О понятиях и понимании, 1

«Слова» и «понятия» - не одно и то же. «Слова» - названия «понятий». А «мысль» - цепочка ассоциативно связанных между собою «понятий».
Озвучивание мыслей цепочками слов, соответствующих задействованным понятиям - речь.
Язык – совокупность слов и правил их сочетания, достаточная для изложения любых понятий и мыслей в рамках взаимосвязанной понятийной системы общности индивидов (народа).

Слово – набор звуков, код, прикрепленный к понятию. К нему можно прикрепить и другое – жест, световой сигнал и т.д. А разные языки?..
Система понятий – одна; систем кодов – сколько угодно.

Наша понятийная система замкнута. Что-то одно можно описать только через другое, любое понятие – через другие понятия. Так устроено наше сознание – своего рода замкнутая Вселенная идеальная, отражающая и дополняющая материальную.
В этой большой сфере есть основные узлы – категории.
Из большой сферы можно условно выделить некоторые малые понятийные общности…

«Самые продвинутые» одиноки, потому что у них самый продвинутый внутренний мир. Т.е. сознание – шире, глубже и больше. Именно то, что стоит за известными нам пределами, чем отличаются понятийные сферы, и приходится «понимать». «Понимание» - приведение в соответствие двух или более идеальных миров, понятий и более сложных структур, из них состоящих.
Иногда отличия столь существенны, что понять крайне трудно, даже и невозможно. Особенно, когда «понимать» нет желания или понимательный инструмент не силен.
Если хочешь быть понятым, надо, прежде всего, прикладывать собственные усилия.

В сочетаниях слов – великая тайна. Запятая или перестановка слов дают другой смысл. И даже один текст люди понимают - по-разному.

Собственно, «задница» и «голова» - только названия. Слишком часто у нас переименовывали города, улицы… Могли и части тела случайно переименовать. Или специально. Откуда мы знаем?

Я полагаю, если существует понятие, например, понятие «информации», значит, оно людям понятно. Оно было создано не на пустом месте, выстраивалось постепенно и дорабатывается непрерывно, используется повсеместно многими. Оно «понятно» - в той мере, насколько «понятие» разработано.
Нет четкого определения? Да, в этом трудность. Обыкновенная и решаемая.
Не всякую работу сознания удается удовлетворительно объяснить и описать, формализовать сразу. Здесь как раз такой случай. Понимать - понимаем, а сказать «что» - не можем. Пока.
Понятийная сфера разума замкнута. И что-то одно можно описать только через другое. Я предлагаю один из возможных вариантов системы категорий сознания. В рамках данной системы описывается и категория «информации».

Определить что-то строго можно только в рамках взаимосвязанной системы категорий, каркасно охватывающих весь идеальный мир человечества. И, если некоторое понятие не поддается ясному, однозначному определению в рамках существующих категорий, значит, недостаточно хороша вся существующая система.
Любое понятие, объект идеального мира, должно быть увязано с миром материальным. Все сущие связи, взаимодействия мира материального – гравитационные, электромагнитные, химические, биологические, социальные и прочие – материальные первопричины идеальных объектов. И материальные, и идеальные связи объединяются одним понятием «информация». Поэтому и возникает некоторая путаница.

Что может быть шире определения материи?

Вы отрицаете существование материального мира, независимого от сознания человека? И саму возможность познания объективной реальности?
В идеальном мире, в сознании можно строить миры отвечающие в различной степени миру материальному и даже абсолютно к нему не привязанные. Что, впрочем, вряд ли.
Есть и критерий соответствия нашего субъективного идеального объективному материальному. Как известно, это – наш опыт.
Наши понятия всегда ограничены, но они развиваются, и структуры идеального мира во все большей степени покрывают собою структуры аналоги мира материального.
Несоответствие идеальных структур материальным (без учета, конечно, материальности как таковой), взаимоподтягивание качественных сфер, в частности, опережающих структур материального и идеального и являет собою сегодня – развитие мира посредством разума человека.
Все сказанное можно отнести и к категории «времени», описывающей череду изменений реальных. Развивается мир, человек – развиваются и наши представления, в том числе и о «времени». Можно выделить несколько различных представлений о «времени», по сути, несколько смыслов у одного и того же слова. А может быть, чтоб не запутываться, новым понятиям лучше давать новые имена.

Чтобы ответить на все эти вопросы, нужно, для начала, разобраться, что такое «понятия». На мой взгляд…
Структура понятия - иерархически сетевая. Понятия простейшие, нижнего уровня - суть выделенные, фиксированные диапазоны восприятия тех или иных, отдельно взятых органов чувств: зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса или других. Например, если температура выше каково-то уровня, возникает понятие "жарко" и, как следствие, - "активность", или, наоборот, "пассивность". Это уже другой тип простейших понятий - элементарные движения органов ответных реакций. Так возникает связка понятий, простейшая их цепочка.
Понятия второго уровня складываются в систему минимум из двух или более понятий первого уровня и могут иметь связи с другими понятиями второго или других уровней. Понятия третьего уровня складываются из понятий первого и второго уровней. И т.д.
Понятия, отвечающие материальному миру, формируются в процессе жизнедеятельности субъекта на базе значимых для него и сходных по своему значению отражений, помещающихся в некую назначаемую и затем, в процессе дальнейшего опыта, корректируемую субъектом сумму сторон. Каждая сторона идеального объекта - диапазон характеристик, которые согласен признать субъект за объектом материальным, относя его к данному идеальному объекту.
 Понятия, частично отвечающие объектам материального мира или не имеющие материальных объектов-аналогов, формируются на базе ранее построенных понятий. Т.е. в основе любых понятий - взаимодействие субъекта с окружающей его средой.
Сознание - многомерная сфера понятий, где каждое понятие - сфера меньшая целого. "Я" путешествует между понятиями и, объединяя их, порождает мысль, которая, по существу, - связь между понятиями.

Вера основывается на понятиях, которым мы не требуем доказательств. Знание – на понятиях, которые мы в любой момент можем подтвердить опытом.
Если нам известно «понятие», т.е. наш идеальный мир располагает данным идеальным объектом, - это знание данного идеального объекта. Если мы соотносим данное понятие, раскрываем его в мире материальном (производим некое действие), и проведенный опыт показывает нам соответствие нашего понятия объекту аналогу материальному, можно говорить о знании – ясно, что относительном, - данного объекта, участка материального.
Понимание – процесс восприятия и раскодирования передаваемой информации в каких-либо кодах, например, словах. Если мы располагаем данным понятием и знаем соответствующий ему код, информация нам понятна. Простейшего понятия или сложного комплекса – категории, представления, некой картины…
«Знания древних» были более приближены к миру материальному, живому опыту… поэтому их «понятия» - драгоценны и не всегда нам понятны.
Доказать нечто другому можно - только последовательно согласовывая понятия, все необходимые по данному вопросу категории и понятия. Если оппонент соглашается с вашей системой понятий, значит вы ему доказали.

Если нам известно «понятие», т.е. наш идеальный мир располагает данным идеальным объектом, - это знание данного идеального объекта. Доказать нечто другому можно - только последовательно согласовывая все необходимые по данному вопросу категории и понятия.
Конечно же, знание необходимо. Знания развились, как продолжение умений материи, на их основе - как новое умение формировать базу данных. Да, знания вторичны к умению. Невозможно каждому перепробовать все умения человечества натурально и уметь все. Но каждый может, просмотрев знания, выбрать из них и научиться избранному умению. Важно не отрывать одно от другого. Многие человеческие умения возможны лишь при наличии знания; а знания, безусловно, имеют смысл лишь тогда, когда они применяются в жизни. Хотя бы и редко.

Все, что применить вообще невозможно, - наверное, все-таки не является знанием. И рано или поздно исчезнет, как ненужная, избыточная, недостоверная информация.

Любой вопрос поддается серьезному обсуждению лишь в хорошо разработанной, взаимосвязанной категориальной системе, и найдется ли на него достойный ответ в решающей степени и зависит, насколько хорош используемый аппарат категорий.

Понятийная сфера разума раскрыта в мир для своего расширения, однако же она замкнута. Что-то одно можно объяснить только через другое. Система категорий – связанные между собою в каркас краеугольные камни, все вместе поддерживающие сознание.
Двумя категориями, понятно здесь не обойтись, их несколько больше.
Все абсолютно структуры, как материального, так и идеального мира, располагают вполне определенным количеством исчерпывающей информации. А субстанция, которой как таковой в мире материальном (ММ) не существует, – идеальная категория плоти, располагающая минимальным, возможно, единичным количеством исчерпывающей информации.
В ММ не существует субстанции потому, что, если б она была, ничего бы иного не было, никаких структур, абсолютно! Невозможно обосновать какой-либо переход от субстанции к структурной материи.
Использование предлагаемой категории «исчерпывающей информации» (минимального количества информации, с помощью которого можно описать всякий объект) – крайне удобно для самых различных задач.

Некоторые смыслы настолько взаимосвязаны, что их трудно расставить по порядку возникновения. Известный пример – курица и яйцо. А еще, может быть, - мир и наше сознание.

На абсолютную истину не претендую. Но думаю, что владею истиной относительной – относительно себя т.е. Одной из граней истины абсолютной. По всей видимости, вы владеете другой гранью. Из таких граней и складывается понятие или представление не индивидуальное, но коллективное; из представлений индивидуальных – общий мир идеальный или, по диалектическому материализму - общественное сознание.

Чем больше недублируемых качеств распознается в объекте, тем его описание (внешняя информация, структура идеального мира) в большей мере соответствует объекту как таковому (внутренняя информация, структура материального мира объекта).

Дело ведь не в том, часто ли встречаются какие-либо слова и их сочетания. А насколько они отвечают действительности. Той, которая внутри и вне нас. Просто ли мы мешаем слова, копируем штампы или осмысленно употребляем понятия.

Чтобы научиться языку птиц и зверей, надо пожить вместе с ними, их жизнью. Как, например, Маугли. Но потом трудно вернуться к людям.

Очень интересное сравнение! Единый мир мясорубкой сознания рубим на фарш понятий.

Никогда и ни с кем не было «полного понимания», узнавание сердцем - да. Мгновенные откровения некоего сродства… наверное, душ.
Люди все разные. И требуется не полное понимание, а терпимость. Короче, будем друг друга терпеть! От взаимотерпимости, по крайней мере, не будет войны.

Самое сокровенное, что, действительно, хорошо бы понять, находится между строк, между слов… и связывает собою буквы, в том числе и наши духовные, внутренние, - в слова и строки.

 «К какому миру(идеальному или материальному) вы относите сам процесс образования связей между понятиями? - может к "активному началу"?»

Хороший вопрос!
Связи между понятиями (ассоциации) возникают в результате опыта индивида – так же, впрочем, как сами понятия. Сложнейшие процессы прямых и обратных связей между частями Единого, обладающими «я» (т.е. субъектами), и окружающей их средой, накопление базы данных «следов» взаимодействий и ее обобщение, структуризация – рождает понятия объектов и понятия связей между объектами - ассоциации.
Идеальный мир – мир следов, понятий, ассоциаций… Изменения идеального мира (в нем самом изменения) – не обязательно ведут к изменению материального, реального, сущего.
Активное начало являет себя - в изменении материального и идеального, осуществляет взаимодействия между ними.

«Мне не понятно ,какие "идеальные" в вашем определении понятия не имеют аналогов в материальном мире (и как они смогли образоваться?)»

Первичные понятия обязательно имеют аналоги в материальном, отталкиваются от восприятия материального. Более сложные идеальные объекты возникают на базе уже существующих. Я об этом выше писал. На определенном этапе развития психики и сознания они способны создавать понятия-комплексы, не имеющие прямых аналогов в материальном, однако базирующиеся, конечно, на понятиях более простых, имеющих аналоги.
Такие объекты идеального мира наше «я» может целенаправленно переносить, воплощать их идею, облекать в плоть в мире материальном. Таким образом мы сознательно осуществляем развитие мира.
Например, появилась идея компьютера. Его не существовало в материальном… Но человек по сценарию своего идеального воплотил его в материальном. Таких примеров сколько угодно…

Во многом с Вами согласен. Знания являются множеством, вполне ограниченным.
Только я бы двумерное рассмотрение расширил до многомерного.
Наше сознание содержит в себе многомерную понятийную сферу, число измерений которой неким образом связано с общим количеством установленных ассоциаций (связей между понятиями).
Знания - это минимальная информация, необходимая для хранения или передачи существующих в оперативной (сознание) или долговременной (общественное сознание) памяти сведений об объектах идеального мира (ИМ). Отметим, что у знаний должно отсутствовать дублирование понятий и связей. Т.е. знания - это исчерпывающая информация о содержании ИМ, всего или каких-то его частей.

Знания в той или иной мере отвечают объективной (не зависящей от человека) внутренней структурной информации объектов материального и/или идеального мира.

В свое время Ф. Энгельс выдвинул гипотезу, что наука движется вперед пропорционально сумме знаний, накопленных предыдущими поколениями. При этом происходит непрерывное уменьшение времени удвоения знаний.
Таким образом, под знаниями можно понимать возведенную в степень сумму:

Z = (Иnпон + Иnсв)**k

Здесь:
 Иnпон – вся исчерпывающая информация о понятиях;
 Иnсв – вся исчерпывающая информация о связях между понятиями, ассоциациях;
 k – коэффициент, k 1

«что круг вовсе не круг, а всего лишь его подобие. И внутри круга обнаруживаются "слепые" пятна, разрастающиеся с ростом радиуса.»

Внутри понятийной сферы понятия расположены не равномерно, есть и «белые» зоны. И выбирают знания из общей сферы (долговременной памяти) в свою индивидуальную – каждый по-своему.
Что же касается «не знания», неопределенный массив его касается внешней границы многомерной сферы понятий.
Двумерная картина мира понятий и знаний тоже верна и является плоской проекцией многомерной сферы.
Глаза – двусторонний, главный информационный канал связи нашего внутреннего мира с внешним.
Если так разобраться, слух, вкус, обоняние – каналы односторонние. И только осязание в какой-то мере можно назвать еще одним двусторонним каналом, намного менее информативным. Односторонними каналами связи вовне являются всякие издаваемые нами звуки, запахи, движения тела.
Речь и письмо - опосредованные каналы связи, вторичные.
И лишь глаза напрямую передают всем способным воспринимать, равным с нами, наш внутренний мир. А также наиболее быстро, масштабно и качественно воспринимают информацию о мире внешнем и передают ее в наш мир внутренний.

Дело, конечно же, не в словах, которые все мы понимаем по-разному. А в смыслах. Найти собственное понимание смысла не каждому удается, многие просто повторяют слова – «Бог, сознание, субстанциональность»… не понимая насколько разные стоят смыслы за ними. И ведь неоднозначность смыслов – абсолютно нормальна!
Глубоко копаете! Однако, копание внутри себя, само по себе, не несет Смысла, разве что, иногда, – радости откровения... опять-таки, для себя. Но! Как же результат можно донести до другого? Мало, кто понимает… не слова – понятийные штампы, а то, что за ними… может быть, действительно, - «непосредственное познание»? Но как же непосредственное познание» можно сообщить кому-то другому? Взглядом? движением?.. стихотворением?.. Откуда оно возникает? Никакого объяснения «непосредственному познанию», вроде бы, не существует.

Под «идеальным» я везде понимаю (и мне кажется, уже много об этом писал) мир понятийный. Психика и сознание, на мой взгляд, составляются из понятий – объектов идеального мира. В материальном мире первопричиной, аналогами этих объектов являются – частицы, атомы, тела и т.д.
Понятие - основополагающий элемент идеального мира у представителей животного царства.
Структура понятия - иерархически сетевая. Понятия простейшие, нижнего уровня - суть выделенные, фиксированные диапазоны восприятия тех или иных, отдельно взятых органов чувств: зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса или других. Например, если температура выше каково-то уровня, возникает понятие "жарко" и, как следствие, - "активность", или, наоборот, "пассивность". Это уже другой тип простейших понятий - элементарные движения органов ответных реакций. Так возникает связка понятий, простейшая их цепочка.
Понятия второго уровня складываются в систему минимум из двух или более понятий первого уровня и могут иметь связи с другими понятиями второго или других уровней. Понятия третьего уровня складываются из понятий первого и второго уровней. И т.д.
Можно утверждать, что каждому виду жизни отвечает вполне определенный, максимально возможный для него на данный момент уровень развития понятий.
На понятиях простейших, непременно имеющих аналоги в материальном строятся понятия, аналогов не имеющие.
Взаимодействие между структурами объектов материального и идеального, взаимоподтягивание этих структур – движет развитие и познание.
Представленная дискретная картина, понятно, условна, однако удобна для анализа, изложения… В реальности мир непрерывен, по крайней мере, материальный. Однако с теми же самыми рассуждениями можно пользоваться не целыми величинами, а дифференциально-интегральным счислением.
Некий «мир идей», существующий вне понятийного мира, на мой взгляд, невозможен.

Не просто, конечно, разобраться в сложных структурах, многомерно переплетенных и взаимосвязанных, выделить в живом «краеугольные камни» категорий многим представляется невозможным. Однако мы делаем карту с местности, чертим схему прибора, доказываем математические теоремы… Отчего же нельзя предположить схему сознания? Хотя, конечно, это вещи по своей сложности, уровню иерархии на лестнице эволюции структур - не сопоставимые.
Тем не менее, некоторые пытались создавать системы основных категорий…
На мой взгляд, основными категориями сознания удобно считать следующие: субстанция, мир материальный (материя), мир идеальный (понятия), активная инстанция; пространство, время, структура, информация.
Мои определения этих категорий можно найти в главе «Категории» и некоторых других главах, трактата «Категории и сознание»
http://www.proza.ru/2002/10/28-32
Несмотря на то, что кто-то «отказывается жить по понятиям», без понятий и понимания жить никому еще не удавалось.
Основным отличием жизни, живого, организма от тела неорганического и является наличие идеального мира понятий, в той или иной степени развитых.

Ни одно слово не возникает случайно, в каждом обращении к нам есть смысл, и его надо понять. Это та информация, обратная связь, которая помогает создавать адекватную картинку реальности.

Понимание в жизни так редко, мгновения его - драгоценны! И запоминаются на всю жизнь.


Рецензии