нормы ненависти и презрения к гою

Сегодня только ленивый
не критикует исламский мир,
находя корень всех бед
от Чечни до Манхэттена
в установках ислама.
Если поведение
арабов, татар,
чеченцев, малайцев
обусловлено их верой,
то не следует ли
применить этот тезис,
столь любимый еврейскими
публицистами и ориенталистами, -
к самим евреям?
Но прежде чем перейти к выводам,
следует проверить и убедиться,
что эти нормы
ненависти и презрения к «гою»
действительно
есть в наличии.
Вот что, например,
пишет раввин Макс Даймонт
в своей книге «Евреи, Бог, история»:
«Неевреи презирали евреев,
но евреи презирали тех
еще больше.
Они не сомневались в превосходстве
своей культуры,
духовных ценностей,
этики».
B конце концов,
если мы сведем Галаху
к поступкам ортодоксального еврея,
к его действиям
в непосредственной близости от нееврея,
сразу окажется,
что она, в сущности,
не так уж плоха.
Какое нам,
в сущности,
дело до того,
что еврей полагает
нееврея более низким существом,
чем собака,
если из страха
как бы чего не вышло
многочисленные постановления
разрешают
лечить нееврея,
принимать его на работу
и даже
честно возвращать ему сдачу!
Иудаизм –
действительно
малоприятное учение
с расистской подоплекой,
отвергающее универсальные ценности
и классический гуманизм,
не считающее неевреев
полноценными людьми
и готовящее им
малоприятное будущее.
Однако данное заключение
может быть
аккуратно выведено лишь
с учетом того обстоятельства,
что, к примеру,
Маймонид,
строго запрещая возвращать
нееврею
потерянный им предмет
и грозя ему геноцидом
в мессианские времена,
одновременно требует
аккуратно отсчитывать ему сдачу.
Ксенофобия не может считаться понятой, пока не вскрыты ее механизм и мотивы. Поэтому невозможно любоваться нынешним хасидским людоедством иначе как сравнивая его с нежным МО-расизмом, а без забавного «либерализма»Меири мракобесие автора «Тании» или Магараля представляется одновременно неполным и непонятным. Самый факт, что современные западные еврейские ортодоксы вынуждены изобретать диковинные причины и способы, оправдывающие цивилизованное социальное поведение, но не в состоянии отказаться от классического еврейского дискурса, взвешивающего, до какой степени нееврей – недочеловек, куда содержательнее нетерпимых пассажей Маймонида или Каро.


Рецензии