Хирургия на дальних расстояниях -роль критики в сетевой поэзии-

Чтобы войти в курс дела, Вам необходимо прочесть Предисловие к сборнику.
*** Предисловие к сборнику статей о поэзии и стихосложении ***
http://www.stihi.ru/2006/03/04-728
------------------------------------------------------

Авторский текст (оригинал) настоящего материала расположен здесь:
Роза Ветров, "Хирургия на дальних расстояниях"
http://www.stihi.ru/2004/05/18-917
------------------------------------------------------


Хирургия на дальних расстояниях (Роза Ветров)
====================================

Преамбула.

Об отношении к критическим замечаниям сказано уже немало. Думаю, что любой автор хотел бы научиться лояльно относиться к критике в свой адрес, но получается далеко у всех. О роли критики в современной сетевой поэзии и поведём мы нашу сегодняшнюю беседу. Сразу оговоримся, что целевая аудитория данной статьи – те авторы, кто желает расти и совершенствоваться на радость читателю.

1. Сперва дадим несколько определений, которыми и будем оперировать в дальнейшем во избежание кривотолков. Итак, критиком мы назовём автора (памятуя о том, что именно авторы в девяноста девяти случаев являются критиками в сети), который умеет мотивированно высказать свою точку зрения по поводу обсуждаемого предмета, указать на преимущества и недостатки произведения, и в некоторых случаях проанализировать творчество подопытного в разрезе. Нужно ли указывать как отрицательные, так и положительные моменты? Этот вопрос каждый из критиков волен решать сам, нет единого и универсального шаблона. Зачастую авторам успевают высказать столько восторгов, что критику было бы нелепо присоединяться к общему хору. Хотя иногда не лишним бывает попробовать определить направление наиболее перспективного развития. Должен ли критик быть доброжелательным по отношению к рецензируемому? Скорее всего, нет. Уместнее всего соблюдать дистанцию, не переходя в разряд виртуально близких автору людей. Подобная отстранённость позволяет называть вещи своими именами и критиковать произведения в полной мере, отношения же «на короткой ноге» приводят к скидкам на те или иные огрехи, и в итоге формируется ряд Юпитеров, которым позволено куда больше, чем быкам. Обязан ли критик писать хорошие и безупречные стихи? Конечно, нет. Равно как никто не в силах обязать судью в художественной гимнастике раскорячиться через коня. Здесь главным мерилом могут служить вкус, опыт и здравый смысл, опирающийся на ключевые знания в нужной области. Бытует мнение, что критику неплохо было бы закончить профилирующий вуз. Сомнительно, что зомбирование свободного сознания литературными догмами пошло бы на пользу человеку, призванному к проведению независимых экспертиз. Вторым делом определим критиканов. Это многочисленный отряд воинствующих дилетантов от литературы, не представляющих ничего в плане собственных стихотворных достижений, но имеющих скверный характер и завышенное самомнение, по сути это - энергетические вампиры. Этих бойцов легко распознать по крайне слабой аргументации, по бесконечным ссылкам на вырванные из контекста высказывания того или иного деятеля мировой культуры, по неумению и нежеланию понять собеседника в диалоге, по быстрому и неадекватному навешиванию ярлыков. Рецензентами в данной статье мы назовём авторов, чьи отклики недостаточно глубоки и развёрнуты для того, чтобы назвать их полноценной критикой. Скорее это просто и доступно высказанные мнения, как правило – дружелюбного характера.

2. Что делать автору, увидевшему под своим взлелеянным детищем критический разбор? В первую очередь – надо дать себе остыть. Как показывает практика, разборки, устроенные на скорую руку, ни к чему хорошему, кроме флуда и флейма не приводят. В итоге две весьма достойные стороны рискуют быть лишёнными столь ценного общества друг друга. Подумайте, насколько Вы обогатитесь от того, что отобьётесь фразой "сам дурак"? Поэтому, дайте критическому отзыву проникнуть в Вас. Проанализируйте, кем является Ваш оппонент и что именно хотел сказать. Если это критикан, стоящий обеими ногами на позиции «этот стих плох потому, что он плох (варианты: плох автор или некрасива фотка, нет знаков препинания и есть опечатки, все строчки с маленьких букв и построены не так, как у Пушкина)» – можно смело расслабиться. Бурно реагировать не надо, скажите человеку «спасибо», он ведь старался, наверное. Любая полемика отнимет у Вас энергию на радость вампиру. И уж совсем ни к чему набрасываться с якобы критикой на вампирские стихи - именно этого от Вас и ждут. Другое дело, если Вы видите в авторе разбора участливого хирурга или сурового терапевта. Для большей пользы попробуйте понять, для чего они написали этот текст. Ведь не лень же было. И откроется Вам простая истина – кто-то по другую сторону монитора хотел как лучше, не остался в стороне и предложил свою помощь. Цените эту теплоту, в век виртуальный человечество испытывает недостаток в участии, тогда как дефицита в общении нет. Не стоит идти в гости к написавшему и топтаться по его произведениям, не это должно явиться результатом литературного процесса. Не стоит так же очертя голову вносить исправления в текст или вставать на оборону родной строки. Здесь важен анализ и трезвое размышление. Пусть истина не родится сиюминутно, но вы приближаете её появление. Мы не рассматриваем здесь варианты взаимодействия с рецензентами, поскольку уверены, что все рецепты доступны и широко применяются.

3. Так в чём же суть критики, чем она, суровая и беспощадная, лучше добрых и дружеских рецензий? А вот в чём. Это – зеркало, в котором Вы можете увидеть своё произведение таким, каким оно дошло до независимого читателя. Это – бескомпромиссная обратная связь, кристально чистая и высокотехнологичная. Это – проба, одна из многих, которые ставятся на произведение, но – наиболее достоверная. Посему – возлюбите критика, приносите ему жертвы, молитесь на него. В эпоху больших скоростей и хлещущей через края 17-тидюймовых плотин энергии мировой сети крайне важно остаться собой, человеком разумным, совершенствующимся и ищущим.

18.05.2004 г.

Роза Ветров


Рецензии
Пункт третий к сожалению, слишком уж отдает известной восточной мудростью:
"сам себя не похвалишь - ходишь, как оплеванный"
Чепуха все это. Критики так же неидеальны, как и авторы.
И промахов у них хватает. И недоработок и слепоты. У той же "розы ветров".
.
Критиков стоит "любить" не за то, что
"Это – бескомпромиссная обратная связь, кристально чистая и высокотехнологичная. Это – проба, одна из многих, которые ставятся на произведение, но – наиболее достоверная..."(с)
А за то, что даже не очень хорошая обратная связь - лучше, чем никакой.
И что для улучшения стиха похвалы не дают ничего. А ругань - что-то может дать.
.
С уважением

Тимофей Бондаренко   01.11.2010 23:10     Заявить о нарушении
С кем вы собираетесь дискутировать, Тимофей? Со мной? С какой стати?
Я не несу ответственности за содержание статей - и я ясно об этом сказал.
Вы ещё днем прочли Предисловие к Сборнику, я видел. Так в чем же дело?
Но чтобы не вводить в заблуждение других Читателей, я приведу ту цитату:

~~~~~~~~~~~~~
. . .
Всем авторам статей и заметок я заранее выражаю огромную благодарность
от себя и всех наших читателей за их труд и вдумчивое отношение к тематике.
Я постараюсь (по мере своих возможностей) известить всех о копировании их
материалов в этот раздел - но в любом случае, ссылки на авторов всегда ставлю.
Читателей же я прошу затевать здесь полемику в разумных рамках (пределах),
отдавая себе отчет, с кем они хотят дискутировать - со мной, автором, народом.

Я не несу ответственности за содержание статей и не всегда разделяю мнение
автора. Я не пиарю предлагаемые материалы, а собираю их под одной крышей.
Если одни материалы попали в эту подборку, а другие нет, то это не значит, что
я отношусь к этим материалам лояльнее или теплее. Это значит, что я пока ещё
не нашёл или не успел разместить и иные материалы рассмотренной тематики.
Если мне помогут все читатели в этом поиске, то подборка будет расти быстрее.
. . .
03.03.2006 г.
http://stihi.ru/go/www.stihi.ru/2006/03/04-728
~~~~~~~~~~~~~

Одним словом - ваши веские замечания обращайте напрямую - к Розе Ветров.
http://stihi.ru/avtor/rozav
Хотя ваше мнение я уважаю, и оставляю его здесь на суд читателей.
Будем считать, что вы говорите сам с собой, без меня.

Желаю успехов! До встречи! Пока!
С уважением,

Александр Иванов   02.11.2010 03:06   Заявить о нарушении
Александр, это конечно же не к Вам. Просто отзыв на публикацию. Так где она размещена.
Я спорю не с личностью, а с определенным мнением.
Если оставление отзывов на посты не предусмотрено форматом, то приношу извинения.
.
С уважением

Тимофей Бондаренко   02.11.2010 09:01   Заявить о нарушении
Все хорошо, Тимофей! всё правильно! я вас отлично понимаю...
Это я на всякий случай сделал пояснение для несведущих читателей.
Ясно, что дополнительное мнение - только на пользу обсуждаемым вопросам.

Александр Иванов   02.11.2010 16:47   Заявить о нарушении
Кстати, оригинал не расположен там, где Вы указали.
Выдается сообщение - "Произведение удалено автором".
Боюсь, что и с рядом других постов может быть то же самое.
Вы сами их не проверяли?
.
С уважением

Тимофей Бондаренко   02.11.2010 18:19   Заявить о нарушении
Что ж теперь поделать!? - это интернет...
Страницы, как люди - и рождаются, и умирают...
Тем более - тешусь тем, что я успел сохранить копию.
А смерть страниц я нахожу часто - я же вебмастер и админ.
Спасибо за сообщение!

Александр Иванов   03.11.2010 01:21   Заявить о нарушении
> Боюсь, что и с рядом других постов может быть то же самое.
> Вы сами их не проверяли?

Что из того, что я проверю? и обнаружу еще пару смертей...
Даже если бы я был врачом-реаниматором, то помочь уже на смог бы.
Автор вправе делать со своим детищем что угодно - в этом свобода инета.

Александр Иванов   03.11.2010 01:24   Заявить о нарушении
Я это к тому, чтобы сделать соответствующие пометки на материалах.
.
С уважением

Тимофей Бондаренко   03.11.2010 11:56   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.