Избранные комментарии к стихам

Виталий Иванов.Миниатюры
«Чистый лист»
http://www.stihi.ru/2002/12/03-390
---------------------------------------------------------
Не знаю, как получилось… Вдохновение какое-то необыкновенное накатило, и стихотворение как будто само вылилось на бумагу. Минутное дело! А потом, конечно, долго пришлось дорабатывать, бился несколько лет отделывая нюансы. У меня так бывает… И вот, наконец, все сложилось, теперь самому нравится.
Спасибо! Сравнение с «Черным квадратом» Малевича для меня – честь. Большая!
Хочу одно только заметить, что картинка не черная. Стихотворение написано на чистой белой бумаге, соответственно, оно - белое и пушистое. Оптимистичное. Жизнеутверждающее! И каждый в нем для себя может найти что-то приятное и показать товарищу, чтобы тот для себя тоже нашел хорошее что-нибудь…

Я сам не знаю, что это такое. Возможно, здесь не хватает какого-нибудь одного самого главного слова. Или лишнее что-то…
Для меня это стихотворение внутренне очень важно и понятно на подсознательном уровне. Однако, наверное, внутреннее с внешним здесь еще не срослось полностью.

Существенно, кто первый открыл Америку. Потом открывают тысячи и миллионы, но уже - лишь для себя.
Так же и с черным квадратом Малевича. Сколько угодно можно рисовать квадратиков и закрашивать, никому это не интересно. В истории остается – Первый.

«Людям»
http://www.stihi.ru/2002/03/04-544
---------------------------------------------------------
Абсурд должен людей бодрить. Лучше всего – веселить. И выводить из абсурда существования - в таинство бытия.
Через 30 лет вернулся к исходному тексту этого произведения. Сколько было вариантов различных! Нравилось, а потом замечал, все – не то. Нет, подсознание сознанием - не измеришь!.. Как написалось когда-то, так тому быть. В данном случае…

«Женщине»
http://www.stihi.ru/2002/03/05-550
---------------------------------------------------------
Суть здесь именно в единстве «противоположностей», а не борьбе - левого с правым, плюса и минуса, мужчины и женщины… Женщины должны нас любить. И не отваливаться! Такова объективная необходимость бытия мира.
И мы, конечно, эту любовь будем воспринимать абсолютно нормально. Ведь между фарами не проедешь, если это не два мотоцикла; на одном крыле – не полетишь. Так и мужчина с женщиной. Они – не два мотоцикла, и не крылья оторванные, а одно Целое, вместе высвечивают путь жизни, летят… как один самолет.
Стиш предназначен для чтения наедине с женщиной и вполне может быть тостом.

«Может, это страна такая?..»
http://www.stihi.ru/2002/09/19-294
---------------------------------------------------------
Нельзя поддаваться унынию! Вы абсолютно правы. Просто бывают по жизни разные настроения… Однако Отчизна – такое дело, которое не зависит от настроения. Она или есть или нет ее. На всю жизнь.
У меня есть Отчизна. А стихотворение это – минутная слабость, которую не считаю нужным скрывать. Но и жить с ней - не собираюсь. В преодолении таких слабостей, может быть, указывании другим, что возможно преодоление и самого худшего, - и состоит путь человека.
На моей страничке последовательно представлены стихи от начала 70-х до последнего времени. По сути, вся моя жизнь. Разные бывали у меня настроения… Однако Отчизна есть и будет – Россия.

«Ностальгия в любви»
http://www.stihi.ru/2002/04/10-400
---------------------------------------------------------
Любовь – тоже наша Отчизна. Отречься от нее – предать себя самого и всю жизнь жить без Родины - Любви Родины…

«Поправка к Конституции».
http://www.stihi.ru/2002/07/16-261
---------------------------------------------------------
Пишу стихи с 16-ти, а первая моя книжка вышла после 30-ти лет творческого пути. По сути, вся жизнь могла быть другой… Тут дело не в сожалении, а в констатации жуткого факта, что это - случай для моего поколения самый обыкновенный. И не только для моего. Многие десятилетия творческие возможности контролировались и обрезались.
Вот чтобы больше никогда ничего подобного не случалось в России, каждый мог свободно реализовывать себя, соразмерно труду и таланту, – считаю своей главной «заботой», Мечтой. Из этой мысли выросла вся моя философия.
А стихи – это история жизни.
Каждый должен иметь право осуществлять собственную Мечту, которой может быть - поэзия, музыка, что угодно… Считаю, такое право надо записать в Конституции. Об этом – стихотворение.

«Гусеница бежит»
http://www.stihi.ru/2002/12/03-404
---------------------------------------------------------
Одна гусеница выхвачена в качестве типажа. На самом деле, несметные полчища гусениц – везде и повсюду! И муравьев, и жуков! И всяких людей… И каждый по-своему что-то делает. Или думает, что он делает. Или думает делать… Насколько это все важно для мира – каждое конкретное действие? - Не знает никто!
Но ведь, если бы никто ничего не делал, не думал, что делает, и не думал бы делать… ничего бы – не делалось. Странно, не правда ли? Из ничего – складывается ДЕЛО!
Удивляюсь, почему мне захотелось сказать «гусеница бежит»? Ведь очевидно, что они - ползают… Долго думал над этим, ничего не придумал, по-другому – не смог!

«Если в сердце тоска и уныние»
http://www.stihi.ru/2002/02/09-209
---------------------------------------------------------
Правильные ритмы – скучны. На мой взгляд, с музыкой стиха здесь более чем в порядке.
Это симфония!

«Беспредел»
http://www.stihi.ru/2002/09/11-264
---------------------------------------------------------
Каждый может сделать «переоценку ценностей». Отпустить гулять на волю глаза, уши и нос, а внутренним слухом и зрением заглянуть глубоко в себя самого. И найти там - Мечту!

Внешние раздражители, безусловно, отвлекают от настоящей жизни ума. До конца не ясен вопрос, нужны ли они вообще?
Нюанс – в наличии органов ощущений. Если бы их никогда не было, не было бы и глупых вопросов. А раз они есть, или были, или то они есть, то их нет, появившиеся однажды вопросы никуда уже не исчезают. Поэтому приходится на них отвечать или решать. И что-то делать. Даже если временно сбежали с лица так называемые «глаза», «нос» и «уши»…
Вот и тыкаемся куда-то, натыкаемся вдруг на что-то, мечтаем – понюхать, попробовать откусить… И желательно, чтобы все время чего-нибудь - в первый раз!

«Мои атрибуты и живые одежды»
http://www.stihi.ru/2002/10/28-180
---------------------------------------------------------
Если верить в реинкорнацию, снятие с себя мира – смерть, надевание очередное – рождение.
И при жизни мы снимаем с себя мир, раздеваемся в буквальном и переносном смысле, когда ложимся спать и засыпаем.
Самое сложное – снять с себя «живые одежды и атрибуты», находясь в ясном сознании. Об этом стихотворение «Беспредел».
http://www.stihi.ru/2002/09/11-264
Ну, а то, что «мир заношен до дыр», - не удивительно. «Дыры» делает в нем человечество, неаккуратно обращаясь с природой и вообще с мирозданием. Поэтому, надо немного побыть голеньким, а потом, может быть, и одежды сменить. Такой вариант, по сути, - самоубийство. Меня он не устраивает. Голеньким побыть можно, но потом надо залезать в те же одежды.
Следовательно, надо заботиться, как следует о своих одеждах и атрибутах, следить за костюмчиком, чтобы он был – удобный, ноский, красивый…

Редко встретишь понимающего человека! Сразу хочется снова любить, забравшись в какие-нибудь другие одежды, заведя новые атрибуты!..
Я воспринимаю бесконечность не как некую замкнутость, в рамках которой можно побывать всюду неограниченное число раз. Но как актуальность, в которой реально может быть неограниченное количество атрибутов-качеств. Только – может быть, а может – не быть…
Некоторые люди ходят по кругу или внутри круга сидят, не меняя один раз найденные одежды, сами замыкая бесконечную вселенную в круг. Точнее - отгораживаясь от нее коконом-оболочкой. Но внутреннюю свою бесконечность отгораживать не надо от внешней.

«Город одиноких мышей»
http://www.stihi.ru/2002/11/02-333
---------------------------------------------------------
И среди мышей, может быть, бывают поэты, ведь среди поэтов – полно мышей!
Само написалось… Но нет, это неправда, наверное. Мышь и поэт – категории не совместные.

Выход через дыру. Революцию и разруху тоже можно назвать «выходом». Из России – неизвестно куда. Побегом!
Да, дыры для нас, действительно, - образ жизни теперь. Носимся по ним… откуда, куда - не знаем. В дырах вся наша к-ультура и вся земля. И наше больное «я» - тоже все в дырах.
Кстати, хорошее может стихотворение получиться на эту тему, подумай. Вот, как думаешь, так и записывай. А потом еще раз надо подумать через некоторое время, и еще раз… поправить.

Неприятные мыши и крысы повсюду встречаются, и в Академии наук - тоже, наверное, бегают и сидят. Ясно, что их не меньше, чем академиков. Ничего конкретно не имею против ученых, сам – бывший научный сотрудник. Однако главка вырисовалась в поэме, и, вроде, на месте.
Не терплю бюрократов! И мышей, умеющих только грызть.
Ясно, что есть такие вопросы, в которых без «большой науки» не обойтись. Например, как рассчитать минимальную оплату труда, не достаточную для жизни? Или наилучшим образом организовать сокращение населения в самой огромной стране, где и так плотность людей мизерная?..
Вот о таких на-вуках и речь. Нельзя все валить на «политиков», есть еще и «ученые»…
Жаль только, что, если так пойдет дальше, в России кроме крыс и мышей может никого не остаться.

Студентами, в моем первом из стройотрядов делали мы капитальный ремонт свинарника, в котором ничего не чистилось 40 лет. Снимали несколько полов, постеленных один на другой, как гамбургер со слоями навоза… все вывозили. В Карелии было дело… Да… Так там этих мышей… Живых, мертвых…
И сейчас в Питере по улицам бегают миллионы настоящих крыс и мышей.
Но поэма совсем не о них.
Все живое жалко, конечно. Мышей тоже, и маленьких, и больших.
Суть в том, что человек должен быть больше мыши. Не только внешне, и внутренне.

Единственный таракан тоже может быть драгоценен.
Мыши в поэме, конечно же, существа условные. Мы привыкли к мышам так относиться. Скажем, на даче крайне неприятно, когда спишь, а они бегают, скребутся за стенкой. С другой стороны, у дочки была белая мышка – дома, да и на той же даче, вывозили летом.
Конечно, любое живое существо жалко… Но, реально, ведь у нас есть и враги. Среди животных и даже людей… Это жизнь. Пока она такова…
Главное – самому не быть мышью, не стать врагом собственным. СТАТЬ человеком – пусть в несколько условных критериях… рядом с условною мышью.

«Пьяных слез жемчуга»
http://www.stihi.ru/2002/10/30-394
---------------------------------------------------------
Все настоящие стихи автобиографичны. Я других не пишу.
Бывало. Описан вполне конкретный случай, когда юноша 16-ти лет в первый раз выпил водки. На морозе… думая, что это - вода. Сразу – маленькую.
У события есть конкретное место и время.
Написался стиш вскоре после события. А вот окончательный (надеюсь) вид принял недавно. Сейчас, понятно, после бутылки водки ощущения совершенно другие. К спиртному достаточно крепок, контроль не теряю.

Пил водку, первый раз в жизни – в 15 лет. На морозе, градусов 20 было, выпил тремя глотками почти что маленькую. Даже не разобрал, думал, вода… Такая дурацкая ситуация в малознакомой компании. Ну, а потом… Было все, как описано.
Стиш написался через несколько месяцев – основная канва. Одно из первых моих стихотворений. Но потом я его очень упорно и долго правил. Вроде, сам дух сохранился, а вот по мыслям, по образам, технике стих полностью переписан, этот вариант – последний, где-то двухгодичной давности.

«Новогодняя ночь»
http://www.stihi.ru/2002/03/26-343
---------------------------------------------------------
Интересно додумывать. Главное – хороший толчок… в правильном направлении. А дальше – надо что-то оставить читателю.
«Дома гирляндами огней
Наряжены, как будто елки…»
Гирлянды огней составлены из окон горящих. А раз - гирлянды, значит, дома – это такие огромные новогодние елки, ночью темно, плохо видно. Светятся только гирлянды окон… Если дома – елки, значит, у домов есть иголки… зеленые… а не от шприцов наркоманских – не надо придумывать! До чего народ довела наркомания, пропаганда и антипропаганда ее, кошмар!
Второй слой. В каждом огоньке гирлянды – маленькая елка. Т.е. на больших елках (домах) – гирлянды, в огоньках которых (окнах) – елки, уже настоящие. И на них тоже – гирлянды…

Правильно, конечно: «Домам хочется уколоть людей зеленой иголкой».
Но в стихах часто без инверсий не обойтись. Без них у многих поэтов начисто пропадает весь образный строй. Возможно, здесь как раз такой случай…

«Электронный Разум»
http://www.stihi.ru/2002/07/30-336
---------------------------------------------------------
Это стихотворение-предупреждение. Каждый должен сделать свой выбор. И в полной мере, кувалдой своего биологического разума ударить по электронному. Он – потенциальный наш враг!
Но есть вариант – с врагом слиться, чтобы с самим собой не бороться.

Пока компьютер стоит по лестнице иерархии развития ниже человека, последний решает, нужен ли ему будет компьютер. Но как только человек сделает искусственный интеллект умнее себя, - всё! Решать будет ИИ, а не мы – разбить нас или же разобрать, ну, и все остальное…
А ведь этого нам – не избежать. Вот в чем ужас!
Поэтому, единственный, на мой взгляд, выход – развивать собственные человеческие возможности, может быть, даже создавать искусственный интеллект на базе человека, а не компьютера. Т.е. с врагом – слиться…
Тому же, кто этого не желает, придется однажды подчиниться компьютеру. Или разбить свой компьютер, если успеет… Лучше – прямо сейчас.

«Выйди встречать меня!»
http://www.stihi.ru/2002/10/29-480
---------------------------------------------------------
Это стихотворение – как бы ожидание возврата из вечности, надежда выхода на исходные позиции юности – в точку, где встретился с девушкой, которую полюбил навсегда. Но, увы, эта любовь была – только на расстоянии…
Лирический герой находится в вечности. Но самым краем сознания ждет непрерывно, что где-то далеко на земле, во времени, Она его – позовет, выйдет встречать на Крыльцо… Тогда он разрушит Время, вечность – все, что угодно! И юность – вернется, Любовь - сбудется!..

«Пророк»
http://www.stihi.ru/2002/07/09-337
---------------------------------------------------------
Не считаю себя «пророком». Это лишь поэтический образ. Но, конечно, ни одно наше слово не бывает вовсе случайным.»Времена любви»
http://www.stihi.ru/2002/04/25-391
---------------------------------------------------------
Любовь умерла. Да здравствует другая любовь!
Все, что рождается, - умирает. И любовь – она ведь живая! - умирает однажды… Материально.
Однако она может жить вечно в наших стихах. Мы их и пишем, наверное, потому что хотим, чтобы наша любовь жила вечно.
Когда любовь умирает, должна родиться другая любовь, чтобы жизнь – продолжалась.

Я такоой, это – да!.. Любить, так любить, и все время – по-разному!
«Времена года» как раз нам эти различия предоставляют. Так же, как - детство, юность, молодость, зрелость и прочее… И людей, в конце концов, тоже множество разных!
Главное – любить, а не ненавидеть по-разному.
Шучу. На самом деле, я - жуткий однолюб. Люблю все время по-разному, но одну женщину, одновременно разных любить не умею. Видимо, от этого иногда и становится грустно… Потому что хочется любить всех, а не получается.

Я тоже за верность. Всегда любил только одну женщину… единовременно. А вот в разные времена… Ведь не все зависит от одного человека, когда речь о двоих.
На мой взгляд, когда половинки не совпадают, надо искать свою настоящую половинку, не делать трагедии на всю жизнь.
А память о первой любви, конечно же, остается.

«Вот опали все листья…»
http://www.stihi.ru/2002/10/07-513
---------------------------------------------------------
У каждого в мире свой звук, мелодия неповторимая. Иногда начинаешь фальшивить - как будто только шуршишь. Надеюсь, все-таки, в целом, это не так по моей жизни.

«Мы отдохнем на небесах»
http://www.stihi.ru/2003/10/20-613
---------------------------------------------------------
Жизнь на земле на «купание в небесах» не похожа. Но на небесах мы еще не были, поэтому все-таки трудно сравнивать… объективно. Все впереди!
А вдруг «там» еще труднее окажется? И мы будем вспоминать жизнь на земле, как рай - истинные «небеса». Одно то, что на небесах нет женщин, в земном понимании этого слова, заставляет задуматься…

Думаю, лучше смерть, чем жизнь с потерею памяти.
Ведь речь-то о том, что, если мы попадем однажды на «небеса», то, похоже, забудем о земной жизни. А если и будем ее наблюдать, - отстранено, как нечто нам чуждое. Так стоит ли мечтать о таких «небесах»?
На мой взгляд, мы призваны строить «рай» на Земле. Может быть, - с элементами «ада». Потому что не бывает одного без другого. И, во всяком случае, именно здесь, на земле, – наша полноценная жизнь, ни в каком ином месте.

Обыгрывается вознесение души после смерти и пребывание на «небесах», может быть, в раю. Ведь некоторые об этом мечтают…
Живой человек тем от мертвого отличается, что не может быть равнодушным.
Надо ли мечтать о красоте мира иного, когда вокруг нас – земная?

«Вступившие в 70-х»
http://www.stihi.ru/2002/07/17-253
---------------------------------------------------------
Люди, обсуждающие чужой гений и не имеющие возможности проявить собственный, теряют себя. Это и было главной бедой нашего поколения, «вступивших в 70-х»

«Время и обалдеть»
http://www.stihi.ru/2002/03/12-417
---------------------------------------------------------
Мысли-трусишки знают, что они не безумны, но скрываются под безумием. Это вот страшно – не безумие, а когда ум прячется.

«Любила ты – только сильнее!..»
http://www.stihi.ru/2003/05/26-462
---------------------------------------------------------
Средь вечного Света и Мрака – вместе! всегда! Возможно, это лирическое преувеличение, но иногда я так вижу. А значит, так оно есть… иногда.
Не люблю стандартный ритм и размер - сбиваюсь, бывает. И не жалею об этом.
А жена… обязательно однажды случится. Даже не заметите, как рядом со звездой Планета появится. Может быть, даже покажется, что она отделится от звезды, словно от Адамова ребра - Ева. Но это уже фантазии следующие…
В любом случае, желаю, чтобы Ваша Планета откуда-нибудь взялась вдруг, образовалась бы рядом, хоть из ничто.

Эта Любовь - «до смертного знака». Вне времени и пространства.
В бесконечности движутся двое – Звезда и Планета… Ничего больше нет. Неизвестно откуда, неизвестно куда… Рядом… Вместе!.. Всегда!..

С настоящей Любовью можно пройти всю Вселенную, даже и не заметив.

Таково это стихотворение, картинка, которую я увидел.
Не всегда ведь любовь должна вызывать грусть или жалость. Здесь речь о разделенной любви. И, на мой взгляд, такая любовь – космическое явление Вселенских масштабов. Она не так часто случается, как обычная, несчастная, земная любовь… Отсюда, наверное, пафос.
Впрочем, и здесь ведь не все так гладко. Если героиня видит только героя, герой смотрит по сторонам. Размышляет… Может быть, это уже некоторое отступление от идеала любви.

Для меня рифмы – не самоцель. Тем более в этом стихотворении. Здесь они в контексте многочисленных аллитераций и ассонансов, сильной смысловой нагрузки.
На мой взгляд, главное, чтобы «техника» не мешала поэзии.
Отдельно от стихотворения вообще бессмысленно рассматривать рифмы.
Да, «хотели – сильнее» не «сильная рифма», но и особого криминала нет.
Вы первый, кстати, кто обратил здесь на рифмы внимание. А читало стихотворение уже не так мало людей, далеко не только на этом сайте. Подобных замечаний ни у кого не возникало.
Теоретически, в отрыве от предмета рассмотрения Вы правы, реально же я с Вами здесь не согласен.
Переделывать стихи помногу раз для меня не проблема. Но в данном случае не вижу необходимости.

Каждый имеет право на свое мнение. Но неужели, в этом стихотворении Вы не нашли ничего, кроме «не сильных рифм»? «Поверять гармонию алгеброй» - безнадежное дело.
Я значение формы не отрицаю. Содержание без формы – все равно, что зверек без шкурки, страшное дело! Но никто из нас не безгрешен, и идеального не существует. Совершенно то, что стремится к непрерывному совершенствованию. Возможно, я еще посмотрю эти места. Хотя, повторюсь, не вижу в них безнадежного поэтического криминала. На мой взгляд, не сами по себе указанные вами рифмы, но в целом катрены вполне приемлемы. А мне так они, честно сказать, просто нравятся.
Тем не менее, еще раз спасибо за высказанное мнение. Безусловно, его учитываю!

«Алфавит»
http://www.stihi.ru/2002/09/16-302
---------------------------------------------------------
Алфавит только на первый взгляд прост. На самом деле, из него складываются слова. Все! Которые есть, были и будут еще… Поневоле задумываешься, что сначала возникло – Слово или же Буква? И достаточно ли нам букв, чтобы сказать то, что хочется?
С другой стороны, из этих букв написаны все самые лучшие стихи в мире. Поэтому, сами по себе, в алфавите, все вместе, они – самое гениальное стихотворение!

«Судьба поэта»
http://www.stihi.ru/2003/05/19-496
---------------------------------------------------------
Содержательная часть этих миниатюр написана в юности. Да вот как-то не удобно было все выставлять. Решил преподнести в ключе ироническом, поправил несколько строк, и вот что получилось… А ведь писалось в свое время абсолютно серьезно!
Ты прав, собственных детей надо вынашивать, рожать, растить до полной зрелости… и, отпуская, - не предавать.

«Город одного человека»
http://www.stihi.ru/2002/02/22-368
---------------------------------------------------------
Каково жить в своем сознании одному? В своем «городе»… Таковы мысли на грани безумия… которое, случается, охватывает на миг. Тогда быстрее бежишь от себя. Да, бывает, что и к бутылке… Потому что страшно - вдруг убежать не удастся и останешься в этом городе один навсегда! Уж лучше – не думать и… полная тьма.

«Мои одноклассники»
http://www.stihi.ru/2002/09/05-278
---------------------------------------------------------
Почему я привел стихи Гумилева и Кузмина? Очевидно, что это родственные произведения, написанные в единой манере. Кто-нибудь обратил внимание на дату стихотворения - 1988-й год? «Мои предки» - Кузмин гордится за них, «Мои читатели» - Гумилев радуется… И чему было радоваться мне и всем нам в России 1988-ого года? Полному развалу и мраку? «Мы дружили, пока пили вместе»?.. Увы, это правда, все так и было. А сейчас? Хороша тенденция, да?..
Стихотворение отразило абсолютно реальные вещи, это наша история. Которую свойственно забывать или ею не интересоваться, делать вид, что ничего подобного нет и не было. Ни предков, ни читателей. Ни моих одноклассников…

«Жил-был на свете добрый человек…»
http://www.stihi.ru/2003/05/14-460
---------------------------------------------------------
 »Добрый человек» – инопланетянин. Потому что на Земле людей, делающих только добрые дела не бывает. Бывают ли где-нибудь во вселенной?..

Инопланетяне не могут среди людей жить, поэтому их здесь и нет. Когда люди станут добрее, мы их увидим.

Рифмы простые – ну, так и что? За сложными не гонюсь. Здесь не в них соль.
Разное количество стоп? – Это свободный стих. Но ты прав, надо подряд 8 строк сделать.
Почему же чушь в 3-й и 4-й строках? Да, у нас почти все - калеки. Нас хоть с тобой взять… Ты считаешь себя полностью здоровым человеком? Если – да, значит, ты - не здоров! Вот и получается так, если не физический калека, то нравственный, и наоборот. Или одновременно.
Здоровых людей давно практически уничтожили. Кто? Я тебе скажу - наши враги. Враги нашей Родины.
Степень «инфантильности текста» зависит от уровня его восприятия. Подумай об этом.
Насчет твоего предложения. Оно любопытно. На Сириусе еще не бывал. Но выдержат ли инопланетяне меня? Ты их как-нибудь предостереги, что ли…
А в принципе я не прочь их поизучать, если они сами захотят этого.

Нет, я такой вот злопамятный. Вспомнилось единственное мое стихотворение, которое ты страшно раскритиковал.
У мальчика отрезали немного -
Лишь пол руки да искалеченную ногу.
А мальчик очень был улыбчивый, веселый,
Любил играть в футбол и бегать утром в школу…
Он стать хотел отважным капитаном,
А вышло - лишь обрубком деревянным.
А ведь на самом деле…
«Мы все безногие, безрукие, немые, глухие и т.д. Это произведение призвано напомнить о том, что мы живем не ради карьеры и денег, а ради близких людей! Само осознание этого весьма позитивно. И это лишь только вторая грань восприятия! Попробуйте посмотреть на это произведение под разными углами и Вы увидите то, что было незаметно после первого прочтения.»
Твои слова! Я с ними согласен.
Так вот, чтобы не произошло с нами и с кем угодно непоправимого, даже если отрежут чего-нибудь, - люди должны помогать друг другу. И стиш непосредственно на это указывает, будя жалость до слез и отвращения. А следовательно, - сострадание.

«Желание»
http://www.stihi.ru/2002/04/10-398
---------------------------------------------------------
Не знаю, что тяжелее – мечтать на чужбине о расстреле на Родине или желать того же, на Родине находясь.
Слава богу, эти мысли застойного времени в прошлом. Жаль только лет и сил, растраченных напрасно…

«Сорванный цветок»
http://www.stihi.ru/2001/05/18-153
---------------------------------------------------------
Мне кажется, цветы надо жалеть так же, как жалеют людей. Именно потому, что человек выше природы, сильнее! Иначе, тот, кто выше нас, - Бог, так же будет лишать нас жизни, срывать, как человек убивает цветы…
Может быть, в самом деле, осуществленное нами зло возвращается к нам?

Безумно для меня дорогое стихотворение! Каждый из нас в любой момент может быть «сорван». Как цветок на поляне… Ведь он – живой. Рос, радовался ветру и небу, братьям и сестрам… И что? Кто-то прошел и сорвал. Чтобы, может быть, просто оборвать лепестки – любит, не любит… В вазу поставить в какой-нибудь душной комнате, чтобы ты умирал, мучаясь – без корней, земли и всего, что окружало тебя. И так – вся наша жизнь. Мы думаем, мечтаем о чем-то, а кто-то сильнее нас, не заметив даже, пройдет и затопчет. Очень грустно.
Может быть, именно для того, чтоб не случилось подобного, надо стараться что-то из себя представлять в мире. И пытаться устроить так, чтобы такого не произошло не только с тобой…

Прожить – да… Но ведь каждого из нас в любой момент могут сорвать… Хорошо еще, если в вазу поставят. Да, собственно, не находимся ли мы все, если не в вазах, то в неких банках или бутылях, оторванные от почвы?

Может быть, грусть о том, что нельзя всех спасти… Есть жизни, есть смерти… И как часто даже ты сам лишаешь кого-нибудь жизни, пусть это и просто… Цветок.
Глупо, наверное, но иногда я так чувствую. Не только в сказках и снах - наяву.

На месте сорванного цветка вырастают несколько новых. Если с корнем не вырывают…

Я люблю закольцовывать или повторять центральную фразу, образ. Можно посмотреть «Купола», «Сиреневые горы» и др. Но в данном случае… жизнь - оборвалась. Поэтому, может быть, оборвано и стихотворение.

«Аквариум»
http://www.stihi.ru/2002/07/15-258
---------------------------------------------------------
Все мы смотрим на мир, будто бы из аквариума. Или, наоборот, желаем в него попасть. Просто не все замечают…

«Изгнанник из времени»
http://www.stihi.ru/2002/02/21-345
---------------------------------------------------------
Стих из давних. Во время постепенно вживаюсь… Иногда пускает обратно. Потом снова выталкивает. Надо все-таки в нем оставить свой след…

«Купола»
http://www.stihi.ru/2002/01/04-769
---------------------------------------------------------
Полностью с Вами согласен насчет вредоносности слов-паразитов. Стараюсь от них избавляться. И «я»-кать - тоже пытаюсь поменьше…
Однако в лирических стихах, на мой взгляд, все-таки без ясно выраженного авторского «я» стихи обезличиваются и теряют самое главное. Тут нужна мера. Вообще без «я» не обойтись. Три «я» в пяти четверостишиях – немного, по-моему.
У вас получилось интересное стихотворение. Но оно – не мое и, увы, вышло именно обезличенным. Это, конечно, опять-таки, – на мой взгляд.
Насчет вариантов… Стих написан в 1977-ом году, сложился сразу же целиком. Но! Сколько раз я его переделывал – не сосчитать. В результате нашлось несколько удачных изменений, остановился на них на данный момент. В частности строки «Куполам над Россией – гореть, перезвонами – разноголосить!..» были совершенно другие, прямого упоминания России не было вовсе. Считаю это удачей.
Первую строку менял многократно. Думаю, было более 100 вариантов. Стихотворение, кстати, не один раз публиковалось, все время с различными вариантами… Но здесь, в конце концов, я вернулся к исходной строчке – «Купола кругом, купола!..» Именно она наиболее полно отражает мой внутренний мир в рамках этого конкретного стихотворения, как живого организма, единого целого.
Очень часто в процессе редактирования теряется что-то самое главное, фиксирующее картинку души. В результате из фотографии души автора, пускай и непрофессиональной, но ухватившей живое, получается нечто подретушированное, отвлеченное, обобщенное и искусственное.
С другой стороны, редактирование, безусловно, необходимо. Здесь нет сомнений. Однако, когда непосредственный канал связи с внутренним миром потерян, ТО состояние души ушло в прошлое, как трудно найти недостающие верные строки, слова! Не технически правильные – это как раз вовсе не тяжело, и верно Вы говорите, вариантов может быть масса – а те единственные, истинные, передающие именно тот внутренний мир, запечатлением которого и является данное стихотворение. Иногда годы уходят, чтобы найти одну недостающую, не проявленную сразу, незафиксированную при открытом канале связи строчку стихотворения. Или даже слово одно!
Но это делать необходимо. И я это делаю всю свою жизнь. Особенно упорно и систематически - последние годы, что можно проследить по множеству вариантов, исправлений стихов на сайтах. Или сравнивая тексты с книжными вариантами 5-ти летней давности. Работа эта, думаю, будет продолжаться, как говорится, до последних дней моей жизни.

Несколько замечаний к Вашему тексту. Можно?
«Осень листьев листает страницы…» - красивая строчка! Но вместе 4 строки, в целом строфа выходят искусственными. «Купола»… потом – «осень листает страницы»… и тут же – «меня позвала, опустив золотые ресницы…» Не складывается. То листает, то позвала… Не создается цельного ощущения, не увлекает.
«отпущенной птицей» - при прочтении «т» может теряться и тогда звучит как «опущенной». Это снижает романтику, отвлекает на постороннюю ассоциацию, здесь неуместную совершенно. Потом… Сердце кружится не вместе с листьями, не только вместе, а летит - в небо, выше, в купола!.. Т.е. у Вас совершенно другой смысл.
Кроме этого, лучше не делать смысловых разрывов между строками. В строфе смысл третьей строки вклинивается между второй и четвертой, теряется нить…
«Звенит златогласая» - Не знаю… по-моему искусственное сочетание.
«колоколенки» - в стихах лучше не употреблять уменьшительно-ласкательных значений слов. Это общее правило. И конкретно в этом стихотворении «колоколенки» - выпадают. Получается существенное снижение… уровня… пафоса? Даже не знаю что подобрать. Думаю, Вы поймете.
Последнее четверостишие. Тоже совсем не мое, совершенно другой смысл. Осень – МЕНЯ позвала, а не «в омут любви». «Омут» - не конкретно, отвлеченно, теряется опять-таки лирическая глубина – именно за счет потери авторского «я», кстати!

Благодарю Вас за добрые слова, пожелания, конкретные рекомендации. Для меня это исключительно важно! Постановочно, теоретически я во многом с Вами согласен. Но конкретные стихи всегда – авторские, за автора никто не напишет, даже самый лучший редактор. Редактор указывает на слабые на его взгляд места, за это – спасибо. Всегда! Но решение остается за автором. «Поэт себе – сам высший судия!» Иного не может быть, иначе поэзия прекратится.
Как, кстати, и получалось в недавние «застойные времена»… Слава богу, они ушли в прошлое! Здесь я имею в виду, только ограничения свободы слова, которых не должно быть, иначе творчество прекращается.
Судьбу стихов должен решать не редактор, а в целом народ, читатели. Которые в результате и отбраковывают или увековечивают стихи – прошедшие через редактора или же не прошедшие.

Еще раз большое спасибо за внимательнейший разбор!
Безусловно, во многом Вы правы и, прежде всего, - в необходимости авторской к себе требовательности и бескомпромиссности с самим собою наедине.
Именно поэтому я и не бросаюсь немедленно исправлять каждую строчку по предложению рецензента, а внимательнейшим образом рассматриваю все замечания и держу в голове множество вариантов.
Перечитаю еще ни один раз Ваши комментарии, подумаю не спеша… И, наверное, что-то опять поправлю. Творческим процессом трудно руководить… даже самому автору.

Насчет лосей… Конечно, если пропустить одну строфу
«В самом дальнем и светлом краю,
В самой юной и праздничной роще
Я веселую песню спою,
Стану чище, прозрачней и проще.» -
становится не понятно. Именно там, в роще –
«Будут желтые листья лететь,
Выходить будут из лесу лоси…»
И
«Куполам над Россией - гореть,
Перезвонами - разноголосить!»
Это некая мечта, оформленная несколькими мазками… Несколькими!
Конечно, не «куполам … разноголосить», а «Куполам …перезвонами – разноголосить…»
Есть тут небольшая неточность. Но ведь и не колоколенки разноголосят, а колокола.
Мне кажется, все-таки существующий вариант допустим. Все связки подразумеваются и читателю русскому очевидны. Самые простые ассоциативные связи, на которых вообще держатся представления. Если в стихах говорить более точно или подробно, получается банальность, не остается пространства для работы читательского сознания.

И еще хочется уточнить. Здесь «разноголосят» не только купола колоколенок, но и купол неба, и золотые купола деревьев осенних, и много-много куполов других, раскрывающихся, видимых и невидимых, материальных и, возможно, духовных… Поэтому, я не хочу уточнять, ограничиваясь церковными. Первая строчка стиха – об этом: «Купола кругом, купола!..» Дальше – развитие.
Надеюсь, и Вы поймете меня и не обидетесь. Если люди видят немного по-разному, это - здорово! Говорит о неодинаковости, особенности каждого и неповторимости.

Сентябрь - лучшее время осени. Прощальная красота, неожиданная и смелая…
В прозрачном золоте листьев есть что-то аристократическое и божественное от золота храмов, дворцов… Или наоборот, золото куполов - от чистой, не ищущей уже ничего мирского красоты осени.

То, что золото – презренный металл, согласен. И, конечно же, в лирических стихах не может быть ничего металлического.
Очень много пришлось выбросить «золота» еще в юношеские годы, занимаясь в ЛитО.
Однако есть ведь и духовное золото куполов православных церквей, и прозрачное, невесомое золото осени… Которого не продать, не купить… Невозможно выбросить… Лишь - подарить.
Как же обойтись стихотворению без «опущенных золотых ресниц»? Сердцу – без золотых куполов?
Ф
Не скрою, автору приятны такие оценки. Хотя между красотой и красивостью – грань тонка! Может быть, в стихах даже – особенно. Одно неверное слово, даже союз или же междометие, все что угодно и некий неуловимый баланс поэзии, техники, чувства и мысли, энергии вдруг исчезает.
Стихотворение написано в 1977-ом году. Много лет валялось в черновиках. Увы! Вместе с другими… Только относительно недавно, в конце девяностых я стал разбирать свой архив, упорно и систематически редактировать. Было много вариантов и у этого стихотворения, в том числе и опубликованных вариантов в моих книгах, сборниках, альманахах… Нахожу данный вариант лучшим.
Конкретно по указанному месту… На мой авторский взгляд, вторая строка здесь во всех отношениях усиливает первую. И именно двойное «мне» способствует этому, подчеркивает не отвлеченное, а именно живое, авторское «я», личное отношение, «делает» лирику. Если же ставить «И ночами…», получается явное снижение энергетики.
Ну, я так чувствую, однозначно! Понятно, бесполезно стихи объяснять. Но техническую сторону, конечно же, разбирать нужно. Спасибо за замечание! Всегда исключительно благодарен за конкретику. Но, думаю, да ты и сам сказал, что здесь, в общем-то, очевидных нет нарушений, и дело вкуса и авторской интонации. Которая, естественно, у всех нас – разная! Поэтому и по-разному приемлемые варианты…

По сути, содержанию, Вы правы, наверное… Стих, действительно о России – о золотой. С золотыми ресницами куполов. И логично было бы закончить разноголосами перезвонов. Но… просто механически переставить четверостишия явно тут не достаточно. Мешает хотя бы повторение в двух четверостишиях рифм «-ится, -ицы». Это сбивает всю музыку! Ну, и по смыслу… Улучшая одно, теряется что-то другое. Обрамление стиша двумя сильными строками (… опустив золотые ресницы…) тоже имеет несомненные плюсы. Повторение же их в первой и третьей строфе неоправданны.
В общем, я настолько привык уже к этому варианту – а сколько их было! – что сходу, конечно, не готов править. Но совершенству предела нет, как известно, подумаю. Спасибо за высокую оценку и конкретное замечание!

Поэзия такая штука, что разная и вся не может всем нравиться. У каждого свой взгляд, и это абсолютно нормально. Поэтическое мы воспринимаем по-разному, случаются и полные несовпадения. Это не означает, что кто-то не прав, просто мы оказались по разные стороны… скажем, Луны, и один видит ее темную сторону, другой светлую. Так и с осенью…
У меня разные стихи об осени, завтра еще выставлю. Может, что-то понравится… Буду рад.
Спасибо за искренность.
Да, и осень эта, действительно, не совсем настоящая – бабье лето.

Сколько раз правил я эту строчку!.. и все равно возвращаюсь к исходному варианту. В этой строке – что-то звонкое и прозрачное, как среди осенней тишины цокот копыт. Янтарное, закристаллизованное, точно в смоле застывшее и живое в то же самое время.
Еще буду думать, конечно! Но пускай пока это будет на звуках. В конце концов, вковано в прозрачный металл, ну, в хрусталь, ну… ведь ты понимаешь!

«Рыжая собака одиночества»
http://www.stihi.ru/2002/11/20-244
---------------------------------------------------------
Хочется чего-то такого, чего в мире не существует… От необыкновенной любви – до такой вот «рыжей собаки».

«На похоронах поэта»
http://www.stihi.ru/2003/04/11-509
---------------------------------------------------------
На похоронах Высоцкого не был. На своих тоже.
Наверное, стиш - некоторое интуитивное обобщение, касающееся вообще судеб поэтов. Сам не всегда понимаешь, что выливается на бумагу. И тут, бывает, помогают читатели.
Да, наверное, стихотворение можно посвятить Владимиру Высоцкому, ведь издавать его стали лишь после смерти, а при жизни не принимали в СП, «профессионалы» не признавали поэтом…
Но настоящее замолчать невозможно. Бесполезно продвигать то, что бездарно.
Подлинная цена выявляется у всего. Потому главное - не признание внешнее, а внутреннее сознание, что ты сделал то, что хотел и должен был сделать…

«Абсолютная потенция»
http://www.stihi.ru/2003/10/29-364
---------------------------------------------------------
В случае хорошей потенции, размеры Земли не имеют большого значения.
Хотя, наверное… с годами что-то мельчает, засыхает или же сморщивается. Но абсолютная потенция всегда - абсолютна!

«Ожидание русского Чуда»
http://www.stihi.ru/2003/10/13-353
---------------------------------------------------------
Русское Чудо - рядом с нами, вокруг и внутри нас. Повсюду, всегда!..
Но бывают времена, когда о Нем забывают. И Оно тоже тогда о нас забывает…
А если мы помним о Нем, ждем Его, призываем, Оно показывается нам и начинает творить чудеса, видимые народу.

Русское Чудо живет в нас, где бы мы не были. Мы иногда забываем об этом, но оно нас – не забывает! И ждет своего Часа. И мы его ждем.
А можно было бы жить с ним всегда, друг друга не забывая!..

«Пришел я к Богу на поклон»
http://www.stihi.ru/2002/09/10-358
---------------------------------------------------------
Когда писал стихотворение, казалось, что - поздно. Потом, действительно, думал, может быть, рано к Богу пошел? Наконец выяснилось, и ходить никуда не нужно, надо Его просто увидеть… Он всегда с нами.

«Мечта о России»
http://www.stihi.ru/2002/11/10-489
---------------------------------------------------------
 »Знаешь Виталий, я порой попадаю в ситуацию, когда о России и русских мне задают вопросы совершенно дикие. А я в ответ рассказываю, что ситуация ещё более дикая. Что ни Ленин, ни Сталин, ни Троцкий, ни Жириновский, ни кровавые цари прошлого - это не то, что является русским. Как держава Россия - не страна русского народа, который конечно же существует, но ничем по сути не владеет, ибо вне зависимости от эпохи и политического строя хозяйничают в ней узкие, корпоративные кланы. Последние очаги НАРОДНОЙ свободы исчезли в кровопролитном междоусобии, растоптаны Москвой в Новгороде, Пскове, Вятке ещё в 15-16 веках... С тех пор Россия - вечно оккупированная страна, в которой власти воюют прежде всего с собственным народом.
Иностранцы не верят конечно. Но хотя бы слушают.»
Андрей Коков

Очень глубокая мысль, Андрей! На интуитивном уровне согласен полностью. Поэма «Мечта о России», по сути, об этом. На «интуитивном» - потому что я не историк, и затруднюсь приводить конкретные факты. Не сомневаюсь, однако, их можно отыскать сколько угодно. А результат – на лицо.
Надо думать, как же такое произошло с нашей Родиной? Боюсь, пока народ не разберется в коренных причинах беды, Россию будут преследовать неудачи. И здесь честность и искренность каждого – главное.
По натуре я оптимист, думаю, худшее позади. Верю в великое будущее России!

Поэма писалась легко, как кровь вытекала из раны. Наверное, потому что она о том, о чем постоянно подсознательно думаешь.
Увы, важные мысли у некоторых так в подсознании и остаются.

«Мечта о России» - прекрасной и сильной державе среди других могущественных стран и народов – естественная Мечта русского человека. Красота - спасет мир; ненависть и обман могут лишь погубить. Причем без разбора национальных различий и принадлежностей.

«Явь или сон?»
http://www.stihi.ru/2002/03/19-352
---------------------------------------------------------
Иногда не просто отличить сон от реальности.
Что-то разделило единый наш мир. Видимо, - наше сознание. Но иногда удается пройти сквозь границу. Именно в такие моменты, думаю, ты и занимаешься левитацией. И я тоже. Какая, в конце концов, разница - во «сне» или же «наяву»?

«Электричка»
http://www.stihi.ru/2004/03/04-382
---------------------------------------------------------
Мне представляется, потенциально, это - одна из моих самых удачных вещей. Да, вот именно – так!
Наверное, стиш не доработан еще технически, что-то не сложилось в смысле общей идеи… Буду думать. Обычно многократно возвращаюсь к написанному и постепенно вещь складывается. Такой вот у меня способ творчества. Благодарен за замечания и учитываю их. Всегда.

И еще, скажу все-таки… Вы не поняли. Может быть, просто не попадали в некоторые ситуации, чисто мужские? Или не слишком «интеллигентные»… Ну, типа у пивных ларьков или где-то в шабашках, глуши, не сталкивались с простыми людьми, народом, может быть, в самом дремучем его понимании. У Вас как бы начисто отсутствует некий слой представлений, иначе бы Вас стихотворение зацепило. Мне так кажется… Это ни в коей мере не обвинение, ни попытка оправдаться и доказать свою правоту во что бы то ни стало, как некоторые хотят дело представить. Нет, я уверен, именно это стихотворение, пусть заготовка, именно в философском плане, по мыслям и чувствам – одно из самых моих глубоких, удачных…
Как хотите, это мое мнение…

Когда-нибудь, кто-нибудь, может быть, разберется, что это за «электричка»…

История вполне реальная, все так и было. Но, Вы правы, на некоторые вещи смотришь как бы со стороны. Ведь ты либо в одном мире, либо в другом; по жизни - с «билетами» или без. Насколько нужны нам эти «билеты», «электрички», едущие «по рельсам»? - ВОПРОС.
И насчет концовки Вы правы, наверное… Однако не сложилась еще другая концовка.

Масоны, евреи – совсем не одно и то же.
Сегодня известно, в начале ХХ-ого века среди масонов, подготавливающих свержение самодержавия было много и русских. В том числе, в правительстве, среди ведущих политиков, высшей аристократии… Ныне эти имена названы (хотя бы у Олега Платонова, и не только). Их космополитические, привнесенные со стороны, антинациональные взгляды, политика, конкретные действия в 1917-ом году, конечно же, не нашли поддержки народа, и режим рухнул от небольшого толчка.
Красные еврейские комиссары (ну, да, понятно, не только еврейские - прибалты, кавказцы, китайцы и проч. – но в основном таки первые) «умело» воспользовались безвластием. Путем циничного вранья и чудовищного террора сумели власть удержать и усилить. Не надолго, естественно… Потому что, опять же, шли против народа, большинства россиян.
И сегодня власть отстаивает отнюдь не общие интересы. Следовательно, в исторических масштабах и она не надолго.
Сила и мощь не там, где люди верят в одного бога (вождя, диктатора и т.д.), а там, где они верят друг в друга. На лжи и лицемерии никакой новый Иерусалим, Святую Русь, «рай на Земле» не построишь… И даже - просто сильное государство свободных людей. Впрочем, это и нужно не всем, что видно.
А пить… что ж, приходилось, конечно. И с бомжами, и в электричке… Я, собственно, не делаю существенной разницы, не делю т.е. людей по группам достатка или национальности. Пока в этом нет особенной необходимости… Не я ее вызываю. А пить, так пить! Какой же русский не пьет? Было б здоровье!

Стиш - не мировоззренческая позиция, не философский трактат… Да, это ситуационная зарисовка и ее восприятие, вызывающие некоторые мысли, не очень, может, осознанные у лирического героя. Он вдруг ощущает себя «иным»… отчасти. И, одновременно, внутренне, неосознанно сопричастным с чем-то, что много больше его и является Родиной. Непонятною, настоящею Родиной, открывшейся в этом случайном парнишке. В «держи прикурить…», братстве и общности чего-то, что выразить ему невозможно. Да, и в этой кружке с самогоном по кругу, пьяном разговоре в тамбуре или у какого-нибудь ларька…
Вспоминается Лермонтов.

«И в праздник, вечером росистым
Смотреть до полночи готов
На пляску с топаньем и свистом,
Под говор пьяных мужичков.»

Вот! То же самое! Это я сейчас только сообразил…
В общем, трудно что-то добавлять к стихотворению. Ну, если не прижилось, значит… Что значит? Разный менталитет. Нет, не думаю! Что-то другое…

«Сухая солома», я слышал,
Таких называют людей
Масоны…»

Здесь предложение переносится на следующий катрен. Раз «масоны» - логичный, общепринятый вопрос - «Евреи?» Хотя, это стандартная ошибка, и вовсе не одно и то же.
Далее речь идет уже не о тех, кто убегает - о себе и тех, кто в вагоне, кто живет, может быть, искусственной жизнью…

«Зачем нам на нашей земле
Чужую примеривать кожу?..» –
С тоскою подумалось мне.
Пытаться иным быть, чем создан?
Не лучше ль брести босяком
И пить с наслаждением воздух,
Который с рожденья знаком!»

И далее…
Все, вроде, логично и цельно. Сначала я в вагоне - вместе со всеми, вышел в тамбур – почувствовал себя иным – задумался, стал рассуждать – рассуждения закончились на остановке, ближайшим ларьком.
А масоны (о евреях – лишь обмолвка, вскользь) – это те, кто постарался изменить нашу жизнь. Может быть, в какую-то еще более искусственную, ущербную – с деньгами, билетами, книжками… (сумбурный набор). Лит. герой не говорит, хорошо это или же плохо, он просто задался вопросом, вдруг что-то понял – не до конца… как какое-то неясное озарение.

«Не знаю,
За что безотчетно люблю
Ту бездну, что не понимаю,
Но где-то под сердцем таю…»

Он не знает! Но любит эту темную свою Родину – сердцем!.. И идет пить за нее - один, ни с теми и не с другими…
Вот, примерно так. Хотя объяснять стихи, конечно же, бесполезно.
СПАСИБО, что заглянули и отреагировали. Рад, что понравилось и спасибо за мнение. Автору всегда кажется все понятным, возможно тут и есть некоторая непроговоренность… Еще подумаю.

Удивляет, честно сказать, непонимание, казалось бы, ясно прописанного стихотворения.
Сейчас очень ограничен во времени. Одно могу сказать в электричке никаких евреев не было, тем более их не было в тамбуре электрички. В тамбуре электрички находились бомжи, распивающие самогон и давшие ЛГ прикурить.
А евреи вспомнились просто чисто ассоциативно.
По той причине вспомнились, что они в начале ХХ-ого века очень хотели изменить жизнь в России, и вот это им удалось. В лучшую, худшую сторону – автор не говорит даже об этом.
Конечно, не только им. Еще и масонам - хотелось. И в основном даже масонам, может быть… И не только масонам, но и всем остальным, в том числе – русским. Тем более, что среди масонов как раз и были в основном – русские. А среди евреев – евреи… Блин! Нет слов…
Чо-то самогоном здесь пахнет… Никто не нальет?

«На дне сияющей реки»
http://www.stihi.ru/2004/03/27-383
---------------------------------------------------------
«На дне сияющей реки» нашей памяти есть драгоценные камни… Так неожиданно написалось… Сам не знаешь, почему вдруг что-то приходит откуда-то из глубин подсознания.
Воспоминания о счастье всегда немножко грустны.

Есть такие образы, которые были и остаются для нас – идеальными… на всю жизнь. Увы, иногда мы бежим от нашей любви, искренних чувств дружеских и кладем их как бы на дно сияющей реки… памяти. И лучшие друзья уходят от нас в «темный лес»… Или мы сами уходим от них… Покидаем себя…
Но, что же, только – грустить? Жизнь продолжается. Будем жить нынешним и радоваться сегодня друзьям и любимым, не повторяя страшных ошибок юности.

Почему вы все «как» да «как»? «Каку Данте», каки Аленушки… Будьте проще, воспринимайте как есть, как автор себе представляет. Попробуйте войти в образ и представить себя на дне сияющей реки моей памяти. Я вас положил туда когда-то, на дно и однажды, может, вернусь…
Хочу туда, где темный лес и светлая река. Где другой мой навсегда исчез… Исчезнет там тоска.
Что нужно для жизни? Друг и любимая девушка. Они далеко. Вот за ними когда-нибудь я и вернусь или уйду. Туда. Что же тут не понятного?..

Что есть наша душа мы не знаем. Но очевидно, что заключает она в себе все самое для нас дорогое – друга, любимую…

Есть небольшая шероховатость… Однако, на самом деле, все просто. Уйду туда, где течет река… моей памяти. Течет издалека… И шлет нам привет. Конечно же, тогда, когда мы сами – там, у реки. То есть – я, мой друг и любимая… Все вместе.
Ну, в общем, согласен. Но ведь красиво, а?
Подумаю. Я часто возвращаюсь к стихам и правлю. Большое СПАСИБО за конкретное замечание. Проглядел!

Не все так просто… Я положил девушку на самое дно своей памяти… «на дно сияющей реки». Почему? - Быть женою поэта – крайне опасно.
А друг? И дружить с поэтом опасно. Трудно. Трудно - понять… Поэтому, иногда, от нас уходят друзья, лучшие. В темный-темный лес… От тоски - непонимания, беспросветного одиночества…
Как же это все так происходит? НЕ СПРАШИВАЙТЕ ! Мне трудно ответить, считайте, что это поэтическая интуиция, нечто подсознательное, лежащее глубоко-глубоко… «на дне сияющей реки»…

Своя жизнь… сияющая река… где-то в самой глубине сокровенного. И даже в нее невозможно войти два раза.

Да, эта река памяти, сияющая река, возможно, не только моя. Если посмотреть шире, где наши друзья? любимые?.. Друзья и любимые наших дедов, отцов… Где они сами?.. Хорошо, если на дне сияющей реки, а не в бездне забвения…

Спасибо за мнение. Сколько людей, столько мнений! Подумаю. Но, вроде, нет никакого особенного поэтического криминала. Последняя строфа о том, что не просто душа – там, но и мое «я», и все, что с ним вместе, однажды уйдет туда «где темный лес и светлая река»… навсегда!

«Тебя люблю – больше всего на свете!»
http://www.stihi.ru/2002/05/17-406
---------------------------------------------------------
Без любви сердце отвердевает, растрескивается, его сжигает пламя желания, сушит неутоленная жажда… Пройдет живительный дождь – и расцветает пустыня. Поэтому, «тебя люблю… Как пустыня любит дожди…»
Любовь – это весь мир. От всего лучшего, что есть на земле, любимую не отделить. А если этого лучшего сейчас со мной нет почему-то, - повторяю, как молитву, имя любимой. И лучшее – возвращается!..

«Я все люблю Тебя, люблю!»
http://www.stihi.ru/2003/03/11-326
---------------------------------------------------------
В некотором виртуальном смысле, действительно, я нашел мечту свою поэтически, можно сказать, создал из ничего… Или обрывков реальности. Нашел, написав это стихотворение и некоторые другие.
В жизни видел Мечту свою лишь мимолетно… Она все время от меня ускользала… И только в сердце жила и живет - не исчезая!
Да, есть рядом со мною женщина, которую я люблю. Но… это уже – другая история, сбывшаяся мечта взрослого человека.

«Жизнь в любви»
http://www.stihi.ru/2004/06/08-432
---------------------------------------------------------
Мне кажется, здесь ты сам себе противоречишь. С одной стороны, говоришь, что
- «смысл жизни в поддержании круговорота всего сущего в природе»;
с другой
- «мы все лишь ничтожная частица в масштабах мироздания и наша жизнь вряд ли может хоть сколько-нибудь существенно на него повлиять. А уж чья-то отдельная жизнь и вовсе не играет при этом никакой роли».
Так если мы - именно мы! - не поддерживаем круговорот (не то что не развиваем мир, но даже и не поддерживаем), в чем смысл нашей жизни? Получается, нет никого смысла ни в чем… Это упадническая философия, беспросветная, бесперспективная… Я ее, конечно, не разделяю.
Теперь насчет твоего вопроса… Какие, однако, ты ставишь!
Вообще-то, думаю, ты уже представляешь мою мировоззренческую позицию в целом. Человечество явлено для дальнейшего самопознания и саморазвития мира. А любовь является - одной из высших мировых связей. Это если начинать иерархию от ядерных, гравитационных, в общем, всяких физических, потом биологических, социальных… Абсолютно очевидно, что информационная система высшего уровня - человечество существует и развивается именно благодаря наличию в ней высших взаимосвязей: любви, совести, альтруизма. Без них никакой даже «круговорот» цивилизации невозможен.
Мы не знаем основания мира и никогда, наверное, не узнаем. Наши знания, а точнее, умения, будут возрастать, однако же никогда полного, абсолютного знания-умения, позволяющего создать любой объект практически из «ничто» или разложить его на «ничто» (т.е. знать полную структурную информацию) нам не достичь. Т.е. «не вырвать тайны мирозданья». Но! Значение любви в мире – мы можем понять, и это необходимо!
Кто должен любить, осуществлять высшие взаимосвязи? – Человек, т.е. ты, я и другие… Эта отгадка доступна нам.
И, конечно, мы должны быть все разными – мир множественен, у каждого своя миссия, Мечта, никто не рожден напрасно. Каждая жизнь – драгоценна! Т.е. – «и быть в любви самим собою». Мы обязаны быть - самими собою! И по-другому – не интересно. Все совпадает!

«Над белой водой поднимается ветер»
http://www.stihi.ru/2002/01/16-472
---------------------------------------------------------
Это ассонансные рифмы. Они намного боле сложные, чем обычные. Но не все их воспринимают. Думаю, если прочитать правильно стихотворение вслух, вы бы даже и не заметили, что «там нет рифм».

Даже не предполагал, что эта вещь может показаться тяжелой. Для меня она радостная и светлая. Здесь полное осознание своего единения с миром, а потом и слияния с ним. Без потери сознания! Т.е. это – не смерть. Я как бы становлюсь самим миром, в нем растворяюсь и им наполнен. Нахожусь одновременно повсюду – на Земле и в самых дальних закоулках вселенной…
Необыкновенное, скажу, ощущение!
Для таких ощущений нужно научиться отпускать свое «я». Насколько я понимаю, это возможно делать либо в детстве и юности, либо в возрасте, когда сильные сексуальные влечения перестают затемнять сознание, отпускают или входят в какое-то более-менее спокойное русло.

Хорошо, что бросается. Когда в глаза бросается каждая строчка – здОрово! Если это, конечно, не мешает целостности стихотворения.
Да, есть здесь такой резкий переход из звуковой в зрительную систему… Но в стихах, на мой взгляд, и надо максимально себя концентрировать, а не разжижать. При таком подходе вся вода выжимается, остаются только питательные вещества и витамины… мыслей и чувств.
Не хочу, конечно, сказать, что от живого организма стиха остается сухой осадок… Нет, просто организм должен быть органичен, прекрасен, не иметь ничего лишнего.

Во вселенной есть где душе развернуться. Не всегда просто найти место, где ей хочется свернуться обратно.

«На берегу реки и в реке»
http://www.stihi.ru/2002/12/25-218
---------------------------------------------------------
Все мы однажды сольемся с бесконечной Рекой. При жизни ощущение вечного приходит не часто. И не ко всем.

«Лествица»
http://www.stihi.ru/2002/10/22-351
---------------------------------------------------------
Лесенка к «небу», ступеньки нашего совершенствования. Самосовершенствования. Эта лестница может быть бесконечной – теоретически. Но однажды замечаешь, как ты устал…
Подниматься это – не опускаться…

«Лествица - это возвышенное и правильное название применительно к слову сулам. Лествица Яакова. В христианской традиции известна книга отшельника Иоанна «Лествица». По ней его называют Иоанн Лествичник.
Кстати, я читал у Эскина про Баал Сулама и в одном месте он справедливо переводит его псевдоним как Лествичник.»
Александр Левин

Спасибо, Александр, за исчерпывающее, верное пояснение.
Виталий Иванов

«Почитатели искусства»
http://www.stihi.ru/2002/02/08-469
---------------------------------------------------------
Я различаю искусство и самовыражение. И это – очень важная для меня тема!
«Искусство», как мне представляется, - нечто искусственное, вторичное от самовыражения творческого человека. Третичное, десятеричное…
Искусство проецирует реальную жизнь или уже существующие произведения из многомерного – в меньшее количество измерений. Самовыражение же – это авторское, душа запечатленная, задержанная во времени. Живая душа.
Недаром, «искусство» и «искусственное» слова однокоренные. Язык, вырабатываемый народом, не ошибается.
Против почитателей такого «искусства» и профанации творчества и обращено данное стихотворение.

«Страничка из вечности»
http://www.stihi.ru/2002/01/20-263
---------------------------------------------------------
К вечности мы причащаемся своим творчеством. Насколько это у нас получается, время - покажет.
Странички вечности пролистываю по одной, спешка тут не нужна.

Хочется, чтобы вечность, хотя бы – немного, приоткрывалась еще при жизни. И иногда, в мгновения вдохновения и откровения это ощущение – есть!

«Ты дивную прелесть хранила»
http://www.stihi.ru/2002/06/18-302
---------------------------------------------------------
Высшие Тайны живут сами по себе, не знают свои дороги. Тем более, не знаем их мы. В том, что два человека находят друг друга, оказываются в одинаковых координатах пространства и времени, - Тайна великая. Она – совершилась, «прозрела дороги свои», и я встретился с женщиной, которая стала моей женой.

«Коллектиллект»
http://www.stihi.ru/2002/11/06-285
---------------------------------------------------------
Начинать надо с себя. Главное - не допустить, чтобы своя голова попала в систему оборота Коллектиллекта. Или, по крайней мере, и там осталась – своей. Это уже не мало!

«Мария»
http://www.stihi.ru/2002/10/09-261
---------------------------------------------------------
Изображение Марии – в душе.
Нет, я не атеист, но и не верующий. Я - ее брат. Все мы - дети Единого.

Не обижайся. Ты – тоже ее брат.
А к Богу и Миру отношусь с бОольшим уважением. Не богохульник я, честное слово. Наоборот!
Каждый творец славит Господа. А мы (я и тебя имею в виду) все-таки кое-что – натворили!

Ситуация запутанная и сложная… Есть некое противоречие. С одной стороны, все мы – дети Единого Бога и в этом смысле – братья и сестры. Т.е. у всех нас общий Отец – Бог Отец. (Троица, как известно, - Бог Отец, Бог Дух Святой и Бог Сын.) С другой, ниже уровнем, у каждого есть земные родители – мать, отец, а также есть или будут дети.
Речь в стихотворении идет о Богородице, матери Бога Сына Христа. Она тоже дочь Бога Отца и в этом смысле – наша сестра. И даже сестра своего Сына Христа. Все мы за все времена, бывшие, настоящие, будущие – дети Отца своего, братья и сестры.
Жарко шепчет Марии, что любит ее, конечно, опять-таки, - Бог Отец. Он любит Богородицу еще и любовью Супруга.
Это чисто мои рассуждения. Так вот мне представляется… Надеюсь, это не воспримут как кощунство к религии. Я не утверждаю, но размышляю, сам пытаюсь понять…
Возможно, путаница возникает здесь еще оттого, что рядом встают понятия временного и вечного.

«Какая женщина влетела!»
http://www.stihi.ru/2004/01/23-749
---------------------------------------------------------
Случаются женщины, которые влетают в нашу жизнь, и тут же нас с собой забирают. Улетаешь куда-то, потеряв голову… Куда – соображаешь не сразу, а может быть, и никогда. В страну счастья? В иную какую-то страну совершенно…
А бывает так, что покружит, покружит по комнате, и улетит… Словно ее и не было вовсе.

Рядом с женщиной, бывает, немного сходишь с ума. Видимо, это ощущение случайно попало в стихотворение. Рад, что оно оказалось типа изюминки.

«Улица»
http://www.stihi.ru/2002/03/13-316
---------------------------------------------------------
Верно! Противостояние сие неизбывно. И внешнее от внутреннего можно отделять только условно. Единое неразрывно, мы разделяем его только в своем сознании. И, чем бережней разделяем, тем счастливей живем. - Может быть… А если мы рвем на части единое, резко противопоставляя «зло и добро», «свет и тьму» и т.д. - прежде всего, мы разрываем сами себя.
Какова внешняя «улица», такова должна быть и внутренняя; и наоборот, конечно же. Т.е. внутреннее наше прекрасное правильно переносить во внешнее, а внешнее прекрасное - во внутреннее, по мере сил. А не грязь всякую тащить внутрь и, наоборот, все самое худшее из себя наружу вываливать. В таком случае, Единое Целое будет становиться все только прекраснее и, конечно же, таких страшных «улиц» не будет возникать и не останется в мире. Ни внутри, ни снаружи нас…

«Шансон одинокого хроника»
http://www.stihi.ru/2004/11/25-378
---------------------------------------------------------
У одного моего институтского товарища отец был большим любителем по ночам в бачке ловить маленькие. По крайней мере, мне так сам его сын рассказывал. А хороший мужик был… Умер давно.
Вот, не знаю почему, вспомнилось через многие годы… А может, и что-то другое толкнуло, трудно сказать. Ведь сначала пишешь, потом думаешь… И удивляешься, как такое смог написать?

«Любимый!»
http://www.stihi.ru/2004/11/11-410
---------------------------------------------------------
Мужчина – воин. В любви, может быть, – прежде всего.
Салют в честь любимой женщины означает:
- победу как таковую;
- праздник и поздравления;
- пушка в строю и готова к новым победам.
И каждая женщина к ним должна быть тоже готова!..

«Непобедимые»
http://www.stihi.ru/2004/12/02-206
---------------------------------------------------------
Я тоже не хочу смерти, однако и не желаю быть побежденным. Или перерожденным из себя во что-то другое.
Стихотворение о том, собственно, что, несмотря на все неустроенности, махровое предательство, паразитирующее на коренной искренности, открытости, доверчивости русских людей, мы останемся сами собой, не станем немцами, китайцами, американцами или… космополитами. Мы останемся со своим Богом и не поверим в чужого.
Недавно читал, как во времена Гражданской войны последовательно подавлялись восстания крестьян – губерния за губернией. Путем массового террора, когда имеющиеся у власти, не такие большие силы, набрасывались - на одних, потом на других. Стратегия эта была разработана Лениным. А темные русские мужики мерли тысячами и не знали, что происходит буквально рядом. С огромной Россией справлялись частямий, по очереди.
То же самое происходило во времена организованного голода 20-х, коллективизации и т.д.
И тем не менее! Мы победили в Великой Отечественной. Несмотря ни на что. И как будто, действительно, не замечая миллионов, десятков миллионов смертей – до того и во время войны. Потому что увидели, УЗНАЛИ ВРАГА – В ЛИЦО, А НЕ ПОД МАСКОЙ.
Наш народ в честном бою - не победить!
Не русский народ поднимал и поднимает меч, а против него званые и незваные «гости» проносят под одеждой кинжалы и наносят удары исподтишка или подсыпают яду хозяевам во время гостеприимной трапезы.
Вот о чем речь. И с этим давно пора определиться.
НАШИ ВРАГИ - НЕ ИМЕЮТ ЧЕСТИ сражаться в открытом бою!
Извините, зря я, наверное, это пишу именно на Ваш комментарий. Но задел он меня. Нет, «сытые и живые» - это коровы в стаде. Их доят, пока не подойдет очередь на убой.
Предпочитаю быть человеком - сытым, не очень сытым, но распоряжаться собою самостоятельно.

«Коллективная жизнь моей головы»
http://www.stihi.ru/2005/03/21-605
---------------------------------------------------------
Да, о существовании наших проблем многие не догадываются. А они есть. И все время вылезают откуда-то. Тем более, даже трудно вообразить, какие проблемы можно себе придумать. Однако все время придумываешь чего-нибудь…
На мой взгляд, это можно объяснить неисчерпаемой творческой силой, заложенной в самих основаниях мироздания, которая выпирает из нас, часто практически бессознательно.
Данное странное стихотворение – как раз пример этому. Затрудняюсь сказать, что подвигло меня на его сочинение. Однако я упорно работал над ним, сам не знаю зачем, довольно долгое время, и вот что получилось…

Сам по себе я вовсе не страшный. Авот то, что на моей голове, если задуматься, действительно, иногда и меня в ужас приводит.

Какая-то подсознательная философия порой вылезает откуда-то из головы. Через рот, из ушей, из носа – не знаю…

«Поэт и свеча»
http://www.stihi.ru/2004/03/09-319
---------------------------------------------------------
Можно и в хрестоматию. Раз «просится», мы с Александром не возражаем.
Кстати, заслуга рождения стихотворения принадлежит, прежде всего, Павлову. Если я и попаду в хрестоматию, только благодаря ему.
Жаль, что он бросил писать и все реже появляется в Интернете, черт знает, чем занимается. А то бы мы с ним еще чего-нибудь натворили. Вполне возможно, и более крупное произведение…

«Сиреневые горы»
http://www.stihi.ru/2002/04/04-269
---------------------------------------------------------
О привлекательности здесь не идет речь. Вырывается самое дорогое, болезненно, с кровью. Да, сравнение с абортом очень конкретно и сильно. Писателю должны быть видны не только его недостатки, но и достоинства.
Я не буду менять эту строчку, так вижу то страшное время безвременья, то состоянье души…

«Холмы подсознания»
http://www.stihi.ru/2001/05/29-188
---------------------------------------------------------
Русский человек, когда пишет стихи, про Фрейда не думает. Так… может, о черте… или о Боге. Ну, и о нас всех, грешных и праведных.
Ну, а «черные трусы и фуфайки» - внешнее это все, так же, как и одежды белые и сияющие. Или серая униформа…

«Все мы немножко лошади. Каждый из нас по-своему лошадь.» Так, кажется у Владимира Владимировича?
Иногда ощущаешь себя даже мраморной лошадью. Возможно, что преждевременно…

А не надо! Не надо жалеть времени на поэтов-друзей!
Как-нибудь зайду к вам в черной фуфайке и черных трусах, поговорим серьезно на белые и серые темы.

Одиночество – лишь одно из состояний души. Ее внутренний мир бесконечен – как бесконечна вселенная…
Не сосчитать наши «я», но все они любят свою великую Родину!

Не хватает пса? - Он всех коней распугает… А может, правда, стать другом… одному из моих «я». Кто знает?
Звезды над головой, впереди над холмами… Что на трусах – не так важно. Тем более, что под белыми одеждами трусов и не видно. Может быть, вообще нет.

«К 9-ому Мая»
http://www.stihi.ru/2005/05/03-468
---------------------------------------------------------
Честно сказать, стихи не совсем новые, но вот захотелось их выставить к 9-ому Мая.
Это наш патриотический Праздник - Праздник Победы Русского Духа. И, пока мы его отмечаем, Россия – жива и жить будет.
Вот это насколько важно!

«Страшный сон о новых старых большевиках»
http://www.stihi.ru/2005/03/28-452
---------------------------------------------------------
Большевики могут быть даже и симпатичными, но только в кошмарном сне. Ужасы, порой, завораживают. Есть в разрушении «до основания» некая дьявольская красота, и ее надо людям показывать, чтобы всем все стало понятно. Насколько это возможно, конечно…

«Русская сила»
http://www.stihi.ru/2003/09/08-303
---------------------------------------------------------
В стихотворении о Христе ничего не говорится. Стиш отчасти как раз о чем пишите Вы – языческой силе.
Однако христианство уже не отделить от русской истории и не вынуть из нашей культуры.
В то же время, считаю, великим народ становится, только создавая собственную философию и религию, на базе национальных корней. Заимствования расширяют сознание, но лишают зачастую таланта и гения – отдельного человека или даже народ.
Если Вам интересно узнать мою мировоззренческую концепцию, посмотрите, например, «Проект Вселенная»
http://www.4oru.org/slovo.3103.html

Много всяких кровей в нашей крови намешано, и получилась… такая могучая Сила, что… иногда не умеет рассчитывать собственных сил. Преодолеем и победим!

«Мне прислали ордер на берлогу»
http://www.stihi.ru/2002/01/16-418
---------------------------------------------------------
Это ведь волшебный лес. Там великаны и львы, носороги, саблезубые тигры, гномы…
Ну, а «песенные чемоданы» - это так просто, от сердца. Чего не напишешь в шестнадцать лет! Теперь бы я уже так не сказал. Но стоит ли править?

«Генетическая память»
http://www.stihi.ru/2002/09/16-558
«Желание»
http://www.stihi.ru/2002/04/10-398
---------------------------------------------------------
Надо ли говорить, что в стихотворении речь идет о литературном герое (ЛГ)? Сам автор никого не резал, не морозил и не расстреливал… Соответственно, сынишка ничего ему не крутил. И даже ЛГ все это только приснилось, в страшном кошмаре!
Ответственно также заявляю, что автор никогда никого не просил, чтоб лично его расстреляли. Или кого-то другого. Тем более не просит сейчас. Ни у высокой стены, ни в любом другом месте, из любого вида оружия.
А то, вижу, кое-кто хочет понимать буквально каждое мое слово!
А тех, кто этого не понимает, ЛГ настоящей подборки вполне может повесить за… что-нибудь, без каких-либо шуток. Т.к. он шутит лишь с теми, кто понимает; с теми же, кто шуток не понимает, он не любит шутить!

Споры по толкованию исторических событий в России, как правило, подразумевают вИдение сегодняшнего и перспектив. Я в стихах фиксирую внутреннюю картинку, фотографию души, ничего не придумываю специально. Вот так получилось…
По технике.
Второе четверостишие в первом стихе добавляет конкретики, прослеживает тенденцию из прошлого, через настоящее в будущее. От родителей до детей, продолженье кошмара… в развитии. Да, может быть, несколько… перебарщиваю. Но ведь это лишь сон. Убрать катрен, стих потеряет, хотя станет более гладким, для кого-то приемлемым… Не знаю, пока не хочется.
«Чтоб природы понять голоса» – «чтоб», «чтобы» и так очень много в стихотворении.
А вот «тонко струны звенели» - да, может быть, и хорошо. Учту!
И последнее четверостишие… нет, мне видится так. Авторский вариант более соответствует, на мой взгляд, первой строчке.
Огромное СПАСИБО за отклик и конкретные, неравнодушные замечания! Буду думать еще. С искренним уважением и признательностью, Виталий Иванов

Все виноваты, согласен. И мы – в первую очередь, потому что сегодня – время нашей ответственности.
По технике.
Насчет третьего катрена могу согласиться. Действительно, фраза построена не лучшим образом. Полагал, что сойдет, но, видно, надо все-таки переделывать.
Насчет «штампованности второго катрена – нет, не думаю, что это так. Возможно, он чересчур прям, вызывающ, режет какие-то моральные внутренние устои… Последние. Это, да. Но таково стихотворение в целом - нацелено задеть за живое.
«Чтоб мгновенья годами казались» и «природы понять голоса» - по сути, два разных предложения, через запятую. Хочу, «чтоб мгновенья годами казались», каждое мгновение – длинной с год, или вечность… Что же тут непонятного?
Спасибо за конкретные замечания и живой интерес. Для меня именно такие комментарии самые ценные.
А то, что стихи старые, не имеет значения. Поэзия вне времени, и, пока жив автор, нет окончательных вариантов. Я все стихи правлю, если возникает необходимость – внутренняя или же внешняя.

Тут двоеточие не годится. Собственно, с первого катрена идет перечисление, в основном объединяемое в группы по две строки, а связки – «чтоб», «чтобы»… Был вариант между всеми катренами (1-2, 2-3, 3-4) поставить точку с запятой, может, оно было бы понятней и лучше. Но мне захотелось поставить где-то восклицательный знак, где-то точку… А то, что это перечисление, казалось понятным. Честно сказать, встречаю первое непонимание… Эх, сколько людей, столько мнений!..
Начинается стих:
Я хочу, чтоб меня расстреляли
У высокой-высокой стены…
Кончается:
(Чтоб) И сто жизней мне было бы мало,
Чтобы жизнью насытиться вновь!
Вот зачем я хочу, чтоб меня расстреляли, – ощутить жажду жизни! Вся середина об этом и она же - подход к двум строчкам последним, кульминации.
«чтоб природы» - лучше не ставить, и так много «чтоб», будет явный перебор.
Вообще, стихотворение - настолько хрупкий организм, что любое неверное слово может из него сделать калеку. Этот стих я вижу вот так.
Безусловно, только виниться – бесперспективно. Дело надо делать, согласен. И дело, на мой взгляд, не в поиске «виноватых» - в поиске исторической правды. Ложь – раковая опухоль в сознании человека и, тем более, общества. Духовный организм России смертельно болен, и лечить его можно лишь правдой. Не надо ее бояться.

Бывало по-разному. Чтобы сто раз жить, надо сто раз умереть.
А бывает, просто хочется умереть, и жить снова – не хочется.
С трудом заставляешь себя дожить до того момента, пока снова захочется ЖИТЬ. И чтоб сто жизней было бы мало!
Ведь, если мы живем, значит, это кому-нибудь - нужно…

Это нас возили в мертвых теплушках… И расстреливали у стенки. А теперь нам надо сто жизней прожить за все наши жизни непрожитые…

«Свидание с пушкинской осенью»
http://www.stihi.ru/2002/04/29-205
---------------------------------------------------------
Да, это инверсия… Честно сказать, не бросалась в глаза. Правильнее, конечно же, без нее. Однако… Что-то меня останавливает. Наверное, внутренняя необходимость дополнительного акцента на слове «счастливые»… Пожую еще.

«Ноты сердца»
http://www.stihi.ru/2004/02/03-587
---------------------------------------------------------
Мелодии любви разные – грустные и веселые, отчаяния и счастья… У каждого – своя музыка в сердце. Записать ее у меня получается только стихами.

Да… музыка в крови. Чьей? - Поэта, наверное. Хорошо, что не в чем-то другом!..
Шутишь над самым святым! Не откажусь ни от одного своего слова!

Это музыка – взаимной любви.

Это еще музыка в сердце любимой. Она играется горячею кровью!!..

В третьей и четвертой строке первого катрена указано в чьей крови!
«моей – к тебе»

«Свет осенне-весенний»
http://www.stihi.ru/2004/10/30-507
---------------------------------------------------------
Так ведь и листья – желтые и зеленые. Когда желтые – разжигаю камин, зеленые – распахиваю окно. Как только почувствую себя вновь молодым!..
Речь о наружной осени и весне внутренней. Или наоборот. Разве так не бывает?
Присовокупил его к стихам «Осень любви» и «Осенний дождь», чтобы не было все так грустно… Иначе, можно сойти с ума от тоски. А что-то последнее время – не хочется.

«Демон»
http://www.stihi.ru/2002/09/30-284
---------------------------------------------------------
Демон потому и одинок, что всемогущ. Не бывает двух всемогущих. Но, чем ты выше других, тем глубже твое одиночество.

«Лунное вино»
http://www.stihi.ru/2001/05/18-117
---------------------------------------------------------
О, да! Лунное вино пьянит… А в качестве похмелья оставляет ощущение волшебного счастья!

«Путь»
http://www.stihi.ru/2002/07/05-199
---------------------------------------------------------
Все мы бредем во тьме, не зная среди кого… Каждый – со своей свечкой. Пытаемся разглядеть что-нибудь и, может быть, оставить стихи. - Для кого? Трудно сказать…

Так и бредем… Некоторые поодиночке, а большинство – толпою за кем-то.

Существует много миров, среди них такие как «Волшебная ночь» и «Купола».
Иногда из тьмы можно выныривать в сказку какую-нибудь. Но нельзя о тьме забывать, не закрывать надолго глаза и свечу – не гасить!..

С тяжелой ношей дорога лучше запоминается.

«Сверхновая»
http://www.stihi.ru/2002/10/14-247
---------------------------------------------------------
«И в самом деле, для чего?»
Никто не знает, для чего создается новая вера… на самом деле. Ошибаться могут даже ее создатели… Тем более, - приемники их и последователи, трактующие соблюдение «догматов», в соответствии со своим временем, каждый по-своему.

А догматы – блюсти старые или принимать новые, самим создавать или «молить» кого-нибудь об их создании, по сути, выпрашивать… любые догматы, на мой взгляд, - чрезмерное ограничение разума. Свободный человек сам принимает решение - отвечать «око за око», «подставить другую щеку» или найти иное какое-то разрешение ситуации по месту и времени.

«Виталий, стих прекрасный, но почему «безумные»? И догматы?»
У каждой религии есть какие-нибудь «догматы», аксиомы, не имеющие доказательств, в которые надо просто верить. В этом и состоит вера.
Почему «безумные»? Потому что вера в чужие «догматы» - слепа и, можно сказать, безумна. Без собственных чувств и ума, своего личного восприятия мира и осмысления.
На мой взгляд, каждый человек видит свое лицо Бога и создает свою веру… Которая, конечно же, включает в себя элементы культуры, религии, философии сформировавшиеся за всю историю человечества. Но все это пропускается через свой – новый, народившийся разум и только тогда становится истинной, своей верой, а не слепым безумием догматизма, фанатизма или цинизма.

«Бал»
http://www.stihi.ru/2002/02/28-203
---------------------------------------------------------
«О, как я боялся, что я не любил…»
Что делаю: не любил, не люблю, не буду любить… Не любил – длительность, пролонгация действия из прошлого в будущее. Не вижу, честно сказать, тут греха. Может быть, действительно, маленькая шероховатость. Но если просто сказать: «боялся, что не люблю» - другой, укороченный смысл будет. По этому такая вот петрушка с глагольными временами. Обычно я за этим слежу и в общем случае, конечно, согласен.
А душа кричала, потому что не было настоящей любви… даже когда появился для любви достойный объект и внешне все проявления любви случились. Я любил весь, целиком… а вот душа – не любила. Разрыв триединства, треск, крик, гром, катастрофа.

«Как мимолетный гений мой…»
http://www.stihi.ru/2002/01/07-317
---------------------------------------------------------
«Если уж тебя я вспоминаю, то должно быть, как мимолетного гения моего, или ты вспоминаешься, тогда - как в стихотворении. Вторая строфа - рыхлая, кроме того, что строка вылазит за размер и торчит, как шило из мешка. Но в ней еще и три местоимения. Многовато, на мой взгляд. Но зато «Тень несбывшейся мечты»!»

«Как мимолетный гений мой» - имеется в виду именно мой гений, и понимать надо – буквально, как сказано. Не предмет любви – гений, мое внутреннее его восприятие – гениально. «Тебя я вспомню в сновиденьях…» - как момент высшего своего состояния. Я увидел тебя, и все мои чувства, мысли, способности обострились до чрезвычайности, гениальности… И эти мгновения я вспоминаю всю свою жизнь! Вот смысл стихотворения. Насколько возможно передать его прозой…
Три раза «тебя, меня», наверное, действительно многовато. Не обращал, честно сказать, здесь на это внимание. Подумаю, если удастся найти лучший вариант, исправлю.
А с ритмом в стихотворении все в порядке. Шила - не вижу.
Спасибо за мнение!

Есть у каждого то, что не забывается никогда. И перед смертью, думаю, особенно вспомнится, еще раз – все самое важное.

Да… иногда тянет на классику… прочесть или написать что-нибудь. Ничего невозможно поделать… Видно, в крови!

Может быть, небольшая двусмысленность с гением есть… Но уж больно красивая строчка!
Во-первых, гений здесь в значении из ряда «мой гений», «мой ангел»… Тогда - вспомню, как моего гения.
Во-вторых, мой гений – как мое состояние, гениальность… моя мимолетная гениальность… как мимолетный гений мой.
На мой взгляд, классическая абсолютная правильность построения фразы в стихе не всегда хороша. Часто именно нестандартное построение дает смысловую многозначность, создает пространство, в том числе, и неведомого. И в этом-то как раз очень часто и заключается – вся прелесть стиха. Здесь – как раз такой случай!
Будем считать так.
Стихи хороши тем, в части настоящей поэзии, что в них в одной строчке можно вместить иногда абзац или даже несколько страниц прозы. А иногда – то, что прозой вообще передать невозможно.
Вот, например, у Мандельштама из чайника льется «кривая вода»… Сколько угодно таких примеров. Так и здесь – «как мимолетный гений мой». Мне это отлично понятно на уровне подсознания – многозначно понятно. А прозой можно рассказывать бесконечно.


Рецензии