Три прощания
Не судите строго - автору творения было тогда всего 19.
Тихо шелестела под ногами осенняя листва, в вечернем небе слабо мерцали точки звёзд. Ещё тёплый встречный ветер приятно обволакивал лицо.
Она снова шла к тому, от кого уже столько раз уходила и ровно столько же возвращалась. Шла и знала, что всё равно уйдёт, не знала только, когда.
Что есть счастье ? Не редко ли мы задумываемся над истинным его смыслом ? И как уже обесценилось в наших буднях это понятие. Мы давно уже не стремимся к бОльшему, удовлетворяясь малым, живя лишь сегодняшним днём. Да, кому-то хочется высоты, необъятности, дали, но редко дело заходит за грань желаний, в область воплощения. Ведь сколько надо нравственных сил, чтобы, отвергая рабскую потребность в малом, стремиться к большому !
Так и живём, довольствуясь мелкими подачками судьбы, обедняя себя и не замечая этого. До поры. А потом приходит расплата. И хочется повернуть колесо времени вспять, и многое переделать, подправить, вычеркнуть.
Жизнь – спектакль, но его премьера проходит, и больше он не повторяется.
Что она представляла из себя ? Горячее сердце, горячая голова. Необдуманные поступки, последующее раскаяние, стремление к чему-то, надежда на что-то, изредка просыпающаяся злость на себя за детскую наивность и нелепые неудачи, и постоянная потребность в откровении. Такой примерно была её сущность. Она далеко не всегда могла в себе разобраться.
Когда-то в ранней юности её назвали чистой натурой.
И вот она шла. Было время, когда они любили друг друга, но влекла её к нему уже далеко не любовь, а обычная привычка. Так же человек привыкает к сигарете, ко лжи, ведь человек, как известно, привыкает ко всему.
Они знали, что любовь, если это была действительно она, уже давно ушла из-за постоянного недовольства друг другом, недомолвок, мелких и крупных обид.
Но по банальной привычке они продолжали встречаться, прекрасно зная, что никогда не будут вместе. Необходимо было какое-то событие, неожиданное обстоятельство, вмешательство, наконец, которое смогло бы разорвать этот заколдованный круг, эту цепочку само- и взаимообманов. А пока всё было по-старому.
* * *
Дождя не было, хотя небо, хмурившееся ещё с утра, недвусмысленно грозило ливнем.
… Она снова шла к нему. Так же шуршали опавшие листья, так же бездумно мерцали звёзды, так же в душе было пусто и беззвучно.
«Как повинность несу», - вдруг подумалось ей. – А ведь всё от скуки». Да, это было так: оказалось некуда деть очередной вечер, и было всё равно, чем заполнить пустоту. Срабатывала привычка, и вот снова, напустив на свои размышления о ненужности их встреч завесу тумана, она шла, чтобы просто провести время.
И вдруг словно что-то проснулось в ней: неожиданная досада на собственную слабость, на нежелание сопротивляться своим сиюминутным побуждениям.
Она повернула.
Ей, как и всем, хотелось счастья. Большого, красивого, настоящего. Уже не раз она ошибалась, но ведь от ошибок не застрахован никто. Может, кто-то умудряется учиться на чужих ошибках, но большинство приобретает жизненный опыт ценой собственных, ценой болезненных разочарований и больших и малых обид.
Она была, однако, не из тех, кто дует на воду, обжегшись на молоке. Скорее наоборот, оставалась такой же откровенной, доверчивой, немного наивной. И по-прежнему мечтающей о счастье. Главное не претерпевало изменений: всё та же надежда на лучшее, честность и жизнерадостность.
Есть такое свойство психики – пластичность: человек непроизвольно перенимает от того, с кем близко общается, многие внешние стороны поведения, жесты, интонации речи. Вследствие этого так же непроизвольно происходит духовное сближение большее, чем обычно, и быстрее. Она обладала этой чертой.
Получилось так, что вы познакомились. И не думая ни о чём, не загадывая, она шла к тебе, шла каждый вечер, чтобы только не пойти больше к нему.
Дни текли своей неторопливой чередой, довольно скоро она ощутила в себе перемену: её всё меньше тянуло к нему, и всё больше – к тебе.
* * *
Природа бушевала. Дождь хлестал, не переставая и не утихая ни на минуту. Частые жёсткие капли падали на сухую землю, мгновенно впитываясь в неё. Зигзаги молний изредка перечёркивали тёмное небо, освещая скрытую вечерней тьмой и олицетворённую в её фигуре беззащитность и грусть.
Что же случилось с ней, такой в последнее время спокойной и ко всему равнодушной ? Тогда она сама ещё не осознала этого.
А она, случайно познакомившись с тобой и долгое время не испытывая к тебе никаких чувств вплоть до элементарного женского любопытства, вдруг поняла, что в её душе произошло возрождение того, о чём она давно уже забыла. По её щекам, мокрым от дождя, текли слёзы. Это были слёзы очищения.
Она не могла поверить себе, но – она любила !
Природа не терпит пустоты…
Несчастен тот, кто не испытал блаженства любви, сладости той грусти, которая, делая порой очень больно, одновременно дарит счастье высокого чувства.
Она любила и была готова жить для любви, которая принадлежала тебе. Ты ещё забавлялся. В тот вечер ты не знал и не мог знать о том, что творится с ней. И только случайно заметив, что глаза её влажны от слёз, задумался…
А следующий день принёс тебе это неожиданное известие. Что ты чувствовал тогда ? Она подарила тебе стихи, которые продиктовало ей её сердце, открывшееся после столь долгого заточения в самом себе. Как билось это сердце, пока ты читал посвящённые тебе строки, как трепетало оно от твоего взгляда и как оно надеялось, посмело надеяться !..
А потом было чудо: исполнилось её невыполнимое, как она думала, желание. Ещё несколько дней она могла быть рядом с тобой, на несколько дней отодвинулась неизбежная разлука.
С каким нетерпением ждала она теперь каждой встречи с тобой. Уже не от скуки и не от безделья уходила она из дома по вечерам. На крыльях огромного чувства она летела к тебе, желая и ожидая только хорошего.
Ты перестал играть. Что говорить, ты и не предполагал, что всё так обернётся, этого никто не мог предположить.
И вот пошла любовная, полная сладости, круговерть.
Она буквально горела тобой, и то, чего раньше не замечала, вдруг заметила, чего не ценила – оценила. Как пленяли её мелочи, в которых ты превосходил самого себя ! Ты угадывал её мысли, желания, ты понимал её с полуслова, полувзгляда. И каждой этой каплей наполнялась чаша её любви. Она не спрашивала у тебя взаимности, не хотела слышать горькую и неизбежную правду. Ей и так было хорошо с тобой.
Ты тонко чувствовал движения её души и не хотел огорчать её. Тем более, что и тебя эти вечера радовали.
Вы часто бывали вместе в городе. Она дурачилась, смеялась, ты подыгрывал ей, и оба были довольны и, судя по всему, счастливы.
Она боялась, ты пожалеешь о том, что задержался по её просьбе, и хотела, и делала всё, чтобы не только ей, но и тебе было хорошо.
Она любила оставаться с тобой наедине…
Много было счастливых минут, ведь разлука была сравнительно далека. Тогда оставшиеся четыре дня казались ей и мизером – и счастьем.
Целых четыре дня она могла ещё быть с тобой, смеяться, радоваться. Потом осталось три. А потом два. И были слёзы, много слёз…
Тебе было жаль её и, наверное, немного жаль себя. Для тебя всё было пройдено, все вопросы решены, жизнь устроена.
* * *
В тот день случилось так, что вы, договорившись встретиться в городе, разминулись. Она приехала домой. Твоё окно было тёмным. Прошёл час, два.
Она ходила по тёмной дороге и не могла сдержать слёз обиды. Как только могло это прийти ей в голову, но она подумала, что ты уже никогда больше не будешь рядом, что ты просто расстался с ней раньше, чем было решено. Просто обманул. Зачем ? Может, не хотел болезненной процедуры прощания, обещания писать.
Многое передумала она за эти часы. А потом в твоём окне зажёгся свет.
Она не зашла, как обычно, без стука. Позвонила. Ты открыл.
… В тот вечер она не смеялась. Было мгновение, когда ты испугался, что она уйдёт. Но нет, она не ушла. Хотела – и не смогла. Пойми, она ЛЮБИЛА тебя.
Слёзы. Учёные пришли к выводу, что слёзы, появляющиеся от смеха, близки по своему составу к воде, а слёзы горя, обиды, боли содержат элемент, успокаивающий нервы.
Успокаивал ли этот элемент её и твои нервы ? Ты плакал. Трудно вспоминать.
Та незабываемая ночь, бессонная, вся в слезах ночь накануне разлуки…
« Скажи, что делать ? Как скажешь, так и будет !» - в отчаянии крикнул ты, не в силах больше выносить этой пытки.
Она испугалась за тебя. И в ту минуту перестала думать о себе, о своих чувствах. Она подумала о твоей жизни, о твоём счастье. Она любила и была счастлива с тобой, но ведь ты уже нашёл свою судьбу.
Минуты мучительного сомнения. Наконец она прошептала: «Лети…»
Что такое разлука ? Это когда люди, подчиняясь внешним обстоятельствам, покидают друг друга ? Нет. Разлука – это жесточайшее насилие над чувствами. Это страшно – разлука !
Дорога, последняя дорога, по которой вы шли вместе.
Она смотрела на тебя и видела твою усталую походку, словно постаревшее за эту ночь лицо, тоскливый взгляд. Твои голубые глаза стали цвета пасмурного в тот день неба.
Жёсткие порывы ветра били по щекам, холодный воздух метался, как затравленный зверь. Казалось, сама природа гневно противилась вашей совсем уже близкой разлуке.
«Пиши, ты только пиши, слышишь ?..»
«Я обязательно напишу тебе, не переживай, прошу…»
«Ты не сердись, что я плачу, всё нормально…»
«Успокойся, милая, всё действительно будет хорошо…»
«Да, да…»
И снова слёзы, горячие, горькие слёзы… Было уже всё равно, как выглядеть... Она прощалась с тобой !!!
Последние минуты, последние слова, последний прощальный поцелуй.
* * *
Память человеческая ! Как услужливо подсовывает она то, что до сих пор ранит. Но и как щедро дарит воспомнания о минутах счастья, позволяя хотя бы мысленно вернуться в то время !
Летят дни. Белым бархатом лёг на землю снег. Уже много времени она не видит твоих глаз, не слышит твоего голоса. И, кажется, можно поставить точку…
Но вместо этого... я беру конверт и пишу на нём твой адрес.
До свидания, любимый !
Осень-зима 19.. г.
Эпилог.
Спустя немногим более полугода, долгожданным жарким летом она поехала со своей подругой в незнакомый далёкий край, который казался родным и любимым, потому что там жил ОН.
Не буду долго рассказывать, как давала телеграмму «до востребования», как он не получил её вовремя, спешил, бежал, волновался, и как чудом они наткнулись друг на друга в темноте летней ночи недалеко от почтамта.
"Женя !!!" - воскликнула она и кинулась в его распахнутые объятья.
Потом были три дня путешествия по Волге на большой моторной лодке в компании взаимно понравившихся её подруги и его приятеля. Жизнь в палатках, рыбная ловля, маленькие банкеты на берегу, ясные дни и жаркие ночи.
Затем снова горечь прощания… Только теперь провожал он.
Спустя три дня она не выдержала, и поскольку расстояние всё ещё составляло семь часов пути на автобусе, а не восемь часов самолётом (задержалась погостить у родственников), снова рванулась к нему и душой, и телом. В его городе села в чужую машину, с трудом объяснила, куда ехать и как искать; ей повезло, что это небезопасное предприятие завершилось благополучно.
И был ещё один день и ещё одна ночь, на этот раз действительно последние. Тяжёлое утро. Сумасшедшая усталость. Мучительное расставание. Пасмурный день, мокрое, в разводах от дождя окно междугороднего автобуса, через которое было так плохо видно...
Прошло ещё некоторое время.
Она вышла замуж.
Его жена родила.
Переписка закончилась.
Свидетельство о публикации №106021301611