принести непросто текст для радиостанции "шлягеров", а, уж коль это - ПОЭЗИЯ, нащупать что- то свежее, свое... но - ИМЕЮЩЕЕ СМЫСЛ. Пусть в единой фразе будет смысл всех строф , пусть, все стихотворение есть- оформление этого "изумруда", но, должен быть хоть маленький - но свой изумруд мысли или чувства о непреложном, обличенный в метафоры... свои находки описания ощущений, свежие новым переплетением ритма и звука , слов и смыслов, когда одно рождается из другого, без ожидания этого читателем!

Так же выражение " ...под корой разливается немощь..." не удачно, по моему суждению, нет ни одного сравнения с деревом или еще с чем, кое могло бы объяснить слово " кора" ... оно случайно, и если предположить, что оно истекает из жажды и сухости, то это не "кора", а " корка" : ..." и под коркой сухой, мое сердце от жажды слабеет..." ... " ... ты словно дерево , кора твоя упруга... растешь, не зная пил и топора... " ... некоторые примеры... Если автор имел в виду кору головного мозга, то это просто тогда не поэтичная и бессмысленная строка.

Строчка: " ...наша доля теперь с каждым выдохом делаться старше время пущено вскачь..." - От чего- "теперь" ? Неудачная фраза, так, как человек с появления, да и до него, " с каждым выдохом" делается старше, независимо от влюбленностей... Надо следить за смыслом рассуждений, чтобы они не противоречили истинам жизни и смерти... если только противоречие не сделано нарочито... Эти ляпы - беда всех нас, очень внимательно за этим надо смотреть, иначе смысл всего написанного обесценивается до сей обидной неточности ...
В этом контексте, на мой взгляд, удачен образ автора: "...скормим ветру подолы..." Можно почувствовать, как силен ветер, рвущий ткань.
Далее: "пересохнут уста"? Не понятна - от чего... "по колено в ручье"? Здесь - несуразица.... либо надо было использовать другую метафору типа: " занемеют уста без возможности пить из ладони, чья ладья обветшала от ветра сухого времен..." это , чтобы понять, от чего уста пересохли... И от чего - "с каждым глотком разливается немощь"? А без "глотка"- разливается сила? Глотка чего- любви? Жизни- ручья? Почему -немощь? В чем причина немощи? Растворение в другом- немощь? Нет тот человек? Или пагуба страсти? За этим, увы, тоже приходится следить, дабы не поддаться соблазну "вставления" слов, "спасающих" общий ритм строфы... И так- все стихотворение... Например :
" за от боли прикушенный палец" ? Эту фразу оставлять так было ошибкой- она неграмотна, с точки зрения построения, и просто - не поэтична.... Случайные фразы... надуманные метафоры без следования смыслу , сбитый, выпадающий ритм строф, губит начальную идею, если таковая была .. Например: " до капельки выцедить жажду". Слово " капелька" желательно заменить на " капля" и, тогда - "выцедить" надо менять на, хотя бы - " выцеживать", чтобы не ломать ритм.... потому как "капелька" и " жажда"- слова, которые диссонируют по драматизму своего смысла... "Капелька" - нечто детское, нежно- наивное, иначе , как "жажда"- слово противоположного впечатления.

Милая Дашенька! Вы талантливы, видно по вашему поиску... Но, ох как много еще думать, понимать, работать... Ищем осмысления... И свежесть мыслей принесет поиск истины... Что здесь нового : писать- "как печальна старость"? Не старость печальна, (коим чувством пропитано ваше стихотворение, несмотря на размытость темы о потери себя в другом... ), а не готовность к ней! Вход в старость не зрелого, не стремящегося к истине человека, полного гордыни и самомнения ( какими, впрочем, мы почти все пребываем в молодости и зрелости своей), попытки оплакать молодость тела (" ...изгложет морщинами руки..."), как будто тело - что - то большее, чем сосуд для души, который, впрочем, мы должны держать в виде подобающем во все возраста... У меня, во всяком случае, сложилось такое впечатление от стихотворения, - страх немощи, обличенный в страстные недуги..

Не даю советов, сама в них нуждаюсь, только скажу в формате рецензии: Дашенька, дорогая- вот сейчас начинайте:
не слушаем похвальбы, тем более , не уместные, они вредят поэту...
и , пожалуйста, стараемся не писать банальностей! Если нечего сказать нового, свежего- нет главной мысли, хотя бы одной фразы в стихе- лучше не писать этот стих вовсе! Нас всех касается. Удачи Вам и Наталье в ее поиске верных слов и впечатлений... спасибо всем...

P.S. Вышеизложенное есть только мое мнение, и не более того. Оно получилось длинно по причине двух составляющих: самого стихотворения и рецензии на него предложенной... с уважением.

Елена Серебровская-Мильори   17.06.2013 19:45     Заявить о нарушении
Елена, спасибо за такое неравнодушие! Через 7 лет после написания и стихотворения, и эссе получить столь подробный разбор и того, и другого - это лестно.

Наталья Малинина   17.06.2013 22:15   Заявить о нарушении