Механический город

…И не сыщешь в сумерках ночлега,
всё здесь чуждо: глина, сталь, кирпич,
ломкие наречья улиц, беглый
свет реклам, державный паралич
Ильича, застывшего в постылой
позе с указующим перстом,
с голубем, венчающим затылок,
плешь облюбовавшим, как престол,
да окрест – бескрайние погосты,
голые костлявые кусты…
Словно провинившийся подросток,
прячешь взгляд, стыдясь того, кем ты
вдруг себя почувствовал, бормочешь:
жизнь или механика одна?..
Маховик запущен, что есть мочи,
время – ткач сермяжного рядна.
Пей теперь отраву покачнувшей
землю под ногами пустоты,
ты ещё подышишь, покочуешь,
Бога окликая, но кусты,
стриженные словно по линейке,
всё тесней к обочинам дорог,
гуще ночь, и молвить слово не с кем –
ты непоправимо одинок,
ты и сам теперь уже не знаешь –
кто ты? и зачем? и жив ли, нет?
Как тебе легко – идешь и таешь
с каждым шагом, только по спине
зябкие мурашки, только в спину
ветер, ветер… Встань и оглянись
на свои скупые палестины –
это всё живое, это жизнь…


Рецензии
Крепкое, сбитое стихотворение. Характер мышления, синтаксис, образный ряд и прочая, прочая - повторятся не стоит, Вы себе цену, по всей видимости, знаете. Единственное - упреки по поводу излишней распространенности произведения, пожелания о первых 14 строках и т.д. В этом какое-то рациональное зерно есть, но дело, скорее всего, не в объеме и не в излишней образной детализации (как выразился один из рецензентов - "комментарий"). На мой взгляд, "Механический город" реально состоит из двух образно-ритмических циклов (граница - 12-14 строки), ни один из них не лишний, они связаны между собой и пр. Однако если первая часть и получает некое промежуточное завершение (изменение характера применяемых образов - после "кустов", до которых шел визуальный коллаж, Вы переходите к обобщающим оценочно-значимым конструкциям, ритм, акустика - Вы меняете характер клаузул - по моему слишком резко), вторая часть этого завершения не имеет. Вдохнуть вдохнули, а выдохнуть не даете. "Маховик замрет и город сгинет//Хрустнет механическая жизнь..." - смысловое обрамление вполне мотивировано, но нет типической разницы между этим и предыдущим, нет ритмического итога, т.е. стихотворение, в принципе можно и продолжить. Пользуясь логикой других Ваших рецензентов - можно и не начинать (вторую часть). С уважением - ТТ.

Кангаур   01.05.2006 16:31     Заявить о нарушении
Спасибо Вам!
Очень ценю столь взвешенную и вдумчивую критику. Хотя, мужские и женские клаузулы здесь пересыпаны по всему тексту самым причудливым и прихотливым образом. Но я понимаю, что Ваши слова несомненно относятся и к ощущениям смысловой завершенности и органичности неких ритмических фрагментов. По сути дела мы пытаемся взвесить пылинки на ладонях, и слишком многое тут зависит от чувствительности кожи ( я здесь не о глубине "чувствования", а о его модусе, от рисунка линий). Что же до ритмического акцентирования коды этого стишка, то и здесь никоим образом не хочу и не могу подвергать сомнению правду Вашего восприятия.
Ваш отзыв это осмысление самой природы стихотворения через некие
"инструменты" просодии и композиции. И копнули Вы очень глубоко.
Но мне кажется всё же, что именно в этой, открывающейся в многоточии перспективе, скажем так, некоторого "домысливания", текст категорически противится всякому своему продолжению, требует не вербального выдоха. Впрочем, я опять о попытках взвесить призрачные пылинки с аптекарской точностью.

Еще раз спасибо!

С уважением,
Олег

Горшков Олег   09.05.2006 09:36   Заявить о нарушении
На это произведение написано 17 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.