Павел Самсонов. Куда читать?

Толстые журналы. Для некоторых сейчас это сочетание является всего лишь пустым звуком. Но только для некоторых. Потому что большинство читающей публики прекрасно помнит те времена, когда каждый свежий номер «Нового мира» с «Архипелагом Гулаг» или «Москвы» с «Историей государства Российского» заставлял биться сердце читателя уже на ближних подступах к верхним дыхательным путям, а чувство голода физического с лёгкостью заглушалось чувством голода духовного. Даёшь Оруэлла! Даёшь Конквеста! Ходасевич, Гумилёв, Набоков, Бродский для кого-то вновь, а для кого-то впервые врываются свежими сквозняками в их устоявшиеся миры, чтобы поставить там всё с ног на голову. Семизначные тиражи бьют все мыслимые и немыслимые рекорды, и книга Гинесса совершенно безнадёжно отплёвывается от них. Русские идут!
Так было всего 15 лет назад.
Потускнели ореолы вокруг толстых журналов. Не те уже «Знамя» или «Дружба народов». Тиражи из семизначных превратились в четырёх... Книжные полки завалены всем, чего душа пожелает. Появились интернет и контрафакт с их информативными сверхвозможностями. Да и духовной пище зачастую стали предпочитать материальную...
И всё же, читать много меньше, как мне кажется, не стали. А толстые журналы, на фоне гигантского вала бумажных и интернет-публикаций, таки по-прежнему выполняют важную роль, т.к. профессиональные коллективы, занимаюшиеся их выпуском, устанавливают планку качества на вполне сносной высоте, а значит от неё и отсчёт недурно вести.
Моё февральское путешествие по страницам толстых журналов связано не только с желанием разузнать, где же она, эта планка, ныне находится, но и подсмотреть, как на общем фоне «официально признанной» литературы выглядит литература «зазеркальная». Поскольку «Круги» занимают прежде всего поэзия, критика и эссеистика, в этом направлении и устремим свои взгляды.

Во втором номере «Дружбы народов» за этот год вы найдёте несколько интересных материалов, посвящённых Борису Слуцкому, среди которых выделяется статья Льва Аннинского "Я родился в железном обществе...".
В разделе «Поэзия» наибольшее моё любопытство вызвали стихи Вячеслава Куприянова. Не только потому, что маститый поэт является ещё и автором нашего сайта (хотя и поэтому тоже), но и просто ввиду того, что стихи мне понравились:


СТРЕКОЗА И РЫБА

Стрекоза в полете — гроза,
если слушать ее муравьям.
Рыба смело смотрит в глаза
утопающим и кораблям.

Стрекоза
над водой — молния!
Но, ломая полета линию,
Она, в насмешку над волнами,
заденет их крыльями.

Тогда вода выдавливает рыбу.
И рыба ринется, колебля тело,
на стрекозу. В ее стремленье смелом
слепая убежденность рыбы,
что ей необходимы крылья.

В 10-м номере питерской «Звезды» за прошлый год опубликованы стихи Александра Брятова. Приятно, что там долго говорить. Приятно, что в журнале, история которого тесно связана с ждановской руганью в адрес Ахматовой, публикуют стихи автора, которого так самозабвенно в своё время ругал я (правда, затем и хвалил, примерно за то же, за что прежде ругал, но это не в счёт)

Мне нравится разглядывать без грусти
сквозь выпуклое стеклышко души,
как осень поджигает захолустье -
а дождь его не в силах затушить,
как бережно раскачивает ветер
батут сырого неба нитяной,
где ангелы резвятся, словно дети,
зажмуривая крылья за спиной.

В 11-м номере «Звезды не пропустите статью Маргариты Файнберг «Это всё о России...» по страницам «итальянских» записных книжек Александра Блока.
В этом же номере Борис Рогинский, видимо, накануне очередного экранного явления Остапа Бендера народу, анализирует прежние экранизации романов Ильфа и Петрова: «Интеллигент, сверхчеловек, манекен – что дальше?»

Статья интересная, как любопытно и мнение по поводу того, какого рода литертурой являются любимые многими поколениями читателей произведения:
«настоящая ли это литература? С одной стороны - классика, которую читали (по крайней мере, до появления фильмов) и знали наизусть практически все жители нашей страны. С другой стороны - вроде бы не высший сорт, скорее даже ширпотреб. Есть "великая проза" 20-30-х годов: Булгаков, Платонов, Бабель, Пильняк, Шолохов, Замятин, Олеша. Зощенко уже не совсем входит в обойму. А Ильф с Петровым? Даже и близко не стояло».

Вот так, Зощенко, оказывается, по-прежнему не в обойме, а Ильфа с Петровым и рядом не стояло...

Во втором номере «Знамени» за этот год проглотите одним махом рассказ Евгения Гришковца «Погребение Ангела». Да помню я, что мы всё больше о поэзии да эссеистике, но я ж не знал, что там Гришковец.
В «Знамени» же всеми нами любимая и многотерпимая (это я так шучу) Ольга Чернорицкая рассказывает о финлядском историко-культурном журнале на русском языке "LiteraruS — Литературное слово".
В последнем (январском) номере «Вопросы литературы» опубликована также её большая статья «Энтропия.NET (Публицистика в сети)».
Господа, это о нас с вами, между прочим! Кравчука, по крайней мере, Ольга Леонидовна изрядно прославила.

Помнится, в своё время, мне нравился норвежский писатель Кнут Гамсун. Не уверен, что я ещё когда-нибудь вернусь к его книгам, но его публицистика 1935-1944 годов, с которой можно познакомиться в 11-м номере «Иностранной литературы», моё внимание на себя обратила:

«Он держится, Адольф Гитлер, этот выдающийся человек, который потихоньку-полегоньку поставил весь мир на ребро и теперь переворачивает его на другой бок! Он справится! С ним рядом его великий итальянский соратник, с ним главные континентальные державы Европы. Сообща они справятся - и войне придет конец!»

Вот такой он, вполне допускаю, кому-то ещё совсем неизвестный нобелевский лауреат Кнут Гамсун.

Поэзии Олега Хлебникова посвящено эссе Станислава Рассадина в 128 номере «Континента» «Легко ли быть?.. или Интеллигент-почвенник». Читать Рассадина всегда увлекательно и этот случай – не исключение.

Почему в воровском мире был культ Есенина? Никогда не задавались таким вопросом? А и действительно, почему? В 12 номере «Невы» разбором этой актуальнейшей темы занимается Вячеслав Влащенко.

В «Новой Юности» (№4, 2005) моё внимание к себе приковала статья Александра Крылова, посвящённая Гёте, «Фауст не бывает без Мефистофеля», а в «Новом журнале» (№241) я с восторгом углядел стихи своего «стихирского» однокашника Этельзона. Поскольку к их поклонникам я себя никогда не причислял, с гораздо большим воодушевлением был отмечен факт возвращения Майка к своим корням. Поздравим его, он теперь не только автор «толстого» журнала, но и снова Михаил.
Вообще, после того, как была обозрена вся картина, оказалось, что более активным автором, чем Этельзон, является разве только Алексей Цветков, за что, очень надеюсь, ему будет сделано общественное порицание.

Активна и автор того же «Нового журнала» Марина Гербер, появившаяся ещё в «Интерпоэзии». Честно говоря, что она там делает, рядом с Владимиром Гандельсманом, Александром Кабановым (между прочим, получившим премию «Нового мира» за прошлый год) и Светланой Бодруновой, непонятно, так себе стишки.

Кстати, о «Новом мире», во втором номере читайте Владимира Губайловского:

Лермонтовские юбилеи

В октябре шестьдесят четвертого года
Ахматова спросила Наймана:
“Вы не замечали,
что на лермонтовские годовщины
обязательно происходят катастрофы:
1914 — столетье рожденья,
1941 — столетье смерти.
И вот шестьдесят четвертый —
сто пятьдесят от рожденья.
Юбилей — поскромнее,
и беда ему вровень —
убрали Хрущева”.

Ни Ахматова,
ни Найман, ее слова записавший,
знать не могли, что ближайший,
по определенью Ахматовой, “скромный”
юбилей придется на 1991
год, в который страна треснет
и распадется на черепки
с режущими краями.

Я не верю гаданью по числам.
Может быть, это — только совпаденье.
Но мне зябко подумать, что будет
в 2014 году.
200 лет — юбилей серьезный.

В 12 номере «Октября» за прошлый год перелистайте «Дневник писателя» Ф.М. Достоевского как прообраз сетевой публицистики.» Леонида Андрулайтиса, а в первом номере «Урала» - «Дуэль и смерть А.С. Пушкина глазами современного хирурга» Михаила Давидова. Что-то новое вряд ли для себя почерпнёте, но это относится только к тем, кто в теме, а кто не в теме – тем читать, читать и читать!

«Дурная кровь в мои проникла вены...", или Две судьбы Высоцкого». Статью Марии Раевской размещена в шестом номере «Вопросы литературы» за прошлый год. Там же - очень интересные материалы Михаила Горелика «Огромно было лето», посвящённая творчеству Рильке, и Елены Муриной «Аркадий Белинков в 1943 году». Как, вы не знаете, кто такой Аркадий Белинков? Тем более почитайте!

В 76 номере «Нового Литературного Обозрения» моё внимание обратила на себя статья Татьяны Ковалёвой «Поэт Незнайка, малыши и малышки на сцене русской поэзии для детей».

Очень много хороших стихов в относительно новом журнале «Новый Берег» (№10). И много знакомых имён: Алексей Цветков, Анна Кузнецова, Сергей Комлев, Владимир Антропов, Игорь Караулов, Сергей Слепухин, Евгений Орлов, Сергей Нохрин, Владимир Таблер, Светлана Бодрунова.

Для тех, кто чересчур соскучился по публицистике из недавнего прошлого, очень рекомендую прочитать статью «Единение – наш исторический выбор» Александра Лукашенко в 12 номере «Нашего Современника». Там же публикуется переписка Татьяны Глушковой со Стасиком Куняевым «Чёрные розы Гефсиманского сада». Познавательное чтение. Весьма!

И наконец, «Критическая масса» №3-4 за 2005 год:
Елена Фанайлова «Это не кризис. Это ****ец»:

«Сегодня наблюдается тяжелейший кризис смыслов в русской не только поэзии, а тотально, во всей русской идеологии, в поле смыслообразования, не говорю уж о философии, которой у русских просто нет. Поэзия — один из важнейших инструментов смыслообразования, антропологический инструмент. Страна Россия переживает чудовищный антропологический и онтологический кризис. Поэзия обязана не только это вяло констатировать, но и найти способ довести до сознания безмозглых современников, что дела обстоят более чем неважно. Современники, затраханные социальными катаклизмами-катастрофами и собственными иррациональными страхами, не хотят слышать ничего дурного, а хотят успокоительного, и я их понимаю, но не оправдываю. Тот, кто заставит их слушать, окажется на пиру в Валгалле. Что-то я такого певца не наблюдаю окрест. Это не кризис. Это ****ец».
На этой оптимистической ноте я с вами раскланиваюсь и прощаюсь
ДО АПРЕЛЯ!

Дела, знаете ли...

 











Рецензии
Это рецензия на статью «Блеск и Нищета»
Не понимаю, почему должен загружается весь текст
Прежде чем оставить рецензию
Неохота ждать было, пока текст загрузится

Я считаю черный список, это нонсенс!!!
Критику должны читать не только авторы
Если не согласны

СРАЖАЙТЕСЬ!!!

Чрезвычайно возмущена прочитала все от и до
Пусть каждый пишет как хочет
Кто мне не нравится, тех не читаю
Раз захожу и все
Про рецензии я уже писала, и повторятся не буду
Но неизменно верю чуду
Что время светлое придет
И через боль поймет народ
«Глядите больше музе в рот
А критикам наоборот»


Шарль С Патриков – не думать не видеть не знать, просто читать как знать
Бронштейн Павел – тебя иногда читаю но не прибавляя голосов
Захожу с другой ХР – криво пишешь но читать можно
Павел Самсонов – тоже самое, хотя больше не читаю, скучно
Илья Давыдов если -б не черный список выразилась бы, по полной программе
Скажу просто: глупы чувства, глупы мысли
Хотя есть интересные вещи
Александра Баравицкая – Трудно сказать, чувствуется большая работа
Но Абстракции да и не точности
Чувств совсем нет, манекен да и только
Еще раз пишете, труд уже есть труд
И он должен быть вознагражден


Да еще «Мне» безумно нравится творчество
Анечка Пашкевич – Вот где настоящие чувства

Она творит не вам чета
Из сердца строчки вынимает
Пусть непонятна красота
Что в блеске, лезвия сверкает

Остальных кто мне нравится можете оценить по восторженным экспромтам
На страницах: Галича, Трон Любви , Спаниельки ,Принцесса Натали, Нора Никанорова
Последние время зависаю именно там
Чтоб душа, отдохнула от всякой грязи


О чем писать вы волки звери
За что сражаетесь теперь
Не зная правды и потерь
И только как, вас все терпели

Не звук не рифмы, тлен и мрак
Обиднее слов не подобрали
Для вас кто не согласен враг
И видно чужды пасторали

Не гнев не ненависть , а зло
В вас сатана невольно будит
Так пусть же, муза вас осудит
Разбив презренное стекло

Тех строчек, что дыша обидой
Готовы, снова втоптать грязь
А после, злым шутом смеясь
Заполнить бешеной корридой

Шуты, изгои, Мельпомены
Психеи кланяться должны
Эрате, слано режешь вены
В кошмары, превративши сны

Что ищете любовь и муку?
Да невозможно вас читать
Прочь, не познавшие науку
Что чувства нам не выбирать

Не видишь красоту, не слышишь
Вам не дано, несчастны вы
Строчки бездушные, полны
Абстракций о которых пишешь

Что вам журчание ручья
И крики птиц, и зовы мая
Уж коли рифма не хромая
Так разобраться в ней нельзя

У вас в стихах , строчки пусты
Как красок яркая, витрина
И реют грязные листы
К стальной решетки магазина


Где души спрятали свои
Их напоказ не выставляя
Войти пытались в двери рая
Не испытавшие суммы

Да не вошли там и остались
В плену, презренья и молвы

Все те же склочья, переборки
Разбор кто с кем да почему
Вы звери, хищники, вы волки
Ну, так и войте на луну

Закат озер, небесной дали
Жаль вам увидеть, не дано
Вы раз хоть, за других страдали?!
Чтоб сердце кровью истекло


Позеры от пера вас жалко
Как кошки подрались за что?
Ну не доволен, славы, алкал
Пишет не так, только всего!?

Вы же себя за, то порвать готовы
А вдумайтесь, а слава вам нужна
Ведь это бремя, не нужны слова
И часто жертвы требует она
Не вечна жизнь, и таковы основы

Хотите о себе оставить след
Чтоб прочитали, он или она
Безвинно канули, в «ничто»
В расцвете лет
Что, уже радостно, кружится голова?
Но выбрав этот путь, уже спасенья нет
И не к чему, «напрасные слова»



Фанфаров , лавров жаждете, цветов
А вы за все, готовы заплатить
И верьте счет для вас уже готов
Он стоит вашей жизни, может быть

Еще раз
СРАЖАЙТЕСЬ
Чтоб знать, что вино хорошее
Не обязательно знать его марку

«Не стоит миф
Короны или славы.
Не стоит трона
Добиваться королевы.
Ведь здесь порою правы,
Кто не правы,
И кто не правы
Правды полны веры.»

Анна Япарова   17.05.2006 06:47     Заявить о нарушении
----- КУРИНЫЕ ВЕДОМОСТИ № 777 ----
----- Информационное приложение -----
к журналам "Еже Писах" и "Круги"

Здравствуйте ежеписашки и кругасты!
Вернее, кругистки и ежеписахи, здравствуйте!

Сообщаю всем, что сегодня Люси Блаженская написала шикарнейшую юморную статью
под названием "Нина Жако вышла замуж за Самсонова!"
http://www.stihi.ru/poems/2006/05/23-355-e-10.html

В статье Люси весьма корректно посмеялась над глупостью местного "критика"
питах-тыквянина Павла Самсонова (он же Нина Жако, Степан Зелёный, Герман Вознесенский etc).
Самсонова многие уже знают, как местного клоуна, и внимания на него не обращают.
Поэтому Самсонов скрывается под разными клонами, чтобы люди не врубались,
что за придурок пишет им пакостные отзывы, и нервничали.
Последнее, очевидно, доставляет лысому питах-тыквянину немалое удовольствие.
Ну, а Блаженская Люси посмеялась над ним... Этого смеха Кравчук не выдержал
и снял с анонсов ее статью.
В связи с этим грубым нарушением правил, а также в качестве компесации за украденные баллы и производится данная рассылка.

Удачи всем добрым стихирянам!

Вика Спам   23.05.2006 19:42   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.