Не ругайте глаголы. Грозовой Перевал

ПОМЕЩЕНО ПО ПРОСЬБЕ АВТОРА ,, ГРОЗОВОЙ ПЕРЕВАЛ,,
Я не собираюсь никому навязывать своё мнение, но мне хотелось бы высказаться по этому поводу, и вот почему!
Я начал писать стихи с детского сада, я даже помню, чем и могу похвастать, своё первое стихотворение. Это конечно не относится к теме, но тем не менее:

Мама, Мама, Мамочка, свари мне пирожок
Маленький румяненький кругленький рожок)

Но дело не в этом. Когда всё это переросло в нежели просто хобби, появился интерес к поэзии как таковой, захотелось узнать об этом больше. Не знаю как кто, но я начал с простой и доступной литературы, а именно с поэтического справочника, не суть важно кто был автор, не в том дело. Читал я невнимательно, ибо это мне не нужно, в чём я до сих, и искренне, убеждён. Однако попалось мне на глаза следующее, привожу дословно:

БАНАЛЬНЫЕ РИФМЫ...-избитые, примелькавшиеся рифмы: море-горе, кровь-любовь, даль-печаль, слёзы-морозы-розы...Некоторые из этих рифм по своему звучанию относятся к разряду богатых рифм(роза-мороза), но вследствии частой повторяемости в стихах примелькались и утеряли тот минимум неожиданности и ту свежесть, какие необходимы для богатой рифмовки. К Б.р. относятся глагольные рифмы (именно по этому вопросу и мой манифест!),
рифменные пары существительных на ""ение" и "ание", прилагательных на "ой" и т.п.

Первое моя реакция была такова: "Ах ты, чёрт, если я хочу стать "крутым поэтом", я должен свести глаголы на нет!" (ну что-то в этом роде). Однако, в силу своего характера, эта дребедень не слишком долго отягощала мою память, и слава Богу. Но это я! Честное слово, мне не нравятся, достаточно часто встречаемые рецензии типа "Всё хорошо, только вот глаголы!.." Не дословно, но в этом смысле. Господа поэты творческие личности, позвольте привести вам некоторые примеры, на вскидку, не копаясь в источниках, первое что пришло в мою, поверьте мне на слово, светлую (и не по цвету волос!)) голову.

Авторов приводить, думаю, не стоит, ибо всё это классика!

Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку !занемог,
Он уважать себя заставил!
И лучше выдумать !не мог.

...............................................

Вечор. Ты помнишь вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась....

...............................................


Заунывный ветер !гонит
Стаи туч на край небес,
Ель надломленная !стонет,
Тихо шепчет тёмный лес.

Оттудаже.

Над проезжей тарантайкой
Поднят верх, перед !закрыт.
И "пошёл", хлестнув нагайкой
Ямщику жандарм !кричит.

...............................................

Как я выжил будем !знать
Только мы с тобой,
Просто ты умела !ждать,
Как никто другой

...............................................

И таких примеров можно привести тысячи! Возникает вопрос: "Что плохого в глагольной рифме, кроме написанного в справочнике?!". Родные мои, русский язык "велик и могуч", в нём не может быть ничего банального, мат и тот неповторим! Любое слово помимо смысла несёт в себе некую ауру, но глагол, кроме всего прочего есть зашифрованная энергия, кинетика, движение! Как красивы эти слова: "чувствовать", "прикасаться", "лелеять" и многие другие. Глагольная рифма не может "портить картины"! Конечно, нужно знать меру и обладать вкусом. Это как приправа - переборщишь...и невозможно есть, не доложишь - постно! Только не забывайте о том, что все виды метрики, рифмы и вся прочая дребедень - всего лишь "техническая часть вопроса". Основным же остаётся ( и меня в этом никто не переубедит! ) Чувства, Сюжет, Картинка. И прежде чем вам взбредёт в голову не подумавши заметить "Фи, да у вас тут банальные глаголы!", хотя бы раз прочитайте произведение вслух, потому как любой стих, равно как и вся поэзия, определяется звучанием, это есть песня!
А в оконцовке позвольте сослаться на малоизвестного, но подающего надежды, автора. То бишь на меня!)

Разбитое стекло, да не склеится,
Растянутая нить обрывается...
Прощальный поцелуй с губ срывается,
Но это только пыль, что развеется.

Банальный эпилог нарисуется,
Напрасные слова не услышатся,
Судьба, что черновик-перепишется!
Последний твой упрёк явно сбудется.

Забытая постель не согреется,
Забитая душа к воле просится,
Ещё чуть-чуть и всё, не воротится.
А чувство, как зола!Только тлеется.

Разве это некрасиво? Разве это банально?

Не ругайте глагольные рифмы, не пренебрегайте глаголами!
P.S.:Прошу прощения за имеющиеся грамматические ошибки, признаюсь, слаб в этом...


Рецензии
Рассуждения о банальности глагольных рифм ни для кого ни новость.
Их повторение, уж точно, является кратно большей банальностью,
чем само осуждение глагольных рифм.
Любой организм не может нормально функционировать без какой
либо своей составляющей, так литературный язык не может
безупречно выполнять свои функции, без какой либо части речи.
Тем более в поэзии. И по каким критериям установлена ущербность глагола в рифме? Это чистейшая, надуманная, обросшая мхом условность, ревностно охраняемая косностью для
демагогических упражнений и демонстрации претензионной значимости. Время изменит условности - охранники новых услов
ностей будут защищать их столь же ревностно, как защищали старые. И не потому, что они привнесут в язык абсолютное совершенство, а потому, что они жизненно необходимы самим защитникам… Всему разумна мера, в т.ч. умствованию.


Максим Зуев   23.04.2006 03:15     Заявить о нарушении
На это произведение написано 17 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.